«Нам приходится в рутинную юридическую работу добавлять элемент творчества»

149

В телекомпании даже рутинная ежедневная работа юристов требует креативного подхода, а специальный опыт именно в телевещательной сфере требуется в том числе специалистам по корпоративному праву. Почему – мы узнали из беседы с Антоном Быковым, директором по правовым вопросам группы компаний «СТС Медиа».

«Нам приходится в рутинную юридическую работу добавлять элемент творчества»

Структура юридической службы

— У такого крупного медиахолдинга, как «СТС Медиа», наверняка и юридическая служба не маленькая?

— Структура холдинга включает в себя несколько десятков юридических лиц, которые действуют в различных юрисдикциях. Кроме России, у нас есть проекты в Казахстане, Молдове, Северной Америке, Германии, Израиле. Материнская компания также зарегистрирована в США. В общей сложности в юридической службе работают порядка 30 сотрудников, но основной костяк все-таки сосредоточен в Москве.

— В рамках департамента выделены отделы по принципу специализации сотрудников или распределение обязанностей строится по другим критериям?

— Я придерживаюсь отраслевого принципа разделения функционала. Но при этом наши юристы — универсалы. Это означает, что в рамках своего отраслевого направления каждый из них может решать абсолютно любые вопросы: составлять договоры, представлять интересы компании в суде, антимонопольных органах, участвовать в переговорах и пр. Так реализуется принцип взаимозаменяемости. В холдинге два основных направления деятельности юристов — это корпоративное право и правовое сопровождение вещательной деятельности. Именно на втором направлении, которое включает в себя много разных специфических аспектов и нюансов, сфокусирована наша основная работа. В первую очередь это, пожалуй, интеллектуальная собственность, то есть приобретение прав на контент для телеканалов. Мы работаем как с российскими правообладателями, так и с иностранными. Кроме того, в структуру холдинга входят две продакшн-компании, которые производят телепрограммы по заказу наших телеканалов (СТС, ДТВ, «Домашний»). В их сфере деятельности особого внимания юристов требуют договоры с режиссерами, авторами сценария, композиторами, членами съемочных групп, актерами, обладателями прав на музыкальные произведения, субподрядчиками и т. д.

О компании
«СТС Медиа» создана в 1989 году и на сегодняшний день является ведущей независимой медиакомпанией в России. Она управляет тремя телевизионными каналами в России: СТС, «Домашний» и ДТВ, а также «31 каналом» в Казахстане и телевизионной компанией в Молдове с потенциальной аудиторией более чем 150 млн человек. Международная версия телеканала СТС доступна в Северной Америке, Израиле и Германии. Холдинг владеет двумя телепроизводственными компаниями: «Костафильм» и «Сохо Медиа». Акции компании котируются на бирже NASDAQ под символом CTCM.

Специфика работы

— Как выглядит процесс производства телепродукта (например, телепередачи или сериала по заказу телеканала) с точки зрения правового сопровождения, работы юристов?

— Производство любого телевизионного продукта требует огромного количества договоров. Основополагающими являются договоры с авторами аудиовизуального произведения — то есть со сценаристом, режиссером и композитором (или обладателем прав на выбранное продюсерами музыкальное оформление). А начинается все с идей, поиском которых занимаются продюсеры холдинга. Задача продюсера — поймать интересную идею сачком и принести в компанию. Когда идея найдена, с ее автором обсуждается концепция будущего телепродукта. Далее автор сценария описывает готовую идею в виде конкретного литературного материала, права на который приобретает «СТС Медиа». Если нужна музыка, продюсеры ищут композитора, который пишет музыку по договору авторского заказа, либо приобретаются права на готовое музыкальное произведение. Основной лидер творческого процесса создания телепродукта — это режиссер. С ним мы заключаем договор авторского заказа с передачей исключительных прав на произведение. Кроме того, необходимо оформить огромное количество сопутствующих договоров (подряда или оказания услуг) с людьми, без которых создание любого телевизионного продукта невозможно. Это гримеры, осветители, звукорежиссеры, режиссеры монтажа, телеведущие, актеры, редакторы и т. д. А поскольку все телепродукты имеют свою специфику и особенности, различные места съемок, то исполнители тоже, как правило, каждый раз разные. Нередко договоры о предоставлении необходимого спектра услуг заключаются не с физическими лицами, а с юридическими — со специализированными компаниями. Например, есть компании, которые профессионально занимаются постановкой освещения для съемок, сооружением декораций определенного рода и т. д.

— Количество договоров впечатляет. Но наверняка у вас есть готовые типовые формы, за счет которых объем договорной работы не так уж велик?

— Конечно, у нас есть типовые формы договоров, но не всегда получается использовать готовые шаблоны. Возникают ситуации, когда для юриста важно иметь креативное мышление. Случается, что для описания предмета договора непросто сформулировать суть услуги или работы. Например, когда речь идет о создании сложного визуального объекта с использованием компьютерных технологий для какой-либо программы, важно правильно описать в договоре требования к результату. И тут нам приходится в рутинную юридическую работу добавлять элемент творчества.

— Вы можете привести пример, сколько договоров потребовалось заключить для создания какого-либо конкретного телепродукта?

— Например, на канале СТС есть цикл программ «История российского шоу-бизнеса», создание которого потребовало от юристов чрезвычайных усилий. Каждая серия посвящена деятелям нашей эстрады с начала 90-х и до настоящего времени и представляет собой своеобразное лоскутное одеяло из отрывков выступлений, интервью, телепрограмм, документальных и художественных фильмов. То есть каждый эпизод, длящийся около 30 минут, содержит большое количество видеоматериалов, каждый из которых имеет своего правообладателя. На один эпизод порой требовалось заключать более 50 договоров. Основная сложность в том, что в России сейчас нет единой информационной системы с данными о правообладателях на все видеоматериалы. Поэтому юристы работали почти как частные детективы, проводя по нескольку дней в телефонных переговорах с различными агентствами, продюсерами и выясняя, кому же принадлежат права на тот или иной материал. Важно было выстроить всю цепочку договорных отношений по передаче прав и найти именно конечного правообладателя, чтобы обезопасить компанию от последующих претензий.

«Нам приходится в рутинную юридическую работу добавлять элемент творчества»

Биография
Антон Быков родился в 1975 году в Москве. В 1996 году получил степень бакалавра права юридического факультета Нового гуманитарного университета Натальи Нестеровой. Начал профессиональную деятельность, основав в студенческие годы вместе с однокурсниками консалтинговую фирму. В последующие годы связал свою карьеру с медиабизнесом. Работал в таких компаниях, как «Медиа-Мост», «НТВ-плюс», «MTV-Россия», компаниях группы АФК «Система», являлся консультантом по ряду инвестиционных проектов Газпромбанка. В 2009 году был приглашен в «СТС Медиа» на должность директора по правовым вопросам.

Требования к сотрудникам: опыт в медийной индустрии и внутренняя мобильность

— Чтобы стать сотрудником юридической службы в «СТС Медиа», обязателен ли опыт работы именно в медийной сфере?

— Да, юрист не должен быть новичком в нашей индустрии, потому что есть специфическое законодательное регулирование и практика его применения.

— Наверное, это требование не относится к юристам корпоративного профиля? Все-таки корпоративная работа везде одинакова.

— Нет, даже для юристов корпоративного блока предпочтителен опыт работы именно в медийной индустрии. «СТС Медиа» — активно развивающаяся компания, которая постоянно находится в инвестиционном поиске и расширяет географию своего вещания. Поэтому мы являемся активным участником на рынке M&A, приобретая региональные вещательные станции. И при проведении due diligence и структурировании сделки важно, чтобы юрист четко представлял себе все аспекты вещательной деятельности компании, адекватно оценивал все риски, которые связаны в том числе с этой деятельностью. Это соответствие закону о СМИ, отсутствие нарушений в сфере лицензируемого вида деятельности — телевещания. Если человек никогда раньше в этой индустрии не работал, то без соответствующих навыков ему достаточно долго придется входить в курс дела. Правда, рынок достаточно узкий, поэтому найти человека с требуемым опытом не всегда бывает просто. Но мы справляемся.

— Какие качества важны, кроме опыта работы?

— Для меня как для руководителя очень важно соответствие человека требованиям в части высокой скорости принятия решений, инновационности и креативности, которые существуют внутри компании. Поэтому наряду с профессиональными качествами сотрудника оцениваются его внутренняя мобильность, адаптивность и высокая мотивация на результат. Человек может быть профессионалом с точки зрения его знаний и опыта, но он может не справиться с той нагрузкой, в том числе эмоциональной, которая будет на него приходиться с учетом нашей специфики.

Беседовала Евгения Яковлева, ведущий эксперт журнала «Юрист компании»

Мнение коллеги

«Нам приходится в рутинную юридическую работу добавлять элемент творчества»
Марина Петрова,
директор юридического департамента ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть»

— Какое направление работы юридической службы телеканала требует наибольшего внимания и почему?

— В силу специфики работы нашей телекомпании, которой является международное вещание, особого внимания требует своевременный мониторинг изменений и тщательный анализ положений законодательства территорий распространения наших телеканалов. Как правило, это вопросы применения норм законодательства какой-либо отдельно взятой страны, связанные с вещанием, лицензированием, рекламой и интеллектуальной собственностью. С этой точки зрения сложности могут вызывать вопросы толкования и реализация норм права таким образом, как это сделали бы юристы на конкретной территории, особенно в странах с отличной от нашей правовой системой.

— Какие профессиональные качества, помимо собственно правовой подготовки и опыта, необходимы юристу телеканала и почему?

— Важны не только отменная память и огромный багаж знаний в области необходимых в работе отраслей права, но и четкое представление о том, каким образом функционируют творческие и бизнес-процессы телекомпании. Нужны креативность и гибкость ума, которые позволят бизнес-интересам не вступить в противоречие с нормами права той или иной территории вещания, а также в полной мере реализовать творческие идеи сотрудников, непосредственно занятых в телепроизводстве. Требуется стрессоустойчивость, поскольку все перечисленные качества и способности зачастую приходится реализовывать в условиях жестких временных ограничений, ведь телевидение — живой и непрерывный процесс.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.