• Главная страница
  • » Статьи
  • » Изменения в законодательстве о ведении реестра акционеров. Как безопасно передавать документы и информацию

Изменения в законодательстве о ведении реестра акционеров. Как безопасно передавать документы и информацию

278
В этой статье:Какие условия являются существенными для договора с регистраторомКогда передаются документы и информация системы ведения реестраКак правильно уведомить акционеров об изменении реестродержателя

Если число акционеров в акционерном обществе превышает 50, такое общество должно передать ведение реестра акционеров профессиональному участнику рынка ценных бумаг – регистратору (п. 3 ст. 44 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее – закон № 208-ФЗ). Однако на практике передача реестра сопровождалась целым рядом проблем.

Во-первых, компании, которые раньше самостоятельно вели реестр, но после увеличения количества участников были вынуждены обратиться к регистратору, могли не передать ему всех документов, необходимых для ведения реестра. Причины для этого могли быть самыми разными, вплоть до банального отсутствия этих документов у самого общества. Но в любом случае без них у регистратора отсутствуют полномочия по ведению реестра и внесению записей в него.

Во-вторых, в период действия Стандартов эмиссии, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 17.09.96 № 19, решение о выпуске акций составлялось в двух экземплярах (если эмитент самостоятельно вел реестр акционеров) либо в трех (если реестр должен был вести регистратор). При этом, если решение о выпуске акций составлялось в двух экземплярах, у эмитента оставался только один, поскольку второй передавался на хранение в регистрирующий орган (п. 7.12 Стандартов эмиссии № 19). Проблема возникала тогда, когда общество впоследствии решало передать ведение реестра регистратору. Все дело в том, что в соответствии с законом № 208-ФЗ общество обязано хранить подлинник решения о выпуске ценных бумаг по месту нахождения исполнительного органа и обеспечивать акционерам доступ к нему. В то же время в соответствии с действующими Стандартами эмиссии от 25.01.07 № 07-4/пз-н один экземпляр решения о выпуске ценных бумаг должен был хранится у регистратора. Поскольку оригинала решения у регистратора не могло быть физически, ФСФР России направляла ему предписание с требованием прекратить правонарушение, а регистратор в свою очередь не мог его устранить, поскольку эмитент не отдавал ему подлинник решения.

Для решения этих и ряда других проблем 13 мая 2011 года вступило в силу Положение о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг (утв. приказом ФСФР России от 23.12.10 № 10-77/пз-н), которое пришло на смену Положению, утвержденному постановлением ФКЦБ РФ от 24.06.97 № 21.

Заключение договора на ведение реестра

В отличие от ранее действовавшего в новом Положении подробно регламентирован порядок взаимодействия эмитента и регистратора в связи с заключением договора на ведение реестра. В частности, установлен перечень документов и сведений, при отсутствии которых регистратор вообще не вправе приступать к ведению реестра владельцев ценных бумаг. Это решение о выпуске ценных бумаг, уведомление о государственной регистрации выпуска, отчет об итогах выпуска, устав эмитента и т. д.

В ранее действовавшем Положении № 21 этой специальной оговорки не было. И на практике регистраторы требовали указанные документы, руководствуясь п. 6.2. Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 02.10.97 № 27. Недостаток такого порядка в том, что срок передачи документов более длительный – 10 дней.

В случае непредставления указанных документов ответственность за убытки, связанные с неосуществлением ведения реестра акционеров, несет эмитент. В их качестве могут выступить, например, штрафы за нарушение эмитентами порядка и сроков передачи информации, данных и документов, составляющих систему ведения реестра (ст. 15.22 КоАП РФ).

Уведомление акционеров об изменении реестродержателя

Изменился порядок смены реестродержателя. Порядок различается для АО, которые обязаны раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», и обществ, освобожденных от такой обязанности. Если общество обязано осуществлять раскрытие, то уведомление публикуется на странице в сети интернет, на которой осуществляется раскрытие информации, в срок не более 3 рабочих дней с даты заключения договора на ведение реестра, а если ведение реестра станет самостоятельным – в рабочий день, следующий за днем подписания акта приема-передачи. Не раскрывающее информацию общество в тот же срок должно опубликовать или направить каждому зарегистрированному в реестре лицу соответствующее уведомление.

Процедура передачи документов и информации

Установлен подробный и исчерпывающий перечень документов и информации системы ведения реестра, которые обязано передать общество. Срок передачи составляет не более 3 рабочих дней. Передача оформляется актром приема-передачи.

Передающий реестродержатель прекращает прием документов за 3 рабочих дня до даты прекращения договора на ведение реестра, а проведение операций прекращается в день прекращения договора на ведение реестра. Приступить к ведению реестра (включая прием документов) он должен уже на следующий рабочий день после подписания акта.

Следует обратить внимание, что после передачи реестра при проведении операций от зарегистрированных лиц (владельцы, доверительные управляющие, залогодержатели, номинальные держатели) может потребоваться обновление анкет. Положение предусматривает, что в случае передачи реестродержателю копий анкет зарегистрированных лиц он вправе не проводить операции в реестре по лицевым счетам зарегистрированных лиц, в отношении которых ему переданы копии анкет, до момента представления оригиналов.

Хранение документов

Изменения коснулись также и порядка хранения документов и информации, относящихся к системе ведения реестра владельцев ценных бумаг. В частности, для прекратившего ведение реестра регистратора установлен пятилетний срок хранения непереданных оригиналов документов-оснований для проведения операции в реестре, который начинает течь с момента прекращения договора на ведение реестра. После истечения этого срока документы передаются обществу, обязанному их принять на хранение от регистратора. Расходы по передаче документов возлагаются на общество.

Если общество не принимает документы, регистратор вправе документы на бумажных носителях уничтожить, а в электронном виде – передать в саморегулируемую организацию.

Расторжение договора

Для расторжения договора с регистратором в одностороннем порядке установлена обязательность письменного уведомления принявшей решение стороной другой стороны договора. Расторжение договора происходит в рабочий день, следующий за истечением 45 дней с даты получения соответствующих уведомлений, если иной срок не предусмотрен договором на ведение реестра (п. 2.4.1. Положения). Поскольку течение срока начинается с даты получения, то уведомление вручается либо под расписку, либо направляется заказным письмом с уведомлением.

Вот что тут важно: в новом Положении впервые четко установлено, как определять дату получения регистратором уведомления о расторжении договора. Это дает возможность эмитенту точно знать, с какого дня действие договора на ведение реестра можно считать прекратившимся (при расторжении договора по инициативе эмитента), что в свою очередь предупреждает возникновение возможных споров с регистратором.

 

 

Еще четыре важных изменения порядка ведения реестра регистратором

1. Появился перечень существенных условий договора с регистратором. Это стоимость его услуг, ответственность за нарушение сохранности и конфиденциальности реестра, порядок и условия передачи документов и информации, стоимость расходов по передаче реестра и хранению документов.

2. Установлен срок передачи регистратору изменений и дополнений к уже переданным документам. Общество обязано представить их регистратору в срок не более 5 рабочих дней с даты получения, составления, принятия или их регистрации федеральными органами исполнительной власти. Например, в отношении решений о выпуске ценных бумаг, уведомлений о госрегистрации выпуска, отчетов об итогах выпуска таким органом является ФСФР России или ее региональные отделения.

3. Увеличен срок, в течение которого передавший реестр регистратор обязан обеспечить доступ к хранящимся у него оригиналам документов обществу или новому регистратору. Срок увеличен с трех до пяти лет.

4. Изменился срок обеспечения доступа нового регистратора к документам. Вместо двух рабочих дней он увеличился до пяти рабочих дней с момента поступления от указанных лиц соответствующего письменного запроса по произвольной форме.

 

 

Вопрос в тему

Кто может вести реестр акционеров?

Если число акционеров менее 50 – само общество, если более – профессиональный участник рынка ценных бумаг – регистратор (п. 3 ст. 44 закона № 208-ФЗ). При банкротстве эмитента возможна передача реестра конкурсному управляющему в порядке и сроки, оговоренные в Положении, вне зависимости от количества владельцев ценных бумаг данного эмитента (п. 2.2.2 Положения).

 

 

Совет в тему

Регистратора нужно уведомлять обо всех изменениях в жизни компании.

В качестве таковых в Положении названы: избрание генерального директора и членов совета директоров, принятие решения о реорганизации или ликвидации (не более 7 рабочих дней с даты составления протокола), а также о факте представления эмитентом документов о внесении в ЕГРЮЛ записи о своей ликвидации или прекращении деятельности (в рабочий день, следующий за днем направления документов в налоговую).

 

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль