Реклама в сети интернет. Как распространять рассылки на законных основаниях

201
В этой статье:При каком условии можно рассылать рекламу через интернетКак можно оформить согласие адресата на получение рассылокПочему рекламодатель не отвечает за распространение спама

В последнее время рекламодатели проявляют повышенный интерес к формам рекламирования, которые сочетают в себе высокую эффективность и минимальные расходы на создание и распространение. Одним из таких видов недорогой и в то же время достаточно широкой по возможности охвата аудитории рекламы можно назвать рекламные рассылки по электронной почте. Однако в отношении интернет-рассылок законодательство помимо общих требований к рекламе (достоверность, добросовестность, полнота информации и т. д.) содержит также специальные требования. О том, как их соблюсти и что грозит компании, нарушившей данные требования, мы расскажем в этой статье.

Обязательное согласие адресата на получение рассылок

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – закон № 38-ФЗ) распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, возможно исключительно при условии предварительного согласия адресата на получение рекламы.

Изначально формулировка вышеуказанной нормы закона № 38-ФЗ вызывала споры о том, можно ли под «рассылками по сетям электросвязи» понимать рассылки, которые осуществляются посредством сети интернет. Но эти сомнения устранило письмо ФАС России от 19.05.06 № АК/7654, в котором прямо указано, что требование об обязательном согласии адресата касается и рекламы, распространяемой по сетям связи интернет.

Ответственность за рассылки без согласия адресата. Реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено (ч. 1 ст. 18 закона № 38-ФЗ). Другими словами, презюмируется отсутствие согласия, а бремя доказывания его наличия возложено на рекламораспространителя, поэтому он заинтересован в наличии соответствующих доказательств на случай возникновения спорных ситуаций.

Пример из практики.
В октябре 2007 года менеджер по оптовым и сетевым продажам от лица кондитерской фабрики рассылал предложения по новогодним подаркам на электронные адреса абонентов без предварительного получения их согласия. Один из получателей обратился с жалобой в территориальное управление ФАС России, которое вынесло решение о признании данной рекламы ненадлежащей. Кондитерская фабрика пыталась оспорить решение антимонопольной службы в арбитражном суде, ссылаясь на то, что распространенная посредством сети интернет информация не являлась рекламой, а представляла собой коммерческое предложение (оферту) для определенного круга лиц, отобранных в качестве потенциальных покупателей подарков. Суд данный довод не принял на том основании, что содержание сообщений не указывало на конкретного субъекта их получения, то есть не усматривался адресный характер сообщений. Неперсонифицированная информация не может считаться офертой (ст. 435 ГК РФ). То обстоятельство, что письма отправили только организациям, занимающимся определенным видом деятельности (после выборки), по мнению суда, тоже не свидетельствует о том, что информация была предназначена определенному кругу лиц, поскольку фабрика не представила доказательств, достоверно указывающих на коммерческий, а не рекламный характер информации. Суд подтвердил правильность решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.08 по делу № А50-7333/2008).


Компания-рекламодатель может быть подвержена штрафу за распространение спама только в одном случае: когда она сама осуществляет рассылки и это можно доказать (например, используются адреса корпоративной электронной почты). Именно рекламораспространитель, а не рекламодатель несет ответственность за рассылку рекламы без согласия адресатов (ч. 7 ст. 38 закона № 38-ФЗ). Такая реклама является ненадлежащей (п. 4 ст. 3 закона № 38-ФЗ). Это нарушение грозит компании административным штрафом в сумме от 40 тыс. до 500 тыс. рублей, а должностным лицам – от 4 тыс. до 20 тыс. рублей (ст. 14.3 -Ко-АП РФ). С 31 марта 2010 года минимальный порог штрафа для юридических лиц поднимется с 40 тыс. до 100 тыс. рублей (поправки внесены Федеральным законом от 28.12.09 № 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Оформление согласия адресатов

На практике довольно широко распространен следующий способ получения контактов потребителей (в том числе адресов электронной почты), которые компания затем использует для рекламных рассылок. Потребитель оставляет свои контактные данные, заполняя анкету для участия в какой-либо промо-акции, получения скидочной карты, доставки товара и т. д. Однако факт представления таких данных сам по себе, по мнению автора, еще не свидетельствует о наличии согласия потребителя на получение рекламных рассылок. При таких обстоятельствах невозможно с уверенностью утверждать, что адресат предоставил свою контактную информацию в том числе для целей последующего направления ему рекламы, а не исключительно для осуществления коммуникации по поводу доставки товара, оформления и использования скидочной карты или иных целей, не связанных с распространением рекламы.

Формулировки о согласии на получение рассылок. Для компании, планирующей делать рекламные рассылки, целесообразно дополнять анкеты и иные формы, в которых потребитель представляет свои контактные данные, специальными графами, которые прямо указывали бы на его согласие получать такие рассылки по указанным им адресам.

Например, в анкету можно включить вопрос: «Желаете ли вы получать рекламные и информационные рассылки?» и оставить место для проставления отметки о согласии либо несогласии, а также попросить выбрать способ, которым адресат согласен получать указанную информацию – по телефону, факсу, электронной почте и т. д. Законодательных предписаний или ограничений в отношении используемых формулировок для выражения согласия нет, соответственно компания вправе использовать ту, которая является, по ее мнению, наиболее удобной с точки зрения маркетинга и гармонирует с общим текстом анкеты. При этом формулировка должна демонстрировать, что анкетируемый делает осознанный выбор, четко и однозначно выражает свое согласие на получение рассылок.

Право на отзыв согласия. Согласно части 1 статьи 18 закона № 38-ФЗ, рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Следовательно, даже если изначально потребитель дал согласие на получение рекламных рассылок, впоследствии он имеет право его отозвать без объяснения причин. Причем для отзыва не требуется соблюдение каких-либо специальных условий – потребителю достаточно уведомить рекламораспространителя о своем желании. Последний обязан прекратить рассылки немедленно после получения соответствующего уведомления. Иначе реклама, разосланная после получения такого уведомления, тоже будет признана ненадлежащей, если адресат пожалуется в антимонопольную службу.

Закон № 38-ФЗ не уточняет, каким способом адресат должен уведомить рекламораспространителя о нежелании получать рекламные рассылки. Поэтому формально рекламораспространитель должен отреагировать на любое подобное сообщение, даже если оно сделано по телефону. Но такая свобода выбора формы уведомления со стороны потребителя не всегда позволяет рекламораспространителю оперативно принять меры при получении отказа от дальнейшего получения рассылок. Чтобы упростить решение этого вопроса для обеих сторон, желательно в каждом тексте рекламной рассылки указывать информацию о конкретном номере телефона, электронном адресе или ином способе связи с рекламораспространителем, с помощью которого потребитель может отменить рассылки в свой адрес.

 

Почему трудно бороться с профессиональными спамерами

Очень многие компании сами выступают объектом спама – массовых рекламных рассылок, отправляемых без согласия адресата. К сожалению, пресечь поток спама с помощью обращения в антимонопольные органы практически не представляется возможным, если рассылками занимается не сам рекламодатель (компания, чьи товары, работы или услуги рекламируются), а по его заказу – профессиональные спамеры. Технически их трудно отследить. Большинство дел о нарушении законодательства о рекламе закрываются после того, как технические специалисты устанавливают, что электронный ящик, с которого отправляются рекламные письма, меняется каждые несколько часов или что технически не представляется возможным достоверно установить распространителя спамового сообщения.   Вопрос в темуМожно ли избежать ответственности за спам, ссылаясь на малозначительность правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ)?

Нет, вряд ли это возможно, если доказано, что компания рассылала рекламу без предварительного согласия адресатов. Так, Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом был отклонен довод рекламораспространителя о малозначительности правонарушения по причине того, что такое нарушение представляет угрозу интересам неопределенного круга лиц (постановление от 20.02.09 по делу № А64-6021/08-15).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.