Отдел маркетинга запланировал стимулирующую лотерею. Как уведомить госорганы о новой рекламной акции

830
Какие госорганы нужно уведомлять о стимулирующей лотерее Почему стимулирующую лотерею лучше проводить тиражным способом Что делать, если получен запрет на проведение лотереи

Когда компании нужно повысить лояльность покупателей (клиентов) или ввести на рынок новую продукцию, необходима рекламная акция. Один из наиболее эффективных вариантов – розыгрыш призов среди потребителей, которые приобрели товар или воспользовались услугами компании. Но если мероприятие с розыгрышем призов подпадает под понятие стимулирующей лотереи, то о его проведении нужно предварительно уведомить уполномоченный орган (ст. 7 Федерального закона от 11.11.03 № 138-ФЗ «О лотереях», далее – закон № 138-ФЗ). За проведение лотереи без такого уведомления компании грозит штраф в размере от 50 до 500 тыс. рублей (ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ).

Рекламные акции, о которых нужно уведомлять

Проведение розыгрыша призов среди потребителей может отвечать признакам стимулирующей лотереи.

Во-первых, участие в стимулирующей лотерее должно быть бесплатным и может быть обусловлено только приобретением товаров или использованием услуг компании (п. 2 ч. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 16 закона № 138-ФЗ). Призовой фонд такой лотереи формируется не за счет покупки лотерейных билетов участниками, а за счет средств компании – организатора лотереи (п. 2 ч. 3 ст. 3 закона № 138-ФЗ).

Во-вторых, стимулирующая лотерея должна быть связана с конкретным товаром или услугой, и предложение об участии в такой лотерее должно быть размещено способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) с проводимой лотереей (п. 3 ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 16 закона № 138ФЗ). Например, предложение об участии в лотерее может быть нанесено непосредственно на упаковку товара.

В-третьих, одним из существенных признаков любой лотереи (в том числе стимулирующей) является принцип случайного определения выигрышей (п. 4 ст. 2 закона № 138-ФЗ). То есть розыгрыш призового фонда должен проводиться по заранее определенному алгоритму, и этот алгоритм не должен зависеть от воли и действий участников лотереи – например, выигрыш не может зависеть от суммы покупки.

Если запланированная рекламная акция полностью подпадает под вышеуказанные критерии, то необходимо подать уведомление о проведении стимулирующей лотереи.

Направление уведомления

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи подается не позднее чем за 20 дней до ее проведения в уполномоченный орган (ч. 3 ст. 7 закона № 138-ФЗ). Выбор уполномоченного органа зависит от территории проведения лотереи. Если она проводится на территории всей России или хотя бы нескольких субъектов РФ, то уведомление нужно подать в ФНС России (п. 2 постановления Правительства РФ от 05.07.04 № 338 «О мерах по реализации Федерального закона “О лотереях”», ч. 4 ст. 3 закона № 138-ФЗ). Если компания проводит региональную или муниципальную стимулирующую лотерею, то определить уполномоченный орган, в который следует подавать уведомление, сложнее. Дело в том, что в каждом регионе и муниципальном образовании эта функция закреплена за совершенно разными органами. Например, в Москве уведомление нужно подать в Департамент экономической политики и развития города Москвы (п. 1.2 постановления правительства Москвы от 14.06.05 № 430ПП «О регулировании лотерейной деятельности в городе Москве»).

Составление уведомления

Обязательная форма уведомления о проведении стимулирующей лотереи законодательством не установлена. В ФНС России уведомления подаются в произвольной форме (п. 24 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по рассмотрению в установленном порядке уведомлений о проведении всероссийских стимулирующих лотерей, утв. приказом Минфина России от 31.10.11 № 144н, далее – регламент № 144н). Но некоторые уполномоченные муниципальные и региональные органы власти устанавливают свои формы. В любом случае в уведомлении важно указать все данные, предусмотренные в статье 7 закона № 138-ФЗ.

Срок проведения лотереи. Необходимо указать конкретные сроки начала и завершения мероприятия с учетом того, что срок проведения всей акции не должен превышать 12 месяцев (ч. 4 ст. 7 закона № 138-ФЗ).

Способ проведения лотереи. В законе предусмотрено три вида лотерей по способу проведения – тиражная, бестиражная или комбинированная. При бестиражной лотерее (ее часто называют моментальной) участник сразу может узнать о своем выигрыше или проигрыше из скрытых надписей, рисунков или знаков на лотерейных билетах (ч. 1 ст. 19 закона № 138-ФЗ). А тиражная лотерея проводится в два этапа: распространение лотерейных билетов или привлечение потребителей к участию в лотерее иным способом, затем единовременный розыгрыш призов среди всех участников. Комбинированная лотерея включает в себя признаки и тиражной, и бестиражной (ч. 2 ст. 3 закона № 138-ФЗ).

Хотя в законе № 138-ФЗ нет прямого запрета на проведение стимулирующей лотереи бестиражным способом, некоторые уполномоченные органы и суды считают, что такой способ противоречит существу стимулирующей лотереи. Бестиражным способом, по их мнению, можно проводить только обычные лотереи на платной основе (постановление ФАС Центрального округа от 21.07.10 по делу № А68-12021/09).

Территория проведения лотереи. В качестве территории проведения лотереи нужно указать именно ту, на которой реализуются товары (услуги), участвующие в акции (ч. 5 ст. 7 закона № 138-ФЗ). При этом указывать перечень конкретных магазинов, в которых будет проходить акция, не обязательно (постановление ФАС Центрального округа от 25.06.09 по делу № А14-16775/2008/17/30).

Сведения об организаторе лотереи. В уведомлении нужно указать организатора лотереи. Закон № 138-ФЗ не устанавливает, какие конкретно сведения о компании (помимо ее наименования) нужно раскрыть. Но можно исходить из того, что в условиях стимулирующей лотереи, которые в обязательном порядке утверждает организатор лотереи, необходимо указать его юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, ИНН и сведения об открытии счетов в кредитной организации (п. 3 ч. 2 ст. 9 закона № 138-ФЗ). Те же сведения, а также ОГРН и КПП компании-организатора ФНС России вносит в реестр всероссийских лотерей (п. 14 приказа Минфина России от 25.10.07 № 93н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по ведению в установленном порядке единого государственного реестра лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей»). Поэтому в уведомлении тоже целесообразно привести все вышеуказанные сведения.

Наименование товара или услуги. Необходимо указать наименование товара или услуги, с реализацией которых непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи (ч. 2 ст. 7 закона № 138-ФЗ). Например: «Товарами, на стимулирование реализации которых направлена лотерея, являются макаронные изделия «Поваренок» в упаковке из полипропиленовой пленки». Важно, чтобы не было расхождений между наименованием товаров или услуг, указанным в уведомлении, и наименованием, указанным в условиях проведения лотереи. Это может стать причиной запрета на проведение лотереи из-за предоставления недостоверных сведений (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.10 по делу № А40-30050/10-144-114).

Приложения к уведомлению. К уведомлению нужно приложить следующие документы: условия стимулирующей лотереи (требования к их содержанию установлены в статье 8 закона № 138-ФЗ), описание способа информирования участников о сроках проведения лотереи и ее условиях, способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником, способа информирования участников о досрочном прекращении проведения лотереи, нотариальные копии учредительных документов компании – организатора лотереи, порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей. Кроме того, нужно приложить документ с описанием признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь товара (услуги) и стимулирующей лотереи. Обычно эта взаимосвязь описывается в условиях проведения лотереи – например, там указывают, что основные условия лотереи будут размещены на упаковке конкретного товара или будут вложены в упаковку товара в виде рекламных листовок. Тогда вместе с уведомлением надо представить образец упаковки или листовки.

Пункт 8 части 2 статьи 7 закона № 138-ФЗ также называет в качестве обязательного документа справку налогового органа о наличии или отсутствии у компании задолженности по уплате налогов и сборов (ч. 2 ст. 7 закона № 138-ФЗ). Но прикладывать ее не обязательно, если уведомление подается в ФНС России – она может самостоятельно запросить справку в инспекции (ч. 2.1 ст. 7 закона № 138-ФЗ).

Запрет на проведение рекламной акции

В правоприменительной практике вопрос о характере проведения стимулирующих лотерей (разрешительный или уведомительный) является дискуссионным. С одной стороны, закон № 138-ФЗ по-разному регулирует проведение обычных (для них требуется получить разрешение – ст. 6 закона № 138-ФЗ) и стимулирующих лотерей (требуется лишь подать уведомление – ст. 7 закона № 138-ФЗ). С другой стороны, по итогам рассмотрения уведомления уполномоченный орган может запретить проведение лотереи. Решение о запрете может быть вынесено в течение 15 дней со дня получения уведомления (ч. 3 ст. 7 закона № 138ФЗ). Более того, согласно пунктам 46 и 53 регламента № 144н, по итогам рассмотрения уведомления о проведении всероссийской стимулирующей лотереи должностное лицо ФНС России выносит решение о предоставлении права на проведение лотереи или о запрете на ее проведение. Таким образом, по мнению ФНС России, организация всероссийских стимулирующих лотерей носит разрешительный характер.

Основания для запрета. Формально оснований для запрета при проведения лотереи может быть четыре: представление неполного комплекта документов, несоответствие представленных документов требованиям закона № 138-ФЗ, представление недостоверных сведений или наличие у компании задолженности по уплате налогов и сборов (ч. 3 ст. 7 закона № 138-ФЗ). Но на практике бывает, что уполномоченные органы выносят запреты из-за совершенно незначительных недостатков уведомления или комплекта документов или приводят совершенно неожиданные основания отказа, не предусмотренные законом № 138-ФЗ. И такие запреты не всегда удается оспорить в суде. Например, одна компания получила отказ в проведении лотереи, потому что, по мнению ФНС России, один из пунктов условий проведения лотереи противоречил законодательству о персональных данных. Несмотря на то, что закон № 138-ФЗ позволяет запретить проведение лотереи из-за несоответствия представленных документов требованиям не любого закона, а конкретно закона № 138-ФЗ, впоследствии суд поддержал налоговую службу и отказал компании в признании данного запрета незаконным (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.10 по делу № А40-29306/10-139-127).

Последствия запрета. Если компания получила запрет, она может оспорить его в суде или направить повторное уведомление о лотерее, исправив недостатки предыдущего. Но в обоих случаях проведение лотереи откладывается. Возникает вопрос: какие возможны последствия, если компания, не желая терять время, все-таки проведет лотерею, несмотря на запрет, вынесенный уполномоченным органом? Специальную ответственность за это нарушение законодательство не предусматривает. Но на практике уполномоченные органы пытаются привлекать нарушителей запрета к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса об административных правонарушениях. Однако эта норма предусматривает штраф лишь за проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления, а для стимулирующих лотерей закон № 138-ФЗ формально не требует получать разрешение – он требует лишь направить уведомление. По этой причине суды в указанных выше обстоятельствах, как правило, отказывают в привлечении к административной ответственности по этой статье за отсутствием состава правонарушения (постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.08.10 по делу № А56-72410/2009 , Северо-Кавказского округа от 08.12.10 по делу № А53-6157/2010 , Уральского округа от 20.08.09 по делу № А76-5165/2009-58-77). Но суды занимают такую категоричную позицию не всегда. Иногда они исходят из того, что, когда компания направила уведомление с дефектами (приложила неполный комплект документов, указала недостоверные сведения о лотерее и т. д.), она не может считаться выполнившей обязанность по уведомлению о лотерее. Соответственно суд проверяет основания запрета на проведение лотереи и отказывает в привлечении компании к ответственности лишь потому, что приходит к выводу, что компания выполнила обязанность направления уведомления надлежащим образом и запрет проведения лотереи был вынесен незаконно (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.10.08 по делу № А33-4186/08). Поэтому, если запрет на проведение лотереи был вынесен законно, риск штрафа за проведение мероприятия вопреки запрету полностью исключать нельзя.

Акции, о проведении которых уведомлять не нужно (отсутствует признак случайности выигрыша)

Условия рекламного мероприятияПример

Все участники акции имеют право на получение призов (беспроигрышная лотерея)

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.08.11 по делу № А33-19177/2010

Если победитель в акции определяется исходя из максимальной суммы покупки или использованной услуги

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.10.10 № А65-4125/2010

Если победителя выбирает жюри по итогам творческого задания или спортивного мероприятия (например, победителем признается участник, нарисовавший самый красивый рисунок или выигравший соревнование)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.08.10 № А56-1020/2010

ВОПРОСЫ В ТЕМУ

Считается ли, что лотерея носит платный характер, если участники должны отправить sms-сообщения для участия в акции?

Нет, не считается. Это объясняется тем, что в данном случае участник оплачивает услугу оператору связи, эта оплата не является доходом организатора лотереи и не формирует призовой фонд (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.10 по делу № А76-10906/2010).

Можно ли начинать рекламировать стимулирующую лотерею до отправки уведомления?

Одни суды считают, что реклама лотереи еще не является стадией проведении лотереи, поэтому запускать рекламу можно еще до отправки уведомления. Другие суды полагают, что рекламировать лотерею можно только после ее «одобрения» уполномоченным органом, иначе реклама незаконна и компанию можно оштрафовать по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.04.11 по делу № А73-348/2011).

Чем грозит отправка уведомления о лотерее позже установленного срока?

Это считается нарушением порядка подачи уведомления о лотерее. Есть примеры, когда компании за это привлекают к ответственности по части 1 статьи 17.17 КоАП РФ (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.10 по делу № А40-76440/10-106-371).

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль