Возврат излишне уплаченных таможенных платежей. Как избежать проблем с чиновниками

392
В этой статье: Когда излишне уплаченные суммы считаются возвращенными По каким основаниям таможня может отказать в возврате Чем может помочь корректировка таможенной стоимости

В работе любой компании, которая занимается внешнеэкономической деятельностью или таможенным оформлением, встречаются случаи уплаты таможенных платежей в большем размере, чем установлено законодательством. Причины переплаты могут быть различными: банальная ошибка при исчислении, применение налоговых льгот или тарифных преференций, принудительное взыскание доплаты таможней. Но так или иначе, если произошел факт переплаты, юристу компании приходится заниматься возвратом излишне уплаченных сумм. И тут возможны проблемы, связанные с тем, что процедура возврата не только требует серьезных временных и трудовых затрат, но и прописана в законодательстве недостаточно четко. При этом малейший огрех в действиях плательщика таможенники пытаются использовать для отказа в возврате. Но есть ряд практических нюансов, которые позволят заблаговременно подготовиться к возможному противодействию со стороны таможни и отстоять свои права.

Инициатором возврата таможенных платежей может быть только плательщик

Процедура возврата излишне уплаченных таможенных пошлин определяется статьей 355 Таможенного кодекса. В соответствии с этой нормой инициатором возврата этих пошлин может быть только сам плательщик. Причем даже в том случае, если факт переплаты будет обнаружен таможенными органами, они просто проинформируют плательщика о размере излишков и не более. Для возврата переплаты плательщик должен обратиться в тот таможенный орган, на счет которого были внесены таможенные платежи, с заявлением (форма утверждена приказом ГТК России от 25.05.04 № 607). Срок его подачи – три года со дня уплаты или взыскания сумм таможенных платежей.

Таможенный орган, рассмотрев заявление, в течение месяца со дня его получения обязан принять решение о возврате излишне уплаченных средств либо об отказе в таком возврате. В случае несоблюдения месячного срока плательщик вправе требовать выплаты процентов на сумму, подлежащую возврату по ставке рефинансирования ЦБ РФ. Нужно отметить, что проценты никогда не выплачиваются таможенными органами самостоятельно – их взыскание возможно только через суд (письмо ГТК России от 24.12.03 № 01-06/50129).

В соответствии со сложившейся арбитражной практикой днем исполнения таможенным органом обязанности по возврату излишне уплаченных сумм и процентов считается день фактического поступления денежных средств на расчетный счет заявителя (п. 4, 5 ст. 355 Таможенного кодекса, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.04.09 № Ф03-1488/2009).

По желанию плательщика возврат может производиться одним из двух способов: перечислением денежных средств на счет, указанный в заявлении плательщика, или зачетом в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Второй вариант является более предпочтительным как для самой компании, так и для таможни. Все дело в том, что факт переплаты обнаруживается после выпуска таможенной декларации. Поэтому если таможенный орган уже перечислил денежные средства в бюджет, то скорее всего он будет активно искать основания для отказа в возврате, чтобы не возвращать бюджетные средства. Для компании, которая осуществляет внешнеэкономическую деятельность на постоянной основе и регулярно уплачивает таможенные платежи, проще зачесть излишне уплаченные суммы в счет будущих платежей. Если же уплата таможенных платежей в краткосрочной перспективе не планируется, то придется добиваться возврата суммы переплаты.

Отсутствие перечня документов таможня использует в своих интересах

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей (приказ ГТК России от 25.05.04 № 607). Однако в нем не конкретизировано, какие именно документы подтверждают факт переплаты. Между тем отсутствие конкретики используется таможенными органами для принятия решения об отказе в возврате платежей или о возврате заявления без рассмотрения.

К примеру, таможенники расценивают отсутствие принятой корректировки таможенной стоимости (КТС) как основание для оставления заявления без рассмотрения, не придавая значения иным подтверждающим переплату документам (инвойсы, внешнеторговые контракты и др.). При этом для дальнейшего оспаривания решения таможенного органа важно правильно его квалифицировать: возвращено ли заявление без рассмотрения или отказано в возврате платежей, поскольку основания для принятия этих решений различны. Так, непредставление необходимых документов является основанием для возврата заявления без рассмотрения, но не для отказа в самом возврате платежей (п. 2, 9 ст. 355 Таможенного кодекса).

Возврат заявления без рассмотрения более неблагоприятен для плательщика, чем отказ в возврате платежей. Даже при успешном обжаловании в суде решения таможни о возврате заявления без рассмотрения суд обяжет таможенный орган лишь принять решение по заявлению и не будет исследовать фактические данные, подтверждающие излишнюю уплату. Это как минимум отдалит дату возврата на неопределенный срок. В связи с этим, чтобы свести к минимуму риск возврата заявления без рассмотрения, вместе с необходимыми документами лучше направить в таможню сопроводительное письмо с подробным описанием причин направления каждого документа.

Корректировку таможенной стоимости лучше отправлять вместе с заявлением

Наиболее сложным и для таможни, и для судов является вопрос подтверждения излишней уплаты посредством подачи КТС.

Если корректировка была направлена вместе с заявлением о возврате, таможенники могут посчитать, что это неверно, указав, что заявление о возврате уже должно содержать указание на факты излишней уплаты, поэтому корректировка должна направляться еще до подачи заявления. Такая схема действий может осложнить и замедлить процесс возврата: возникает риск, что сначала придется обжаловать в суде решение таможни об отказе в корректировке таможенной стоимости и уже потом решение об отказе в возврате платежей. Но исходя из сложившейся практики все таки лучше направлять КТС вместе с заявлением о возврате и сопроводительным письмом, в котором пояснить, что корректировка направляется, поскольку содержит факты, на основании которых можно сделать вывод об излишней уплате. Если в этом случае таможенный орган ответит отказом, у плательщика будут хорошие шансы отстоять свою позицию в суде (см., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.09 № 09АП-1396/2009-АК, от 21.09.09 № 09АП-16254/20099-АК).

Суды рассматривают корректировку как доказательство переплаты

Бывают ситуации, когда таможенные органы отказывают заявителю в праве на проведение корректировки таможенной стоимости после выпуска декларации. Суды же, напротив, в подавляющем большинстве случаев исходят из того, что в данном случае имеет место не изменение сведений, а лишь приведение декларации в соответствие с реальными данными (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.07.07 № КА-А40/6103-07-П, Определение ВАС РФ от 12.10.07 № 14371/07). Кроме того, возможность корректировки таможенной стоимости после выпуска декларации следует из пункта 12 инструкции о порядке заполнения форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, утвержденной приказом ФТС России от 20.09.07 № 1166.

Иногда суды рассматривают корректировку таможенной стоимости вообще в качестве единственного подтверждения факта излишней уплаты. Они исходят из того, что в статье 132 Таможенного кодекса говорится, что с момента принятия декларации таможенным органом она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Следовательно, без изменения таких сведений факт считается неустановленным (решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.09 по делу № А40-36281/09-79-201). Такой подход лишает плательщика значительной части своих прав. Кроме того, из пункта 3 статьи 132 не следует, что фактами, имеющими юридическое значение, являются исключительно сведения, внесенные в таможенную декларацию. Таким образом, в случае обнаружения иных достоверных фактов, опровергающих сведения, указанные в декларации, такие факты также являются имеющими юридическое значение. Несмотря на то что процедура возврата излишне уплаченных таможенных платежей представляет собой длительный и трудоемкий процесс, в последнее время формируется положительная судебная практика, позволяющая декларанту реализовать свои права и возвратить принадлежащие ему денежные средства.

Вопрос в тему

Обязана ли таможня возвратить сумму излишне уплаченных таможенных платежей, если суд отменил решение о корректировке таможенной стоимости? Да, излишне уплаченные таможенные платежи в этом случае подлежат возврату плательщику. Поскольку ненормативный акт, на основании которого произведены корректировка и уплата таможенных платежей, отменен, все обязательства, возникшие на его основании, прекращаются (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.05.07 по делу № А14-5139/06-283/23).

В какой валюте и по какому курсу будет производиться возврат, если излишняя уплата таможенных пошлин, налогов была произведена в иностранной валюте? В этом случае возврат излишне уплаченных таможенных платежей будет производиться по курсу Центрального банка РФ, действующему на тот день, когда произошла их излишняя уплата (п. 6 ст. 355 ТК РФ, решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.04.09 по делу № А40-3137/09-2-16).

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль