Новый работник – бывший госслужащий. Почему о нем надо уведомить прежнего работодателя

470
Основной вопрос: какие особые риски возникают у компании в связи с приемом на работу бывшего государственного или муниципального служащего? Решение: о заключении трудового договора с таким сотрудником в некоторых случаях нужно письменно уведомить его прежнего работодателя – организацию, в которой он состоял на государственной или муниципальной службе. За неисполнение этой обязанности компанию могут привлечь к административной ответственности.

Новый работник – бывший госслужащий. Почему о нем надо уведомить прежнего работодателя
Татьяна Кунах, адвокат АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Новый работник – бывший госслужащий. Почему о нем надо уведомить прежнего работодателя П ри заключении трудового договора с любым новым сотрудником важно проверить, не работал ли он раньше на государственной или муниципальной службе. Если такой факт имел место и после увольнения с соответствующей должности еще не прошло двух лет, то компании, принявшей на работу такого сотрудника, необходимо направить его прежнему работодателю сообщение о заключении трудового договора (ст. 64.1 ТК РФ, ст. 12 Федерального закона от 25.12.08 № 273ФЗ «О противодействии коррупции», далее – закон № 273ФЗ). Это требование законодательства было введено в целях предотвращения коррупции. Для компании, принимающей на работу бывшего госслужашего, такое уведомление не просто формальность: за невыполнение данной обязанности предусмотрен существенный штраф (ст. 19.29 КоАП РФ). В настоящее время тематические прокурорские проверки на предмет соблюдения данного требования законодательства стали весьма распространенным явлением, поэтому риск привлечения к ответственности достаточно высок.

Должность бывшего госслужащего

Согласно статье 64.1 Трудового кодекса, уведомление требуется при приеме на работу не всех государственных и муниципальных служащих, а только подходящих под следующие критерии: во-первых, если должность, которую сотрудник занимал на государственной или муниципальной службе, внесена в перечень, устанавливаемый нормативными правовыми актами РФ, во-вторых, если с момента увольнения с государственной или муниципальной службы прошло не более двух лет.

Nota bene!Срок исковой давности по административным делам, возбужденным по статье 19.29 Кодекса об административных правонарушениях, составляет шесть лет (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Перечни должностей. Соответствующий перечень должностей утверждается различными нормативными актами. Общий перечень утвержден Указом Президента РФ от 18.05.09 № 557 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы <_26_hellip3b_>» (п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.10 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”», далее – указ № 925). В нем перечислены не только наименования конкретных должностей, но и должностные обязанности, исполнение которых может быть связано с коррупционными рисками (например, должности, связанные с хранением и распределением материально-технических ресурсов, осуществлением контрольных и надзорных мероприятий, предоставлением государственных услуг гражданам и организациям). Кроме того, существуют ведомственные перечни, например, для должностей Федеральной налоговой службы применяется перечень, утвержденный приказом ФНС России от 25.08.09 № ММ-7-4/430@ . Перечни соответствующих должностей государственной службы субъектов РФ и муниципальной службы разрабатываются и утверждаются органами государственной власти субъектов РФ и муниципальными органами, органами местного самоуправления соответственно (п. 4 указа № 925).  Это связано с тем, что бывший государственный или муниципальный служащий имеет право устроиться на такую работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Гражданин должен самостоятельно обратиться в эту комиссию с заявлением о дате согласия на его заключение соответствующего трудового договора (ч. 1 , 1.1 ст. 12 закона № 273ФЗ).

Получение информации от работника. Граждане, занимавшие должности, включенные в вышеуказанные перечни, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ). Но фактически работодатель вынужден сам проверять данную информацию, так как основные риски несет именно он. Дело в том, что негативное последствие для работника, не сообщившего о своем прежнем месте государственной или муниципальной службы, в виде возможности уволить этого работника при выявлении данного обстоятельства наступает лишь в определенном случае. А именно: если ранее в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего входило управление или администрирование организации, которая стала его новым работодателем (ч. 3 ст. 12 закона № 273ФЗ). При выявлении указанных обстоятельств работника увольняют по пункту 11 части 1 статьи 77 и статье 84 Трудового кодекса вследствие нарушения установленных законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (п. 51 постановления Пленума Верховного суда от 17.03.04 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ»).

В других случаях для работника не установлена ответственность за неуведомление работодателя об особом статусе ранее занимаемой должности на государственной или муниципальной службе. Поэтому, чтобы исключить споры об осведомленности работодателя о прежнем статусе работника, кадровой службе уже на стадии анализа резюме кандидатов для трудоустройства, а затем при приеме трудовой книжки важно обращать особое внимание как на наименование прежних работодателей кандидата, так и на наименование занимаемых им должностей.

По названию должности не всегда можно понять, что именно входило в должностные обязанности работника. На этот случай целесообразно запросить у работника (например, в анкете при приеме на работу) сведения о том, какие функции он выполнял и в чем заключались его обязанности.

Порядок отправки уведомления

Требования к порядку сообщения прежнему работодателю о заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим установлены постановлением Правительства РФ от 08.09.10 № 700 (далее – постановление № 700).

 Отправка уведомления по истечении 10 дней тоже является нарушением и может повлечь за собой привлечение к административной ответственности (решение мирового судьи судебного участка № 1 в городе Смоленске от 22.02.12 по делу № 5-80/2012-1 , опубликовано на www.gcourts.ru).

В течение 10 дней с момента заключения трудового договора с таким работником компании следует направить письмо в организацию, в которой работник ранее замещал или был назначен на государственную либо муниципальную должность.

Письмо оформляется на бланке компании с подписью руководителя либо иного уполномоченного лица, заверенной печатью. В письме нужно привести сведения о новом сотруднике (фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, а также его должность на государственной или муниципальной службе, которая указана в трудовой книжке) и сведения о компании (полное и сокращенное наименование), а также проинформировать о принятии данного лица на работу, указав дату и номер приказа, дату заключения трудового договора, срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае если заключается срочный трудовой договор, то срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора). Также нужно указать наименование должности, на которую принят работник, в соответствии со штатным расписанием и его должностные обязанности, то есть основные направления поручаемой работы (п. 2 постановления № 700).

Nota bene!На практике компаниям чаще всего назначают минимальный штраф в размере 100 тыс. рублей или в пределах 200 тыс. рублей. Например, один известный банк был оштрафован на 150 тыс. рублей за неуведомление о приеме на работу бывшего сотрудника управления Роспотребнадзора, который осуществлял контрольные функции, в том числе в отношении этого банка.
 

ПРИМЕР ФОРМУЛИРОВКИ

Настоящим Общество с ограниченной ответственностью «Альфа» во исполнение обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.08 № 273ФЗ «О противодействии коррупции», сообщает следующее:
Сидорова Любовь Николаевна, 12.05.1956 года рождения, уроженка г. Челябинска, замещавшая должность начальника отдела таможенной инспекции Челябинской таможни в период с 01.09.08 по 31.07.12, принята на работу в Общество с ограниченной ответственностью «Альфа» (ООО «Альфа») с 01.08.12 на должность менеджера по продажам (в отдел продаж) на основании трудового договора от 01.08.12, заключенного по соглашению сторон на период с 01.08.12 по 31.07.13 на основании части 2 статьи 59 Трудового кодекса (как с пенсионером по возрасту), приказа от 01.08.12 № 17 о принятии на работу. В должностные обязанности работника Сидоровой Л.Н. входит реализация продукции ООО «Альфа» мелкооптовым покупателям на территории города Челябинска.

Факт направления такого письма важно зафиксировать в журналах исходящей корреспонденции, а само письмо направить почтой с описью вложения и уведомлением о вручении. Это уведомление лучше сохранять в течение следующих двух лет как доказательство исполнения работодателем своей обязанности. Данная рекомендация обусловлена тем, что в случае спорной ситуации суды проверяют факт поступления сообщения компании прежнему работодателю. Если компания не представит документы о направлении письма, это станет основанием для ее привлечения к административной ответственности (постановление Свердловского областного суда от 01.02.12 по делу № 4а-16/2012). Вместе с тем установление фактов направления письма с соблюдением срока, а также его получения адресатом ведет к отмене постановления о привлечении к административной ответственности (постановление Саратовского областного суда от 20.05.11 по делу № 7-363/2011 , опубликовано на сайте www.gcourts.ru).

Nota bene!Если с бывшим государственным или муниципальным служащим заключается не трудовой, а гражданско-правовой договор, то при некоторых условиях это тоже может повлечь за собой обязанность уведомить об этом его бывшего работодателя (ч. 4 ст. 12 закона № 273ФЗ).

Ответственность за неуведомление бывшего работодателя

Неисполнение обязанности по уведомлению о приеме на работу бывшего госслужащего квалифицируется по статье 19.29 Кодекса об административных правонарушениях: незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего. За это правонарушение предусмотрен штраф: для граждан – от 2 до 4 тыс. рублей, для должностных лиц – от 20 до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц – от 100 до 500 тыс. рублей.

Дела по таким административным правонарушениям возбуждают прокуроры, а рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Чаще всего факты этих правонарушений выявляются в результате проверок работодателей органами прокуратуры, которые начиная с 2009 года периодически осуществляются во всех регионах страны во исполнение планов по противодействию коррупции.

В настоящее время вопрос о том, кого привлекать к ответственности по статье 19.29 Кодекса об административных правонарушениях – компанию или ее должностное лицо, решается по-разному. В большинстве случаев субъектами ответственности выступают должностные лица – как правило, генеральный директор или руководитель отдела кадров (решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 24.05.11 по делу № 10/2-4/2011 , опубликовано на сайте суда). Но случаи, когда штрафуют саму компанию, тоже встречаются (постановление Челябинского областного суда от 12.07.11 по делу № 4а11-577). Возможно и одновременное привлечение к административной ответственности как должностного лица, так и компании (постановления Свердловского областного суда от 01.02.12 по делам № 4а-16/2012, № 4а-15/2012).

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль