«Мы обязательно включаем в любые договоры антикоррупционную оговорку»

174

Работа юриста в российской «дочке» известной международной компании имеет немало экзотических особенностей: использование норм иностранного права, комплаенс-контроль, применение аффидевитов. Об этом нам рассказала Юлия Степкина, руководитель юридического отдела ООО «Глобал Деним».

«Мы обязательно включаем  в любые договоры антикоррупционную оговорку»

Биография
Юлия Степкина родилась в 1981 году в Казахстане в городе Кокчетав. В 2003 году закончила Институт внешних экономических отношений и права Уральской государственной юридической академии, позднее – Российскую школу частного права при Президенте РФ. Начинала работу по специальности в одной из юридических фирм Екатеринбурга, затем работала штатным юристом в компании, занимающейся продажей нефтепродуктов, позднее – строительством аквапарков. В ООО «Глобал Деним» – с первых дней работы компании.

Структура юридической службы

– У вас большой юридический отдел?

– По российским меркам – средний. Отдел состоит из трех юристов. Но изначально создание юридического отдела не предполагалось вовсе, планировали ограничиться одним юристом. У иностранных компаний не принято иметь штатную юридическую службу, для них привычнее сотрудничать с юридической фирмой на аутсорсинге. Но с учетом специфики российского бизнеса было принято решение включить в штат одного юриста. Однако за два года существования компании с учетом большого объема работы юридический отдел сформировался в количестве трех человек.

– По какому принципу делятся обязанности между сотрудниками?

– Все наши юристы – широкого профиля без какой-либо узкой специализации. Единственный принцип распределения между ними текущих задач – это разделение на более легкие и более сложные в зависимости от опыта сотрудника. Мы ориентируемся на принцип взаимозаменяемости для того, чтобы любого отсутствующего сотрудника было легко подменить.

Специфика правовой работы

– Каковы основные блоки работы вашего отдела?

– Первый по объему и важности блок – это договорная работа. Бизнес компании можно разделить на розничную торговлю в собственных магазинах Levi’s®, а также на продвижение товаров в магазинах, принадлежащих другим компаниям. Поэтому в договорной работе можно выделить правовую поддержку собственных розничных магазинов (договоры аренды помещений, договоры, необходимые для надлежащей эксплуатации любого помещения), а также договоры с оптовыми покупателями. В зависимости от категорий контрагентов это могут быть дистрибьюторские договоры, смешанные договоры с элементами поставки, франчайзинга и агентских отношений для монобрэндовых магазинов или обычные договоры поставки в мультибрэндовые магазины. Вторым не менее важным по своей значимости блоком нашей работы является защита товарного знака Levi’s®. Можно выделить также еще одно направление – работу с потребителями. В компании действует политика лояльности по отношению к потребителям, и юристы не только помогают сотрудникам магазинов, проводя тренинги соответствующей направленности, но иногда и сами звонят покупателям, чтобы разрешить ту или иную ситуацию. Зачастую бывает, что возникло банальное недопонимание, а проблемы как таковой нет – все можно разрешить в ходе устной беседы. Наконец, существенный блок – это работа с органами исполнительной власти. В частности, мы очень плотно работаем с органами Федеральной таможенной службы.

– Вы самостоятельно занимаетесь таможенным оформлением?

– Непосредственно таможенным оформлением занимается департамент логистики. Но мы часто консультируем сотрудников по возникающим вопросам декларирования и обязательно подключаемся в случае возникновения спорных процедурных моментов.

– Можно ли назвать договоры об импортных поставках товаров Levi’s® в Россию лишенными рисков, учитывая, что импортеры ООО «Глобал Деним» относятся к одной с вами группе компаний?

– Бывают разные ситуации. Если договор заключается с компанией, входящей в структуру Levi Strauss & Co.®, то для нас риски, конечно, минимальны. Но есть ряд компаний, не входящих в нашу структуру, но поставляющих отдельную продукцию (обувь, сумки, очки и т. д.). Контракт с таким поставщиком – это, по сути, контракт с обычной сторонней компанией. Соответственно мы должны учесть все возможные риски.

– Какому праву обычно подчиняются договоры с иностранными поставщиками?

– Единого обязательного правила на этот счет нет. Безусловно, для нас предпочтительнее подчинение контракта действующему российскому праву, в том числе Венской конвенции о договорах международной купли-продажи. Как правило, этот вариант устраивает и поставщиков, потому что все страны, в которых они инкорпорированы, ратифицировали эту конвенцию. Но есть случаи, когда к контракту применяется иностранное право. Например, один из наших поставщиков настоял на том, чтобы к контракту применялось право Италии, потому что у этого поставщика не было опыта работы с российскими компаниями по российскому праву и он этого очень опасался. Для нас эта уступка не была большим риском: мы всегда можем обратиться за помощью к юристам европейской штаб-квартиры Levi Strauss & Co.® в случае возникновения спора. Вообще, должна сказать, что при работе с иностранными поставщиками независимо от того, какому праву подчинен контракт, наши юристы очень активно принимают участие в переговорах. Контрагенты не всегда представляют, как строится работа на российском рынке, зачем нам требуется большое количество документов (в частности, для таможенного декларирования) и почему такие строгие требования к их оформлению. Сейчас наши постоянные поставщики уже привыкли к нашим требованиям, но вначале, когда компания только строила свой бизнес, требовалось довольно много общаться с контрагентами, поясняя буквально каждый пункт.

– При таком активном участии в переговорах у вас часто бывают командировки?

– Иногда случаются, но гораздо чаще мы практикуем видеоконференции с контрагентами, телефонные переговоры, переписку по электронной почте. Два раза в год представители наших зарубежных партнеров приезжают к нам в Россию, и в этот период мы стараемся по максимуму проработать все возможные вопросы.

– Существуют ли какие-либо обязательные для вас стандарты работы, принятые для всех компаний Levi Strauss & Co.® по всему миру?

– В каждой международной компании существует такое понятие, как комплаенс – обеспечение соответствия выполняемой работы корпоративным требованиям компании. В этой сфере есть определенные обязательства, которые накладываются в том числе и на юристов. Мы проводим для сотрудников офиса, магазинов и даже наших ключевых партнеров специальные тренинги. Они касаются политик, принятых в Levi Strauss & Co.®, которые должны выполняться всеми сотрудниками и которых нужно придерживаться в том числе в отношениях с партнерами. Например, в США действует Устав Соединенных Штатов об иностранной коррупции – The Foreign Corrupt Practices Act, принятый еще в 1977 году и запрещающий давать взятки любым представителям власти как на территории США, так и за рубежом, а также совершать иные нелегальные действия. Это один из основополагающих, важнейших принципов работы всех компаний, входящих в структуру Levi Strauss & Co®. Наши обязательства перед штаб-квартирой также предполагают обязательное включение в любые договоры, заключаемые ООО «Глобал Деним», антикоррупционной оговорки, и данная оговорка должна неуклонно соблюдаться, несмотря на то что в российских реалиях это, к сожалению, непросто.

– Что представляет собой эта оговорка?

– В договоре это звучит примерно так: «Стороны обязуются соблюдать законы, запрещающие совершать коррупционные действия, включая (но не ограничиваясь) законодательство России и законодательство США об иностранной коррупции, не предпринимать никаких действий, которые могут послужить основанием для нарушения таких законов». Разумеется, у наших российских контрагентов, когда они впервые начинают работать с нами, наличие в проекте договора такой оговорки, да еще и со ссылкой на законодательство США, вызывает вопросы и даже недоумение. Именно поэтому мы проводим тренинги, на которых поясняем, что это за документ – Устав Соединенных Штатов об иностранной коррупции, как он может соотноситься с российским законодательством в нашем случае и зачем нужна ссылка на него.

– Каковы особенности корпоративной работы?

– Компания инкорпорирована в России и подчиняется нормам российского права. Поэтому из особенностей, пожалуй, только то, что нам требуются дополнительные действия по легализации корпоративных документов (в частности, решений иностранного учредителя). Эти документы всегда апостилируются, перевод заверяется нотариально. Кроме того, мы довольно часто используем в своей практике такой документ, как аффидевит (это письменное заявление должностного лица, удостоверяющее какой-либо факт). У нас в России выдача таких документов не практикуется, а за границей его может выдать должностное лицо компании с соответствующими полномочиями. Пока проблем при предъявлении аффидевитов нашим российским нотариусам и даже таможенным органам не возникало.

– Вы упомянули о работе по защите товарного знака. Не секрет, что продукция Levi’s подделывается в большом количестве в силу популярности брэнда. Имеет ли смысл с этим бороться и есть ли реальные результаты такой борьбы?

– Да, безусловно, бороться нужно. Распространение контрафакта не только мешает бизнесу в том смысле, что компания теряет деньги, которые могла бы получить от продаж своей оригинальной продукции, но и влияет на репутацию брэнда. И сотрудники компании, и наши дилеры проходят специальное обучение на предмет того, как можно отличить контрафактную продукцию от настоящей. Каждый из них, зайдя в любой джинсовый магазин, может обнаружить контрафакт. Как правило, именно таким образом мы получаем информацию о распространении подделок в той или иной конкретной точке, будь то магазин или рынок. При выявлении таких фактов мы обращаемся в правоохранительные органы. Кроме того, мы сотрудничаем с компаниями, которые специализируются на охране товарных знаков. В сотрудничестве с ними и с привлечением правоохранительных органов мы, например, в прошлом году успешно провели специальные рейды в Москве и Санкт-Петербурге, целью которых было как раз выявление и пресечение фактов распространения контрафактной продукции. Рейды закончились изъятием такой продукции.

Требования к юристам: отличные базовые знания и английский язык

– Как у вас построена система отбора юристов?

– Первичное собеседование и тестирование проводит кадровая служба. Тест в основном составлен по вопросам гражданского права, потому что отличные базовые знания в этой сфере просто необходимы. Плюс есть немного вопросов по налоговому и таможенному законодательству. Думаю, что в этих отраслях юрист может разобраться со временем, если у него изначально нет опыта работы по данным направлениям. Если результаты тестирования хорошие, мы приглашаем кандидата на личную встречу. Мне важно увидеть в беседе, как он рассуждает, как ищет решение.

– Вам важно, чтобы человек имел опыт работы, например, в компании, занимающейся именно ритейлом, или именно в компании с иностранным участием?

– Нет, из особых требований у нас, пожалуй, только одно – знание английского языка. Наличие узкоспециализированных знаний и опыта не обязательно. Я считаю, что хороший юрист – это человек с прекрасными теоретическими знаниями прежде всего по гражданскому праву, внимательный, который может брать на себя ответственность при принятии решений, самостоятельный и умеющий отстаивать свою точку зрения. Такой человек может стать хорошим юристом в любой сфере.

О компании
ООО «Глобал Деним» образовано в 2008 году как 100-процентное дочернее общество американской компании Levi Strauss & Co®. Компания – эксклюзивный дистрибьютор одежды Levi’s® на территории России. Управляет сетью фирменных магазинов одежды Levi’s®. Сеть объединяет более 40 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Омске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Самаре. Также имеет сеть оптовых покупателей, включающую монобрэндовые и мультибрэндовые магазины одежды, по всей России.

 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.