Мобильная связь. Как не переплатить оператору за лишние услуги

307
Запросив детализацию счета за мобильную связь, можно узнать о подключении платных услуг, которые вы не заказывали. Эта подборка вопросов поможет не попасться на самые распространенные уловки операторов сотовой связи.

Мобильная связь. Как не переплатить оператору за лишние услуги
Юрий Момот, заместитель руководителя территориального управления Роспотребнадзора по г. Москве

1. В роуминге мой баланс по счету ушел в минус, образовался долг. Может ли оператор взыскать с меня эту задолженность, учитывая, что у меня тариф с авансовой оплатой?
При оплате услуг посредством авансового платежа абонент вносит денежные суммы на лицевой счет, с которого оператор связи снимает платежи за оказанные услуги (п. 43 Правил оказания услуг подвижной связи, утв. постановлением Правительства РФ от 25.05.05 № 328, далее – Правила № 328). Есть мнение, что при нулевом остатке на лицевом счете абонента оператор должен просто воспользоваться своим правом на приостановление оказания услуг (п. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.07.03 № 126-ФЗ «О связи», далее – закон о связи). Иначе получается, что авансовая система фактически меняется на оплату отложенным платежом, при котором оператор оказывает услуги при отсутствии денег на лицевом счете абонента, а абонент оплачивает их по окончании расчетного периода (п. 43 Правил № 328). Если абонент в нарушение пункта 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – закон № 2300-1) не был проинформирован о том, что ему придется оплачивать услуги в роуминге по факту их оказания, а не авансом, то некоторые суды отказывают операторам в исках о взыскании такой задолженности (решение мирового судьи 262-го судебного участка Химкинского судебного отдела Московской области от 25.08.11 по делу № 2-166/2011 *). ФАС России тоже считает незаконным переход на отложенный платеж с авансового в роуминге, если абоненты об этом не проинформированы (решение ФАС России от 23.11.10 по делу № 1 10/21-10 , размещено на www.fas.gov.ru).
Но есть и другая позиция: прекращение оказания услуг связи при нулевом балансе на лицевом счете является правом, а не обязанностью оператора. Особенность роуминга в том, что российский оператор связи не сразу получает данные об оказанных абоненту услугах от своего роумингового партнера, поэтому не может оперативно отключить оказание услуг, как только на счете абонента закончились деньги. Некоторые суды полагают, что абонент не может быть освобожден от обязанности оплачивать фактически оказанные и потребленные услуги только потому, что их стоимость превышает сумму авансового платежа (кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23.03.11 по делу № 33-2697 *).
Кроме того, оператор вправе взыскать оплату, если абонент был проинформирован о том, что плату за услуги роуминга оператор списывает с его лицевого счета по мере поступления данных об объеме оказанных услуг (в частности, если такое условие включено в договор или правила оказания услуг связи, являющиеся его неотъемлемой частью).

2. У меня две sim-карты одного оператора. Одним номером я сейчас не пользуюсь – там образовался долг. Может ли оператор списать мой долг с того номера, которым я пользуюсь, или заблокировать этот действующий номер в связи с задолженностью по другому номеру?
Нет, не может. Договор об оказании услуг подвижной связи должен содержать номер sim-карты, то есть договор заключается на один конкретный номер (п. 2 , подп. «ж» п. 19 Правил № 328). Даже если ваш договор с оператором предусматривает возможность списания долга с другого вашего номера, это условие считается недействительным, так как оно противоречит Правилам № 328 и ущемляет права потребителей (ст. 16 закона № 2300-1). То же самое касается условий о том, что в случае неисполнения абонентом обязательств по одному договору оператор вправе приостановить оказание услуг по другому договору с этим же абонентом – такую возможность не предусматривают ни закон о связи, ни Правила № 328. За включение вышеуказанных условий в договоры с абонентами оператор может быть привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях (постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.12 № 12416/11).

3. Из детализации счета я узнала, что у меня подключена платная услуга, которую я не просила (sms-информирование о погоде). Мне приходило сообщение о подключении этой услуги на месяц бесплатно, но после этого я не просила продлить эту услугу за плату. Можно ли вернуть деньги, списанные за эту услугу?
Да, такая возможность есть. Оператор вправе оказывать иные услуги, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной связи и направлены на повышение их потребительской ценности, только с согласия абонента (п. 8 Правил № 328). Поскольку вы не давали согласие (а молчание согласием не признается), действия оператора являются навязыванием дополнительных платных услуг, что запрещено пунктом 3 статьи 16 закона № 2300-1, а также пунктом 21 Правил № 328. Вы вправе отказаться от оплаты таких услуг или потребовать возврата денег (п. 3 ст. 16 закона № 23001). Однако если первоначальный пакет вашего тарифного плана включал услугу информирования о погоде, то действия оператора правомерны и не могут рассматриваться как навязывание услуги (постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.08.11 по делу № А56-69622/2010).

4. Мне приходят sms с коротких номеров. Я был уверен, что они бесплатные, но оказалось, что это не так. Правомерна ли плата за входящие sms?
Согласно пункту 1 статьи 54 закона «О связи», не подлежит оплате абонентом телефонное соединение, установленное в результате вызова другим абонентом, за исключением случаев, названных в этой статье. То есть по общему правилу входящие звонки должны быть бесплатными. Но на sms-сообщения эта норма не распространяется (определение ВАС РФ от 26.04.11 № ВАС-2171/11). Кроме того, операторы связи обычно ссылаются на то, что плата за сообщения с коротких номеров – это не плата за услуги оператора, а плата за подписку на услуги третьих лиц (контент-провайдеров). Обычно это работает так: вы хотите скачать какой-либо файл в интернете или заказываете услугу (составление гороскопа и т. д.), но для этого нужно отправить sms на короткий номер и получить код для скачивания. При вводе этого кода одновременно ставится галочка под фразой о том, что вы согласны на получение платной подписки на услуги информационно-развлекательного характера (как правило, это указано мелким шрифтом). Затем вам начинают приходить информационные sms от соответствующего интернет-провайдера. В этом случае деньги снимаются не за входящие sms, а за подписку на информационную услугу. Оператор сотовой связи только предоставляет доступ к услугам, а саму услугу оказывает контент-провайдер, поэтому отказываться от подписки нужно через провайдера (определение Московского городского суда от 02.12.10 по делу № 33-3747). Но многие операторы связи сейчас предоставляют возможность отключения входящих sms с коротких номеров по заявлению абонента.

5. У меня тариф с безлимитным интернетом. Но оказалось, что стоимость трафика при загрузке медиаресурсов с некоторых WAP-сервисов отличается от стоимости интернет-трафика из тарифного плана. Предупреждение об этом содержится только на сайте оператора. Считается ли, что я проинформирован об этом? Пункт 3 статьи 10 закона № 2300-1 содержит открытый перечень способов информирования потребителей об услугах. Операторы связи обычно ссылаются на то, что потребители считаются ознакомленными с информацией об услугах, поскольку она представлена на сайте оператора, а сайт зарегистрирован как электронное СМИ. Соответственно, размещение на нем информации о предоставляемых услугах и порядке их использования является законным и достаточным способом информирования потребителей об оказываемых им услугах. Суды часто поддерживают эти доводы, тем более если в договор между оператором и абонентом включено условие о том, что абонент обязан знакомиться с условиями, перечнем возможных услуг и тарифами на них, размещенными на сайте (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.11.11 по делу № А28-4983/2011).

* Судебные акты размещены на сайте судов и www.gcourts.ru.
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль