Заказчик заявил, что услуги не оказаны. Юристу удалось взыскать оплату без двустороннего акта

870
В отличие от поставки товаров или выполнения работ подтвердить факт оказания услуг крайне сложно, если заказчик не подписывает акт. Юрист ООО «Аутдор Маркетинг» Виталий Кудинов для взыскания оплаты использовал другие аргументы. Он убедил суд в том, что заказчик должен был доказать, что услуги не оказаны, но не сделал этого.

Как разгорался конфликт

Один из видов деятельности ООО «Аутдор Маркетинг» – размещение наружной рекламы клиентов на рекламных конструкциях в Санкт-Петербурге. В декабре 2008 года компания заключила договор об оказании услуг по размещению готовых рекламных плакатов клиента на конструкциях, установленных по определенным в договоре адресам. Плакаты должны были занимать указанные площади в течение двух месяцев – в январе и феврале 2009 года. Общая стоимость услуг, согласно договору, составила около 500 тыс. рублей, стоимость услуг за первый месяц (январь) – 255 тыс. рублей. При этом договор предусматривал полную предоплату, но контрагент изначально перечислил только 100 тыс. рублей. «Мы часто идем навстречу клиентам и размещаем рекламу до полной оплаты, надеясь на взаимную добропорядочность», – поясняет юрист ООО «Аутдор Маркетинг» Виталий Кудинов.

Отказ от подписания акта приемки-передачи. В соответствии с договором стороны должны были по окончании каждого месяца подписывать акты об оказанных услугах. ООО «Аутдор Маркетинг» свои обязательства в январе 2009 года полностью выполнило, но когда компания отправила клиенту акт об услугах за этот месяц, контрагент неожиданно отказался его подписывать. В конце февраля руководитель компании-клиента прислал письмо, где пояснил причины отказа: якобы услуги вообще не были оказаны. Одновременно контрагент заявил о расторжении договора. Соответственно оставшуюся задолженность он не перечислил и акт об услугах, оказанных в феврале, тоже не подписал.

Что предпринял юрист компании

Было очевидно, что взыскать долг в такой ситуации можно только через суд. Но все осложнялось тем, что для подтверждения долга необходимо было доказать факт оказания услуг. А без подписанного с двух сторон акта это очень непросто. В конце февраля 2009 года (в связи с окончанием срока оказания услуг по договору) плакаты клиента были сняты с конструкций и их место заняли постеры новых заказчиков. «Похоже, что наш клиент изначально не собирался оплачивать услуги, поэтому заявил отказ от договора фактически в конце срока его действия. Он явно рассчитывал на то, что мы не сможем доказать факт выполнения своих обязательств и взыскать оплату не получится», – говорит Виталий Кудинов.

Доказательства факта оказания услуг. В соответствии с договором ООО «Аутдор Маркетинг» должно было в течение 15 дней после размещения плакатов клиента на рекламных конструкциях представить заказчику фотографический отчет. Причем было установлено два возможных способа его передачи: доставка курьером или отправка файлов по электронной почте.

«Наш менеджер отправил отчет по электронной почте, – рассказывает юрист ООО «Аутдор Маркетинг». – Но проблема в том, что в договоре не был указан адрес электронной почты для связи с клиентом, а по факту мы использовали адрес личной почты человека, с которым контактировали по всем вопросам исполнения договора до того момента, пока не возникли проблемы с оплатой».

Виталий Кудинов сделал распечатки, свидетельствующие об отправке файла с фотоотчетом на почту вышеуказанного лица. Но он прекрасно понимал, что это не очень надежное доказательство в сложившихся обстоятельствах. Для суда требовались более убедительные аргументы.

Правовая позиция в суде. Согласно заключенному между сторонами спора договору, при наличии у заказчика претензий к исполнителю он вправе отказаться от подписания акта, но должен в этом случае письменно указать мотивы своего отказа. Юрист ООО «Аутдор Маркетинг» решил строить свою позицию на том, что со стороны клиента данное условие договора не было соблюдено, поэтому отказ от подписания акта, следовательно, и отказ от оплаты необоснованны. Дело в том, что никаких конкретных аргументов, почему клиент считает услуги неоказанными, он в своем письме исполнителю не привел. Хотя он мог, например, написать, что не получил указанный в договоре фотоотчет, если бы этот факт действительно имел место, и потребовать его представления. Во время исполнения договора клиент никаких претензий тоже не заявлял.

Судебное разбирательство. В апреле 2009 года ООО «Аутдор Маркетинг» обратилось с иском в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Компания потребовала оплаты только за один месяц действия договора (январь), причем без неустойки за просрочку платежа. «Поскольку не было уверенности в том, как суд воспримет наши доказательства и правовую позицию, мы планировали использовать это дело как «плацдарм». В случае выигрыша мы хотели в дальнейшем взыскать также оплату за февраль и проценты», – поясняет Виталий Кудинов.

Как и следовало ожидать, представитель ответчика заявил, что требование оплаты необоснованно, так как услуги не оказаны, а фотоотчет о размещении рекламных плакатов компания-клиент не получала. Правда, когда юрист ООО «Аутдор Маркетинг» предъявил распечатки, свидетельствующие об отправке фотоотчета, и спросил, кому принадлежит адрес получателя, представитель ответчика пояснил, что это сын директора компании-клиента, который принимает активное участие в работе компании. Однако ответчик тут же выдвинул новые доводы в свою пользу. Во-первых, по его словам, электронное письмо с фотоотчетом до адресата не дошло. Во-вторых, предъявленный в суде фотоотчет не подтверждает, что плакаты находились на рекламных конструкциях именно в указанный в договоре период. На это Виталий Кудинов заметил, что сотрудники компании-клиента могли лично убедиться в размещении плакатов в то время, когда они были смонтированы на рекламных конструкциях. Для этого достаточно было просто посетить указанные в договоре адреса. Кроме того, соглашаясь с условием о возможности отправки фотоотчета по электронной почте, ответчик должен был учитывать возможность технических неполадок при этом виде связи. Значит, он изначально не придавал значения фотоотчету как важному доказательству исполнения договора.

В результате суд поддержал ООО «Аутдор Маркетинг» и 10 июля 2009 года вынес решение о взыскании оплаты за январь (155 тыс. рублей с учетом того, что 100 тыс. клиент внес в качестве предоплаты). Мотивировка суда была следующей: «заказчик неправомерно отказался от подписания акта, поскольку аргументированно не указал в своем уведомлении, в чем заключается неисполнение договора исполнителем». При этом суд принял во внимание тот факт, что заказчик не был лишен возможности самостоятельно убедиться в размещении рекламы в спорный период. А также то, что в уведомлении об отказе от подписания акта заказчик не сослался на неполучение фотоотчета. Тем самым он лишил исполнителя возможности устранить данный недостаток, если он действительно был допущен.

Итоги конфликта

В личной беседе с представителем компании-ответчика Виталий Кудинов предупредил о намерении ООО «Аутдор Маркетинг» подавать иск о взыскании оставшейся суммы оплаты по договору (за февраль) и процентов за просрочку. Контрагент предпочел сэкономить на процентах, а также дополнительных судебных расходах, которые ему пришлось бы возмещать в случае нового проигрыша. Он согласился добровольно выплатить не только присужденную сумму вместе с компенсацией госпошлины, но и весь оставшийся долг по договору (всего около 400 тыс. рублей) не позднее 31 октября 2009 года. Со своей стороны ООО «Аутдор Маркетинг» обязалось не взыскивать уже начисленные проценты за просрочку платежа, если должник не нарушит новый срок оплаты. Достигнутые договоренности стороны оформили мировым соглашением, которое суд утвердил в сентябре 2009 года. На сегодняшний день все деньги выплачены.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль