Дистрибьюторские соглашения. Какие условия под запретом антимонопольного законодательства

1256
В этой статье:Что понимается под «вертикальным» соглашениемКакие условия «вертикальных» соглашений под запретомКогда можно отступить от установленных законом запретов

Федеральный закон от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон № 135-ФЗ) содержит запрет на заключение соглашений, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

В связи с этим договорную работу компании необходимо строить с учетом антимонопольных требований к заключению различного рода соглашений. Настоящая статья посвящена анализу применения законодательных норм, устанавливающих антимонопольные требования к заключению «вертикальных» соглашений.

Понятие «вертикальных» соглашений

Закон № 135-ФЗ выделяет две основные группы противоправных антиконкурентных соглашений: «горизонтальные» и «вертикальные». В «горизонтальных» соглашениях сторонами выступают конкуренты, как правило, относительно цены товара. К «вертикальным» относятся соглашения между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом (п. 19 ст. 4 закона № 135-ФЗ). «Вертикальные» соглашения распространены в хозяйственном обороте при организации поставок товаров, их розничной продаже через торговые сети и т. д. Наиболее известные из них – дистрибьюторские, дилерские, агентские договоры, договоры поставки. Антимонопольное законодательство устанавливает запреты на заключение «вертикальных» соглашений при условии, что такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара или таким соглашением продавец товара предъявляет покупателю требование не допускать товар хозяйствующего субъекта – конкурента для продажи (ч. 1.2 ст. 11 закона № 135-ФЗ).Установление цены. Сам по себе запрет на установление цены перепродажи направлен не только на защиту конкуренции, но и на защиту права собственности добросовестного покупателя на приобретенный товар, поскольку собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия по своему усмотрению помимо воли иных лиц (п. 2 ст. 209 ГК РФ). Причем установление цены перепродажи товара традиционно является наиболее существенным нарушением антимонопольных требований к «вертикальным» соглашениям (см. постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.10.08 по делу № А64-1871/08-13, оставлено в силе определением Высшего арбитражного суда от 05.02.09 № 376/09). Суд подтвердил, что для доказательства нарушения в виде установления цены перепродажи не требуется доказывать ограничения конкуренции.Продажа товаров конкурентов. Запрет не допускать товар конкурента для продажи устанавливает существенные ограничения на применение дистрибьюторских и дилерских договоров, которыми дистрибьютору (дилеру) предоставляется исключительное право распространения продукции на определенной территории. Вместе с тем этот запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо фирменным наименованием продавца или производителя. Как правило, эксклюзивные дистрибьюторские и дилерские договоры как раз предусматривают передачу дистрибьютору (дилеру) прав на товарный знак или фирменное наименование продавца. Общие исключения в отношении соглашений между покупателями и продавцами утверждены постановлением Правительства РФ от 16.07.09 № 583 «О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами» (далее – общие исключения). В частности, если в соглашении между покупателем и продавцом установлена территория, в пределах которой только покупатель имеет право продавать товар продавца, то общие исключения обязывают включать в такие соглашения условия, предусматривающие отказ покупателя от заключения с иными продавцами товаров-заменителей соглашений, устанавливающих географически тождественную или частично совпадающую территорию (п. 3 общих исключений).

Исключения из общего запрета

Устанавливая общие запреты в части 1.2 статьи 11 закона № 135-ФЗ, антимонопольное законодательство в то же время предусматривает исключение: на договоры коммерческой концессии и соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20 процентов, данные запреты не распространяются и такие соглашения признаются допустимыми (ст. 12 закона № 135-ФЗ). Однако вышеуказанные основания допустимости необходимо применять с осторожностью.Коммерческая концессия. Договоры коммерческой концессии будут допустимыми только в «чистом виде», то есть при соответствии указанным в Гражданском кодексе предмету и существенным условиям этого вида договоров. Согласно пункту 2 статьи 1027 Гражданского кодекса, договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг). Наличие в предмете «вертикального» соглашения элемента любого другого вида договоров, отличного от предмета коммерческой концессии, повлечет признание такого соглашения смешанным (п. 3 ст. 421 ГК РФ) и, как следствие, невозможность его признания допустимым.

Доля на товарном рынке. Второе предусмотренное статьей 12 закона № 135-ФЗ основание распространяется на хозяйствующие субъекты с долей на любом рынке от 20 процентов и более независимо от того, на каком рынке заключено «вертикальное» соглашение. Например, не может быть признан допустимым договор поставки, заключенный на рынке реализации зерна пшеницы в географических границах города Воронежа, на котором продавец имеет долю меньше 20 процентов, если тот же продавец занимает долю свыше 20 процентов на рынке оптовой продажи муки высшего сорта в тех же географических границах. Расчет долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется антимонопольным органом в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.10 № 220. При этом компания вправе представить доказательства допустимости заключенного ею соглашения (ч. 4 ст. 11 закона № 135-ФЗ), в том числе вправе доказывать, что ее доля на определенном товарном рынке меньше 20 процентов.Соглашения, запрещенные «под условием» В части 1.2 статьи 11 закона о защите конкуренции приводятся соглашения, в отношении которых не требуется доказывания ограничения ими конкуренции и которые подпадают под запрет по формальным основаниям. Остальные виды «вертикальных» соглашений (за исключением допустимых) под запретом лишь в том случае, если будет доказано, что они фактически ограничивают или могут ограничить конкуренцию (ч. 2 ст. 11 закона № 135-ФЗ, постановления Федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского округа от 17.12.08 по делу № А33-15885/07, Уральского округа от 18.05.10 по делу № А07-17225/2009). Признаки ограничения конкуренции содержатся в пункте 17 статьи 4 закона № 135-ФЗ. Необходимо отметить, что при доказывании факта заключения таких соглашений наиболее распространенным основанием отмены решений и предписаний антимонопольного органа является проведенный ненадлежащим образом анализ рынка. Дело в том, что для правильной и полной квалификации антиконкурентных соглашений антимонопольному органу часто необходимо провести полный и всесторонний анализ рынка, в действиях участников которого усматриваются элементы противоправного соглашения (см. постановления Федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского округа от 11.02.09 по делу № А33-15883/07, Западно-Сибирского округа от 26.11.09 по делу № А70-5048/2009).

Для этой категории запрещенных «вертикальных» соглашений тоже установлены дополнительные основания допустимости.

Польза для потребителей. Первое основание допустимости представляет собой так называемое «правило разумности», которое можно сформулировать так: «Вред для конкуренции меньше, чем польза для потребителя». Согласно части 1 статьи 13 закона № 135-ФЗ, «вертикальное» соглашение может быть признано допустимым при выполнении одновременно следующих условий: соглашение не устраняет конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагает на какое-либо лицо ограничения (за исключением случаев, когда это является следствием крайней необходимости), направлено на совершенствование производства и реализации товаров.Дополнительные условия допустимости. Согласно части 2 статьи 13 закона № 135-ФЗ, общие исключения в отношении запрещенных «вертикальных» соглашений, которые ограничивают или могут ограничить конкуренцию, определяются Правительством РФ. В частности, согласно пункту 1 общих исключений, «вертикальные» соглашения могут быть признаны допустимыми, если в совокупности выполняются следующие условия: продавец продает товар двум или более покупателям либо одному покупателю с долей на соответствующем рынке менее 35 процентов; продавец и покупатель не конкурируют между собой либо конкурируют на товарном рынке, на котором покупатель приобретает товар в целях его последующей продажи; покупатель не производит товары, взаимозаменяемые по отношению к товарам, которые являются предметом соглашения.   Вопрос в темуЕсли «вертикальное» соглашение отвечает критериям, названным в части 1 статьи 13 закона № 135-ФЗ, обязан ли антимонопольный орган признать его допустимым? Нет, анализ части 1 статьи 13 закона № 135-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что наличие указанных в ней условий не влечет обязательного принятия решения о допустимости соглашения. Это право, а не обязанность антимонопольного органа.Какая ответственность грозит компании за заключение «вертикального» соглашения, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством? За это участникам соглашения грозят крупные «оборотные штрафы», предусмотренные в части 1 статьи 14.32 КоАП РФ. Размер штрафа зависит от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено данное нарушение, при этом минимальный размер штрафа составляет 100 тыс. рублей.

 

 

Признаки ограничения конкуренции «вертикальным» соглашением (п. 17 ст. 4 закона № 135-ФЗ)

Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

 

Www.lawyercom.ru

В Информационной системе юриста компании по запросу «согласованные действия» вы можете найти статью о том, по каким признакам антимонопольные органы должны распознавать запрещенные согласованные действия при отсутствии письменных соглашений: «Решения ВАС РФ, которые изменили практику. Новые аргументы для юриста компании».

 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.