Компания подает апелляционную жалобу. Какие тонкости оформления помогут избежать трудностей

469
В этой статье:Как доказать направление оппоненту копии жалобыКто имеет право на подписание жалобыМожно ли направить в суд документы в последний день срока

Заявители, которые ищут справедливости в апелляционном суде, тщательно подходят к содержанию жалобы, но иногда упускают из виду формальности, которые кажутся им несущественными. Однако некоторые неточности при оформлении могут стать причиной проблем. Если жалоба не содержит необходимых реквизитов или приложений, суд оставляет ее без движения, а заявителю приходится в срочном порядке исправлять допущенные ошибки. При этом он рискует пропустить срок апелляционного обжалования. Но такого поворота событий можно избежать.

Неверные реквизиты ставят под сомнение уплату госпошлины

Апелляционная инстанция оставляет жалобу без движения, если она подана с нарушением требований, установленных статьей 260 Арбитражного процессуального кодекса (ч. 1 ст. 263 АПК РФ). При этом суд отводит заявителю определенное время для того, чтобы он устранил выявленные недостатки. Если заявитель этого не сделает – жалоба будет возвращена.

Поводом для оставления жалобы без движения часто является отсутствие документов, которые по закону должны быть к ней приложены. Так, закон требует, чтобы податель жалобы направил остальным лицам, участвующим в деле, ее копию и другие документы, которые у них отсутствуют, почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 3 ст. 260 АПК РФ). В качестве доказательства исполнения данного требования к апелляционной жалобе надо приложить почтовую квитанцию, опись вложения и уведомление о направлении и вручении копии жалобы (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.11.09 № А67-3605/2009). Как ни странно, заявители нередко игнорируют это требование, направляя документы участникам процесса письмом без уведомления о вручении. В таком случае суд оставит жалобу без движения, даже если документы направлялись заказным письмом с описью вложения (постановления федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского округа от 11.08.08 № Ф04-3062/2008(5160-А46-38), Северо-Западного округа от 02.12.09 № А42-6080/2009).

Вместо направления по почте заявитель может под расписку вручить лицу, участвующему в деле, копии жалобы и отсутствующих у него документов. Эта расписка затем прикладывается к апелляционной жалобе. Но чтобы суд принял ее в качестве доказательства вручения, она должна содержать расшифровку фамилии, имени, отчества и должности лица, принявшего документы, а также текст, подтверждающий получение этих документов (Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.01.07 № А58-9296/05-Ф02-152/07-С1).

Кроме того, к апелляционной жалобе надо приложить оригиналы документов, подтверждающих уплату госпошлины или право на получение льготы по ее уплате (п. 2 ч. 4 ст. 260 АПК РФ, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.10.09 № А38-621/2009). Причем суд оставит жалобу без движения и в том случае, когда госпошлина была уплачена, но по неверным реквизитам либо в недостаточном размере, либо отсутствовали отметки банка (органа Федерального казначейства) на платежных документах (постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского округа от 07.05.08 № А69-1419/07-6-Ф02-1455/08, Северо-Западного округа от 05.10.09 № А44-1144/2009).

Выписка со счета поможет подтвердить необходимость в отсрочке уплаты госпошлины

Вместо квитанции (платежного поручения) об уплате госпошлины заявитель может подать ходатайство об отсрочке или рассрочке ее уплаты либо о снижении ее размера (п. 2 ч. 4 ст. 260 АПК РФ). Для этого он должен подтвердить свое сложное финансовое положение. Для этого можно использовать следующие документы.

Во-первых, это подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов заявителя с указанием наименований и адресов банков, в которых они открыты. В этот перечень включаются счета филиалов и представительств.

Во-вторых, это подтвержденные банком данные об отсутствии на указанных счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты госпошлины, а также о задолженности заявителя по исполнительным листам и платежным документам. Если в ходатайстве заявитель просит об уменьшении размера госпошлины, то к нему прилагаются документы о находящихся на счете денежных средствах (постановление Пленума ВАС РФ от 20.03.97 № 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине»).

Если заявитель просил об отсрочке, рассрочке, снижении госпошлины, но не приложил к ходатайству названные документы, суд не станет оставлять апелляционную жалобу без движения и предлагать заявителю представить недостающие справки. Он просто вернет жалобу (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.06.09 № А19-10458/08-Ф02-1807/09).

Если заявитель вовремя устранит недостатки своей жалобы (внесет госпошлину, представит доказательства направления лицам, участвующим в деле, копий документов и т. п.), суд выносит определение о ее принятии, а определение об оставлении жалобы без движения утрачивает силу (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.08 № А12-16878/2006-С57). Если же заявитель не устранит недостатки, а также, если его ходатайство об уменьшении, отсрочке или рассрочке уплаты госпошлины будет отклонено, суд возвращает ему апелляционную жалобу. Устранив обстоятельства, из-за которых суд вернул жалобу, заявитель может снова ее подать (ч. 1, 5 ст. 264 АПК РФ), разумеется, если не будет пропущен месячный срок апелляционного обжалования (ст. 259 АПК РФ).

Доверенность на лицо, подписавшее жалобу, можно представить в судебное заседание

Жалобу должен подписать исполнительный орган юридического лица или уполномоченный представитель (ч. 1 ст. 260 АПК РФ). Как ни странно, с выполнением данного требования у заявителей порой возникают сложности. К примеру, гендиректор компании-заявителя ушел в отпуск и жалобу пришлось подписать его заместителю, не имеющему соответствующей доверенности. Так как заместитель не является органом юридического лица, он может подписать апелляционную жалобу от его имени, только получив соответствующую доверенность, подписанную гендиректором (п. 4 ч. 4 ст. 260 АПК РФ).

Жалобу, не подписанную уполномоченным представителем, некоторые суды оставляют без движения (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.05.08 № А19-13318/07-Ф02-1876/08). Но есть и другой подход, согласно которому сомнения в наличии полномочий у лица, подписавшего жалобу, – это не повод оставлять ее без движения. В таком случае руководитель компании, от имени которой подана жалоба, может в судебном заседании заявить о том, что он одобряет действия лица, подписавшего жалобу (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.09 № А56-15275/2008, оставленное в силе постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.11.09 № А56-15275/2008). По мнению Пленума Высшего арбитражного суда, апелляционная инстанция должна предложить заявителю одобрить действия «подписанта» либо представить доказательства наличия у него полномочий на апелляционное обжалование (п. 21 постановления от 28.05.09 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» (далее – постановление от 28.05.09 № 36)). Если заявитель этого не сделает, апелляционная жалоба оставляется без рассмотрения (п. 7 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

Требования суда считаются исполненными после получения недостающих документов

Требования, изложенные в определении об оставлении жалобы без движения, считаются исполненными лишь в момент приема документов судом (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.11.09 № А79-4103/2009). Поэтому затребованные судом документы заявитель должен отправить с таким расчетом, чтобы к назначенной в определении дате они поступили непосредственно в суд (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.07.09 № А43-26747/2008-21-739). Срок направления документов в суд подтверждается почтовой квитанцией и штемпелем на конверте (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.08.06 № Ф04-4096/2006(25990-А81-33)). Если суд получит эти документы по окончании срока, отведенного в определении, он вернет жалобу (п. 19 постановления от 28.05.09 № 36, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.11.09 № А79-4103/2009).

Таким образом, если заявитель подал документы, затребованные апелляционным судом, на почту за 1–2 дня до окончания отведенного срока, это значит, что он фактически упустил возможность апелляционного обжалования. Правда, он может в последний день срока передать эти документы непосредственно в суд (что подтверждается штампом входящей корреспонденции). В таком случае он считается вовремя исполнившим требования апелляционного суда (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.11.09 № А67-3605/2009).

 

 

Вопрос в тему

Можно ли подать жалобу непосредственно в апелляционный суд?

Нет. Жалоба подается только в тот суд, который вынес решение. Он сам направляет жалобу в апелляционную инстанцию. Если жалоба была подана заявителем непосредственно в апелляционный суд, она подлежит возврату (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.09.09 № А69-61/09).

Может ли апелляционная инстанция оставить без движения жалобу, к которой не была приложена копия обжалуемого решения?

Нет. По мнению Пленума Высшего арбитражного суда, неприложение копии оспариваемого судебного акта не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы. Данный судебный акт имеется в материалах дела (постановление от 28.05.09 № 36).

 

 

Опыт коллеги

Опытом делится Владимир Дибижев, юрисконсульт Tenzor Consulting Group: «Обычно принято считать, что апелляционную жалобу можно подать только через суд первой инстанции, который вынес решение по делу. На самом деле из этого общего правила имеются свои исключения.

Например, если апелляционная жалоба была подана непосредственно в суд апелляционной инстанции после возбуждения в нем апелляционного производства по жалобе другой стороны по делу. В подобном случае суд в целях соблюдения принципа процессуальной экономии будет решать вопрос о принятии этой жалобы к производству, не возвращая ее заявителю. Поэтому если вы знаете, что по вашему делу уже возбуждено апелляционное производство и до даты рассмотрения ваша апелляционная жалоба, поданная через первую инстанцию, явно не успевает попасть в суд второй инстанции к сроку рассмотрения жалобы другой стороны, вы имеете возможность смело подавать жалобу непосредственно в апелляционную инстанцию. Эта жалоба не будет возвращена судом.

Данную позицию подтверждает постановление Пленума ВАС РФ от 28.05.09 № 36».

 

 

В разделе «Процессуальное право» Информационной системы юриста компании вы можете найти статью «Иски, ходатайства, жалобы. Быстрый справочник по составлению процессуальных документов».

 

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль