Музыка в магазине. Как оформить права на ее использование

227
Можно ли включать радио без договора с правообладателями С кем нужно заключать договоры об использовании музыки Почему показ музыкальных телепередач – самый неудобный вариант

В последнее время обязательный музыкальный фон стал неотъемлемым атрибутом работы не только предприятий общественного питания и развлекательных центров, но и многих магазинов, фитнес-клубов, салонов красоты и т. д. Проигрывание музыкальных произведений и показ видеоклипов в местах свободного посещения независимо от способа использования технических средств в этих целях, считается публичным исполнением и требует заключения договора с правообладателями. Иначе компания и ее руководство могут быть привлечены к ответственности за незаконное использование авторских и смежных прав.

Использование музыкальных и аудиовизуальных произведений

Музыкальные и аудиовизуальные произведения, а также фонограммы являются объектами интеллектуальных прав. Автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым способом (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Для легального использования музыкального или аудиовизуального произведения необходимо заключить лицензионный договор с правообладателями (ст. 1286 ГК РФ). В некоторых случаях требуется заключение не лицензионного договора, а договора об уплате вознаграждения за использования произведения.

ВОПРОС В ТЕМУ
Какой договор заключается с организацией по управлению смежными правами на коллективной основе в целях уплаты вознаграждения за публичное исполнение фонограммы?
Поскольку согласие изготовителя опубликованной в коммерческих целях фонограммы на исполнение этой фонограммы не требуется (п. 1 ст. 1326 ГК РФ), в данном случае заключается не лицензионный договор, а договор о выплате вознаграждения (п. 1 ст. 1243 ГК РФ).

Публичное исполнение и публичный показ. Публичным исполнением является представление музыкального произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и т. д.). Публичный показ — это любая демонстрация аудиовизуального произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств. В обоих случаях признак публичности исполнения или показа связан с местом осуществления соответствующих действий — речь идет о месте, открытом для свободного посещения, или месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Следовательно, проигрывание музыки или демонстрация видеоклипов в торговом зале и ином месте, открытом для свободного посещения, признается публичным исполнением или показом произведения независимо от того, какие технические средства используются в этих целях. Даже простое звучание радиостанции или показ музыкального телеканала требует договора с правообладателями.

Публичное исполнение и публичный показ необходимо отличать от такого способа использования произведений, как сообщение в эфир (подп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Этот вид использования осуществляют радио- и телевещательные компании.

Обладатели исключительных прав на публичное исполнение и публичный показ

У музыкального произведения может быть как один автор, так и несколько, если это объект коллективного творчества. Например, у музыкального произведения с текстом могут быть автор текста и автор музыки (композитор). Авторство на аудиовизуальное произведение, как правило, принадлежит нескольким лицам — режиссеру-постановщику, автору сценария и композитору, то есть автору музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ). Обычно создание аудиовизуального произведения инициируется продюсером, который приобретает права на использование данного произведения по договорам с авторами (п. 1 ст. 1240, п. 4 ст. 1263 ГК РФ). Если у продюсера заключен с авторами договор об отчуждении исключительных прав, то продюсер становится единственным правообладателем, соответственно, договор об использовании произведения достаточно заключить с ним одним. Если же у продюсера заключены с авторами лицензионные договоры, то он не является обладателем исключительных прав, следовательно, договариваться о публичном показе необходимо со всеми авторами произведения либо иными лицами, которым авторы передали свои исключительные права. Точно так же по договору с продюсером музыкального коллектива все исключительные права на созданные коллективом музыкальные произведения могут быть переданы продюсеру.

Смежные права. Правами, смежными с авторскими, обладают исполнители и изготовители фонограмм (ст. 1303 ГК РФ). В частности, исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение произведения (п. 1 ст. 1317 ГК РФ), при этом под использованием понимается в том числе «публичное исполнение записи исполнения» (подп. 7 п. 2 ст. 1317 ГК РФ). А изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму, в том числе путем публичного исполнения (п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ). Однако заключение лицензионного договора с исполнителем и изготовителем фонограммы для публичного исполнения произведения не требуется, если фонограмма этого произведения уже была опубликована в коммерческих целях (то есть выпущена в свет с согласия изготовителя — подп. 4 п. 1 ст. 1323 ГК РФ). Но хотя лицензионный договор в этом случае не нужен, исполнители и изготовители фонограмм все равно имеют право на вознаграждение за публичное исполнение фонограммы (п. 1 ст. 1326 ГК РФ).

Договор с организацией по управлению правами на коллективной основе

При публичном исполнении или показе целого ряда музыкальных и аудиовизуальных произведений, права на которые принадлежат разным правообладателям, заключение лицензионного договора и договора об уплате вознаграждения с каждым из них — весьма непростая задача. Для упрощения этой задачи существуют специальные некоммерческие организации, которые занимаются управлением авторскими и смежными правами на коллективной основе (ст. 1242 ГК РФ). Они заключают лицензионные соглашения с пользователями, собирают, распределяют и выплачивают правообладателям вознаграждения за использование произведений.

Виды организаций по управлению правами. Организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе могут действовать как на основании договоров с правообладателями о передаче полномочий по управлению конкретными правами, так и без таких договоров с каждым правообладателем (на основании государственной аккредитации).

Что важно предусмотреть при организации концерта

При организации живых концертов (например, на корпоративных мероприятиях) важно учитывать особую ситуацию, когда автор и исполнитель музыкального произведения — одно и то же лицо. Автор, принимающий непосредственное участие в исполнении своей музыки, имеет право не только на получение вознаграждения за исполнение, которое является объектом смежных прав, но и на авторский гонорар. Между тем пользователи, заключая с авторомисполнителем договороб организации выступления, зачастую ошибочно ограничиваются условием о выплате ему вознаграждения лишь за исполнение произведений, забывая об авторском гонораре. Впоследствии как сам автор, так и организация, управляющая его правами на коллективной основе, либо иные представители автора могут предъявить организатору концерта требование о выплате компенсации за незаконное публичное исполнение музыкального произведения (то есть без договора с автором). Судебная практика последних лет знает примеры, когда иски о таких компенсациях удовлетворялись. Поэтому в договорах с авторами-исполнителями следует указывать два гонорара.

Неаккредитованные организации. В первом случае организация действует в интересах ограниченного круга лиц, которые по договору предоставили ей полномочия на коллективное управление правами. Каждая такая организация формирует реестры со сведениями о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также о наименовании объектов авторских и смежных прав (п. 5 ст. 1243 ГК РФ). Эти данные организация обязана предоставить всем заинтересованным лицам (за исключением сведений, которые в соответствии с законом не могут разглашаться без согласия правообладателя), а также разместить на своем сайте. Таким образом, с помощью реестров или запросов можно найти ту организацию, которая на коллективной основе управляет конкретными правами авторов интересующего пользователя произведения на основании договора с правообладателями.

ВОПРОС В ТЕМУ
Возможно ли, что аккредитованная организация не управляет правами правообладателя, относящегося к сфере ее коллективного управления?
Да, возможно. Если у аккредитованной организации не заключен договор с конкретным правообладателем, он может письменно отказаться от управления этой организацией его правами. Информацию об этом организация обязана разместить на своем сайте, а если в отношении произведений данного правообладателя она уже заключила договоры с пользователями — они расторгаются или изменяются (п. 4 ст. 1244 ГК РФ).

Аккредитованные организации. Во втором случае организация представляет интересы неограниченного круга лиц, то есть всех правообладателей соответствующей категории независимо от того, заключены у нее с ними договоры или нет. Такую деятельность могут вести только организации, получившие государственную аккредитацию на осуществление соответствующей деятельности. Причем перечень сфер коллективного управления, в отношении которых возможно получение аккредитации, ограничен (он приведен в пункте 1 статьи 1244 ГК РФ). Если одна организация получила аккредитацию на ведение конкретных сфер данного перечня, то никто другой аккредитацию на эти сферы получить уже не может. Так например, в настоящее время на управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения в отношении их публичного исполнения аккредитовано Российское авторское общество (РАО). Полный актуальный перечень организаций, аккредитованных на управление правами на коллективной основе, можно найти на сайте Росохранкультуры www . rosohrancult . ru.

С кем заключать договор. По общему правилу наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в тех же сферах коллективного управления (п. 3 ст. 1244 ГК РФ). Следовательно, компания-пользователь вправе выбрать, с кем ей заключать договор об использовании музыкального произведения и выплате вознаграждения — с аккредитованной или неаккредитованной организацией. Но есть одно исключение из этого правила. Согласно императивной норме пункта 2 статьи 1326 Гражданского кодекса, за публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, сбором вознаграждений в пользу изготовителей фонограмм и обладателей исключительного права на исполнение, зафиксированное на этой фонограмме, может заниматься только организация, аккредитованная на соответствующую деятельность. В настоящее время такой организацией является Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (приказы Росохранкультуры от 06.08.09 № 136, 137).

Пользователи могут заключать лицензионные договоры и напрямую с правообладателями (п. 2 ст. 1243 ГК РФ). Таким образом, можно выбрать удобную модель договорных отношений, исходя из конкретной ситуации.

Самая трудная ситуация. Практически невозможно оформить права на публичный показ музыкальных видеоклипов с использованием телевидения (то есть путем показа музыкального телеканала в кафе, магазине и т. д.). Дело в том, что аккредитованных организаций, управляющих на коллективной основе правами авторов в части публичного исполнения аудиовизуальных произведений, нет и не может быть — эта сфера коллективного управления не названа в пункте 1 статьи 1244 Гражданского кодекса. Следовательно, необходимо заключать лицензионные договоры со всеми обладателями исключительных прав на каждый отдельный видеоклип либо с организацией, управляющей правами этих правообладателей по договорам с ними. С учетом того, что пользователю заранее неизвестен даже перечень всех транслируемых телеканалом клипов, заключить весь пакет необходимых договоров с правообладателями вряд ли возможно.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль