Новые правила аттестации рабочих мест. Как не заплатить аттестующей компании дважды

221
К каким аттестующим организациям обращаться не стоит Что выгоднее – оплатить аттестацию или заплатить штраф Какие документы нужно представить в трудинспекцию

В Трудовом кодексе предусмотрена обязанность работодателей проводить аттестацию рабочих мест (ст. 212 ТК РФ). На практике далеко не все компании выполняют эту обязанность. А после вступления в силу с 1 сентября 2011 года нового Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда , утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.11 № 342н (далее – Порядок), процедура стала еще более сложной и затратной. Например, если раньше аттестацию можно было провести своими силами, то сейчас придется обращаться к аттестующей организации. Причем неверный выбор такой организации может дорого обойтись компании. Во-первых, если аттестующая организация не будет соответствовать предусмотренным в Порядке требованиям, то трудовая инспекция может обязать провести ее повторно. Это значит, что и оплачивать ее услуги придется еще раз (средняя стоимость аттестации – 400 тыс. руб. на 100 рабочих мест). Во-вторых, компания может решить, что ей выгоднее заплатить штраф в 50 тыс. рублей, чем оплачивать аттестацию. Это может грозить приостановлением деятельности компании на срок до 90 суток. Но есть способы провести аттестацию без головной боли для работодателей.

Выбор аттестующей организации

Компаниям необходимо отнестись к такому выбору с особой тщательностью. Дело в том, что ответственность за проведение аттестации несет работодатель. Аттестующая организация отвечает только за достоверность проведения измерений и оценок, но все равно совместно с работодателем (п. 52 Порядка). А значит, требования по качеству ее проведения в ходе проверок, расследования несчастных случаев на производстве, профзаболеваний, трудовых споров будут предъявляться именно к работодателю. Во избежание неприятностей нужно проверить, соответствует ли аттестующая организация требованиям, предусмотренным в новом Порядке .

Во-первых, в качестве аттестующей организации может выступать только юридическое лицо (абз. 3 п. 6 Порядка).

Во-вторых, аттестующая организация должна пройти аккредитацию. Убедиться, что организация аккредитована, можно, запросив у нее копию уведомления о включении в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Еще можно запросить выписку из реестра в Минздравсоцразвития России (ее должны выдать бесплатно в течение 10 дней) или посмотреть эти сведения на официальном сайте этого ведомства (rao.rosminzdrav.ru) (п. 24 , 25 приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.10 № 205н «Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда <>»). Если аттестация будет проведена неаккредитованной аттестующей организацией, есть риск, что трудовая инспекция обяжет провести ее повторно. А значит, и оплатить услуги аккредитации придется повторно.

В-третьих, аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, у которого проводится аттестация (абз. 4 п. 6 Порядка). Так, раньше компания могла создать дочернее или зависимое общество для того, чтобы оно занималось аттестацией рабочих мест в головной компании. Это широко использовали крупные компании с большим числом работников. Теперь дочерние и зависимые общества не смогут проводить аттестацию, поскольку аттестующая организация не должна быть заинтересована в результате проведения оценки.

В-четвертых, желательно обратиться в разные организации, чтобы узнать расценки на проведение аттестации. Сейчас цены колеблются от 1200 до 6000 рублей за одно рабочее место.

Нововведением является и то, что работодатель сам может решать, привлекать для аттестации одну или несколько аттестующих организаций. В этом случае между такими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на этих рабочих местах (абз. 5 п. 6 Порядка). Такой возможностью выгодно воспользоваться компаниям, имеющим разветвленную структуру с филиалами и обособленными структурными подразделениями, либо тем, которые занимаются одновременно разной деятельностью. Например, компания, оказывающая услуги в сфере общественного питания, имеющая свое производство кондитерских изделий, а также оказывающая экспедиторские услуги, имеет в своей структуре совершенно разные по своей специфике рабочие места. В этом случае аттестация рабочих мест будет отличаться даже по некоторым критериям оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Создание аттестационной комиссии

Как только будет выбрана аттестующая организация, работодатель должен создать в компании аттестационную комиссию и утвердить график проведения работ по аттестации (п. 11 , 44 Порядка). Количество членов комиссии Порядком не установлено. Просто говорится, что в ее состав должны войти представители работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники), специалист по охране труда, представители профсоюза (или иного представительного органа работников), аттестующей организации. Малые и микропредприятия (численность работников которых до 15 человек) могут привлечь специалиста по охране труда по гражданско-правовому договору (абз. 3 п. 10 Порядка). Возглавляется комиссия представителем работодателя (абз. 4 п. 10 Порядка). Состав комиссии и график закрепляются приказом, с которым членов комиссии знакомят под роспись.

Проведение аттестации рабочих мест

Сроки для проведения аттестации устанавливает работодатель. Но каждое рабочее место должно аттестовываться не реже чем каждые пять лет. Этот срок считается со дня завершения последней аттестации (п. 8 Порядка). Также в определенных случаях работодатель обязан проводить аттестацию внеплановую.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ.

Внеплановая аттестация проводится в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации. Работодатель обязан провести внеплановую аттестацию также в случаях выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда; замены производственного оборудования; изменения технологического процесса; изменения средств коллективной защиты (п. 47 , 48 Порядка).

Поэтому если в компании появляется новое рабочее место, то придется провести внеплановую аттестацию, причем в течение 60 рабочих дней с даты ввода вновь организованных рабочих мест (п. 8 Порядка).

Раньше этот срок не был предусмотрен, поэтому зачастую компании, которые арендовали помещения, не проводили аттестацию в течение пяти лет (решение Московского городского суда от 26.07.11 по делу № 7-1723). Теперь избежать ответственности вряд ли удастся.

Если аттестацию провела зависимая компания, за нее придется заплатить дважды

Новые правила аттестации рабочих мест. Как не заплатить аттестующей компании дважды Иван Шкловец, руководитель Федеральной службы по труду и занятости РФ:

«Пока нет разъяснений по поводу того, что понимается в пункте 6 Порядка проведения аттестации под «независимыми лицами», которые могут проводить аттестацию. Поэтому следует руководствоваться положениями Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее – закон № 948-1). В нем есть определение «аффилированных лиц» как физических или юридических лиц, способных оказывать влияние на деятельность компаний. Например, ими могут быть члены совета директоров, член коллегиального или единоличного исполнительного органа (ст. 4 закона № 9481). При проверке государственная инспекция труда может выяснить, что материалы аттестации не соответствуют требованиям законодательства (в том числе требованиям о независимости компании и аттестующей организации). Тогда она может признать проведенную аттестацию недействительной и обязать компанию привести ее результаты в соответствие с экспертным заключением. Это означает, что аттестацию придется провести еще раз уже с помощью другой аттестующей организации».

Сначала аттестационная комиссия должна составить перечень рабочих мест (по форме, установленной в приложении № 1 к Порядку). Там же должны быть различные факторы производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности средствами индивидуальной защиты. При подсчете рабочих мест нужно учитывать аналогичные рабочие места (п. 12 Порядка).

Причем по новому Порядку аналогичными местами будет трудно признать офисные места, поскольку они при всем желании не могут быть идентичными друг другу: в одном помещении может быть установлено разное освещение, компьютерное оборудование и т. д.

Если аналогичные рабочие места одного наименования все-таки есть, то на них составляется одна карта аттестации – на первое рабочее место из списка аналогичных (п. 2 приложения № 3 к Порядку). Оценка вредных или опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах будет производиться выборочно (величина выборки 20 процентов, но не менее двух рабочих мест) (п. 40 Порядка).

После этого аттестующая организация проводит четыре вида оценки условий труда – соответствия условий труда гигиеническим нормативам, травмоопасности рабочих мест, обеспеченности работников средств индивидуальной защиты и комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

По результатам оценки аттестационная комиссия рассматривает отчет о проведенной аттестации в течение 10 календарных дней с даты его поступления и подписывает протокол заседания. К отчету прилагается довольно внушительный пакет документов по результатам аттестации.

Эти документы передаются работодателю. Затем в течение 10 рабочих дней работодатель подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета. После оформления всех документов нужно ознакомить работников с результатами в карте аттестации (ст. 212 ТК РФ, п. 44 Порядка).

Результаты аттестации (сводную ведомость) и сведения об аттестующей организации работодатель в течение 10 календарных дней направляет в трудинспекцию (п. 45 Порядка). За нарушение этого срока компания может быть оштрафована на сумму от 3 до 5 тыс. рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

ВОПРОСЫ В ТЕМУ

Что грозит компании в случае непроведения аттестации?

На компанию может быть наложен штраф в размере от 30 до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а на руководителя компании – штраф от 1 до 5 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Нужно ли проводить аттестацию заново, если работники одного отдела были переведены в дочернюю компанию, но остались сидеть на своих рабочих местах?

Да, нужно, поскольку поменялся работодатель. Компания не может признавать результаты аттестации, проведенные другим работодателем (п. 1 , 6 Порядка).

В связи с введением нового Порядка проведения аттестации рабочих мест нужно ли проводить аттестацию повторно уже по новым правилам?

Нет, не нужно. Результаты аттестации, проведенной в соответствии со старым приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.07 № 569 , действительны до проведения очередной аттестации (п. 3 приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.11 № 342н).

 

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль