«Не думаю, что для юриста торговой сети будет в сфере АЗС что-то принципиально новое»

459

Юридическая служба нефтяной компании делится на два направления – по правовой поддержке направлений upstream и downstream. В чем между ними разница и с чем связана работа юристов в сфере downstream, нам рассказал руководитель данного направления ООО «Шелл Нефть» Роман Вепренцев.

Юридическая служба нефтяной компании делится на два направления – по правовой поддержке направлений upstream и downstream. В чем между ними разница и с чем связана работа юристов в сфере downstream, нам рассказал руководитель данного направления ООО «Шелл Нефть» Роман Вепренцев.

«Не думаю, что для юриста торговой сети будет в сфере АЗС что-то принципиально новое»

Структура юридической службы

– Как устроена юридическая служба российского отделения компании «Шелл»?

– Юридический департамент «Шелл» в России разделен на два направления, как и весь нефтяной бизнес, – upstream и downstream. Направление upstream – это разработка и добыча нефти, а downstream – переработка и сбыт готовых нефтепродуктов, то есть производство и продажа моторных масел, индустриальных смазочных материалов, нефтесырья, которые используют химические заводы, работа автозаправочных комплексов. Я всегда говорю, что upstream – это большой брат, а downstream – это маленький брат, если сравнивать глобальность проектов и финансовую составляющую. Юристы «Шелл», которые ведут эти два направления, вместе составляют единый юридический департамент, но даже территориально мы расположены в разных местах. Направлением upstream занимаются семь юристов, включая руководителя юридической службы, а направление downstream ведут три юриста во главе со мной. Естественно, у нас есть какие-то общие вопросы. Но по большому счету бизнес этих двух направлений существенно различается.

О компании
ООО «Шелл Нефть» – компания концерна «Шелл», занимающаяся маркетингом смазочных материалов и эксплуатацией сети АЗС «Шелл» в России. «Шелл» является одним из крупнейших поставщиков смазочных материалов на российский рынок и обеспечивает порядка 20 процентов спроса на импортные смазочные материалы. Продажа смазочных материалов «Шелл» осуществляется через сеть из более чем 70 авторизованных дистрибьютеров. Концерн «Шелл» стал первой международной компанией, начавшей строительство комплекса по производству смазочных материалов в России.

– Ваше направление (downstream) можно разделить на отдельные блоки, закрепленные за определенными юристами?

– Условно мы выделяем два блока: это лубриканты и ритейл. На нашем сленге под лубрикантами мы имеем в виду производство и продажу смазочных материалов, а под ритейлом – строительство и эксплуатацию сети автозаправочных станций. У каждого блока есть своя специфика, но в целом и там и там работа юристов связана с большим объемом договоров, различными проектами (например, по развитию сети автозаправочных комплексов). Сфера лубрикантов, может быть, чуть проще за счет того, что работать приходится в основном с гражданским законодательством, с поставками. Учитывая, что юридическим сопровождением downstream занимаются всего три человека, формального разделения между ними нет. Но негласно так сложилось, что кто-то больше занимается лубрикантами, кто-то – ритейлом. Это не значит, что каждый юрист ограничивается только своей сферой. В нашем случае это было бы просто невозможно – когда один из сотрудников отсутствует, кто-то должен его легко заменить.

Специфика правовой работы

– Деятельность АЗС у вас называется ритейлом. Но наверняка для юриста, работавшего в ритейле в его привычном понимании, у вас все было бы в новинку?

– Не думаю, что для юриста, который работал в торговой сети, будет в сфере АЗС что-то принципиально новое и совсем необычное. Да, есть специфическая нормативная база – в основном связанная с охраной природы (регулируются предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, есть технический регламент, устанавливающий требования к бензину), со строительством АЗС (установлен более сложный порядок получения согласований и разрешений). Но юристам к этим специфическим нормам приходится обращаться фактически лишь в двух случаях: при возникновении спорных ситуаций в ходе проверок контролирующими органами, а также когда другим подразделениям нашей компании требуются разъяснения каких-то неоднозначных, коллизионных вопросов. Например, в компании есть отдел, который занимается оформлением прав на недвижимое имущество (АЗС), который готовит все документы и проводит регистрацию, или инженерный департамент, который готовит проект АЗС, получает необходимые согласования и разрешения на строительство АЗС. Специалисты этих подразделений хорошо знают, что и как делать. Но если в отработанных процедурах возникают спорные моменты, неоднозначность в трактовке тех или иных правовых норм, то подключаемся мы.

– Какого рода спорные вопросы возникают?

– Например, однажды на стадии проектирования автозаправочного комплекса (АЗК) выяснилось, что земельный участок, который планировался под застройку, относится к особо охраняемой природной территории. По документам там находился заказник, и хотя с учетом дорожной инфраструктуры и промышленных объектов вокруг на заказник это мало походило, проект пришлось свернуть. В другом похожем случае на участке под застройку по документам находился лес первой группы, но по факту на этой территории были одни кустарники. В этой ситуации мы смогли получить все необходимые разрешения на строительство АЗК.

– АЗК – в зоне особого внимания антимонопольных органов. Как строится ваше взаимодействие с ФАС России?

– Есть два основных направления, по которым мы часто контактируем с ФАС. Во-первых, при получении согласия на сделки. Это достаточно формализованный и отработанный процесс, не вызывающий особых затруднений. Даже если возникают какие-то неясности, мы всегда можем обратиться в официальном порядке в антимонопольную службу и получить разъяснения, а также озвучить свою позицию – в этом смысле у нас сложилось эффективное взаимодействие. Второе направление работы с антимонопольной службой связано с АЗК. Не секрет, что в последнее время ФАС России достаточно активно проверяет все, что связано с розничными ценами на топливо. У нас тоже часто запрашивают такую информацию и объяснения. Подготовка ответов на эти запросы – в совместном ведении юридической службы и отдела поставок нефтепродуктов.

– Одна из обязательных составляющих ритейла – работа с потребителями. Вам тоже приходится заниматься жалобами и другими обращениями?

– Конечно. Основа бизнеса «Шелл» – это не только качественный бензин, но и качественный сервис. Поэтому никакие жалобы потребителей не остаются без внимания. Как правило, ответы дают территориальные менеджеры. Наше участие требуется, только когда речь идет о юридически сложной или юридически курьезной жалобе. Потребители ведь тоже разные бывают. Например, один наш клиент утверждал, что ему испортили на заправке костюм. Но кадры видеозаписи, которая ведется на каждом АЗК, показали, что бензин попал на костюм, когда этот человек собственноручно вытаскивал раздаточный пистолет из горловины бака. Вопрос был снят.

Требования к юристам: опыт в ритейле и умение убеждать

– Для работы в вашем подразделении юристу обязателен специализированный опыт в нефтяной компании?

– Конкретно в нашем направлении downstream – нет. Для нас важен опыт работы в сфере торговли, ритейла. Договоры поставки, маркетинговые договоры, розничная продажа сходны в любой сфере независимо от вида продукции. Конечно, у нас есть определенная специфика, но войти в курс дела не так трудно.

– Какие качества важны для ваших сотрудников помимо профессиональных знаний?

– Важно, насколько легко и быстро человек сможет адаптироваться в нашей среде. Все-таки существует разница между работой в иностранной компании и российской компании, в крупной компании и маленькой компании. Мы всегда ожидаем, что новый сотрудник сможет эффективно включиться в работу если не с первого дня, то хотя бы с первой недели. То есть времени на привыкание мало. Кроме того, у нас требуется знание английского языка, потому что на нем ведется существенная часть документооборота компании и мы довольно много общаемся с нашими западными коллегами (определенная политика концерна «Шелл», наработки в договорной сфере для нас обязательны, а это все живой, меняющийся механизм).

Мнение коллеги

«Не думаю, что для юриста торговой сети будет в сфере АЗС что-то принципиально новое»
Айслу Салимгараева,
инженер по правовым вопросам УРНиН ОАО «Татнефть»:

– В чем вы видите специфику правовой работы в сфере правового сопровождения деятельности сети автозаправочных станций?

– Специфика – в большом количестве нормативных актов, регулирующих деятельность АЗС: это и федеральные законы, и подзаконные акты, нормативные документы, принятые на уровне городских властей, специальные нормы, регулирующие деятельность АЗС, начиная с момента строительства и заканчивая эксплуатацией. Эти нормы охватывают земельные, имущественные правоотношения, отношения в области использования товарных знаков, непосредственно эксплуатацию объектов автозаправочного комплекса. Большое количество норм вызывает много толкований и неоднозначность судебных решений.

– С каким законодательством вам больше приходится работать – гражданским или административным?

– В равной степени и с гражданским, и с административным. Гражданское законодательство регулирует имущественные отношения, заключение хозяйственных договоров. Взаимоотношения с административным законодательством возникают при осуществлении проверок деятельности АЗС госорганами и в связи с исполнением предписаний госорганов. Зачастую это связано с объектами, ранее введенными в эксплуатацию в соответствии с действовавшими на тот момент нормами и несоответствующими действующим нормам, а нарушения предполагают длительность их устранения и незапланированные денежные вложения, порой очень серьезные. Частный пример – приведение в соответствие действующим нормам переходно-скоростных полос АЗС. С одной стороны, строительство осуществлялось по действующим на момент строительства нормам и закон обратной силы не имеет, а с другой стороны, собственник обязан обеспечить безопасность дорожного движения.

Беседовала Евгения Яковлева, ведущий эксперт журнала «Юрист компании»

 

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль