Открытие филиала. Подробная инструкция в условиях законодательного вакуума

248

Решение о создании филиала может быть вызвано разными причинами. Например, желанием приблизить производство к источникам сырья или к регионам с достаточно низким средним уровнем оплаты труда либо необходимостью расширить бизнес за счет региональных рынков сбыта и т. д. Однако сам процесс открытия филиала практически никак не урегулирован в действующем законодательстве – нормы разбросаны по многочисленным общим и специальным актам. Поэтому компаниям приходится предпринимать попытки создать филиал, руководствуясь одним здравым смыслом, что часто приводит к отказу в регистрации из-за подачи неполного пакета документов или их неправильного оформления. Для начала следует отметить, что филиалом в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Подразделение является территориально-обособленным от головной организации в том случае, если оно расположено на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иная инспекция, нежели та, в которой организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (письмо Минфина России от 21.04.08 № 03-02-07/2-73). При этом если организация не создает оборудованные рабочие места для своих сотрудников или продолжительность работ в одном населенном пункте длится не более одного месяца, то деятельность компании не ведет к созданию обособленных подразделений (п. 2 ст. 11 НК РФ). В этой статье предлагается пошаговая инструкция, которая поможет юристам компаний безошибочно подобрать и заполнить необходимые документы.

Обязанности компании Необходимые документы
Этап первый. Принятие решения о создании филиала

В ООО такое решение принимается общим собранием участников, большинством не менее двух третей голосов или единственным участником общества (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.02.98 № 14 - ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – закон об ООО).

В АО решение о создании филиала принимает совет директоров (п. 1 ст. 65 Федерального закона от 26.12.95 № 208 - ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – закон об АО)).

В АО с числом акционеров менее 50 подобное решение может принимать общее собрание или единственный акционер (п. 1 ст. 64 закона об АО)

В ООО принятие решения о создании филиала оформляется протоколом общего собрания участников (п. 6 ст. 37 закона об ООО) либо решением единственного учредителя (ст. 39 закона об ООО).

В АО – решением совета директоров (п. 5 ст. 12 закона об АО) либо протоколом общего собрания акционеров (если акционеров менее 50), либо решением единственного акционера.

Эти документы должны содержать информацию о местонахождении филиала, должен быть решен вопрос наделения филиала имуществом, назначен руководитель филиала или обязанности руководителя филиала возложены на определенное лицо, утверждены изменения в учредительные документы, утверждено Положение о филиале

Этап второй. Документальное оформление деятельности филиала

Компании необходимо:

разработать и утвердить приказом руководителя положение о филиале (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 4 ст. 5 закона об ООО, п. 4 ст. 5 закона об АО); выписать руководителю филиала доверенность на управление филиалом (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 4 ст. 5 закона об ООО, п. 4 ст. 5 закона об АО); предоставить филиалу помещение под офис

Положение о филиале должно содержать общую информацию о филиале, его функциях, основных правах и обязанностях, порядке управления, имуществе, финансах и отчетности, прекращении деятельности).

Доверенность руководителя филиала должна содержать: пределы полномочий руководителя филиала, круг действий, которые он вправе совершать, удостоверение директором компании подписи руководителя филиала.

Передача помещения для размещения в нем филиала может подтверждаться договором аренды (если помещение арендуется у третьих лиц) или гарантийным письмом собственника (если компания предоставляет филиалу свое имущество)

Этап третий. Внесение изменений в устав компании

Компании необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции изменения в устав компании.

После внесения изменений компания получает свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц об изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях налогового органа (п. 5 ст. 5 закона об ООО, п. 5 ст. 5 закона об АО).

Компания представляет в налоговую инспекцию по месту своего нахождения следующие документы:

подписанное заявителем и нотариально заверенное уведомление о внесении изменений в учредительные документы (форма № Р13002). Заявителем будет выступать генеральный директор общества, создающего филиал; протокол общего собрания участников (акционеров) или приказ (распоряжение) единственного учредителя либо совета директоров акционерного общества о внесении изменений в учредительные документы; устав в новой редакции (два экземпляра). Также компания может представить изменения в устав в виде отдельного документа
Этап четвертый. Постановка филиала на учет в налоговом органе

Компания должна встать на учет в налоговом органе по местонахождению каждого филиала (п. 1 ст. 83 НК РФ) в течение одного месяца с момента его создания (п. 4 ст. 83 НК РФ).

В случае, если несколько филиалов компании находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, компания вправе встать на учет в любом из этих органов по своему выбору (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Кроме того, необходимо сообщить обо всех созданных филиалах в свою налоговую инспекцию в срок не позднее одного месяца со дня создания филиала (п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщение о создании филиала утверждено приказом

ФНС России от 21.04.09 № ММ - 7-6/252 @ . За нарушение сроков постановки на учет по местонахождению филиала компанию могут привлечь к налоговой (ст. 116, 117 НК РФ) и административной (ст. 15.3 КоАП РФ) ответственности

Примерный перечень документов для постановки на учет (может корректироваться налоговым органом):

заявление о постановке на учет (по форме, утвержденной приказом ФНС России от 01.12.06 № САЭ - 3-09/826 @ ) либо письменное сообщение формы С - 3-09 (утвержденное приказом ФНС России от 21.04.09 № ММ - 7-6/252 @ ) (если данная организация уже состоит на учете по каким-либо основаниям в инспекции); копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, заверенная нотариально; копия свидетельства о государственной регистрации компании; положение о филиале; копии устава с внесенными изменениями; выписка из ЕГРЮЛ
Этап пятый. Регистрация во внебюджетных фондах

В течение месяца с момента создания филиала компания должна зарегистрировать филиал по месту его нахождения во внебюджетных фондах. Кроме этого в течение месяца необходимо будет сообщить о создании филиала в фонды по местонахождению головной компании (только в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования – ст. 28 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Такое сообщение представляется в свободной форме с указанием адреса филиала, а также названия и реквизитов документа, которым создание филиала было утверждено (протокол общего собрания либо решение) . Компаниям следует помнить, что регистрации подлежат не все обособленные подразделения, а только те, которые самостоятельно платят взносы, то есть имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют зарплату. При этом компании необходимо представить в соответствующие территориальные отделения фондов следующие документы:

в Фонд социального страхования:
заявление; заверенную нотариально или регистрирующим органом копию свидетельства о государственной регистрации общества; заверенную нотариально или регистрирующим органом копию свидетельства о постановке общества на учет в налоговом органе; заверенную нотариально или регистрирующим органом копию уведомления о постановке на учет в налоговом органе по местонахождению филиала; заверенные нотариально или регистрирующим органом копии документов, подтверждающих создание филиала (положение о филиале, доверенность, выданная руководителю филиала); если на момент подачи заявления о регистрации в качестве страхователя филиалу открыты банковские счета в кредитных организациях, представляется справка из кредитной организации об указанных счетах; заверенную нотариально или регистрирующим органом копию извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения (постановление ФСС России от 23.03.04 № 27)
в Фонд обязательного медицинского страхования:
документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании филиала, или распоряжение (приказ) о создании филиала и положение о филиале); документы, подтверждающие исполнение организацией обязанности по уплате налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования; свидетельство о регистрации общества в качестве страхователя в территориальном фонде по месту его нахождения (постановление Правительства РФ от 15.09.05 № 570)
в Пенсионный фонд:
свидетельство о постановке на учет общества в налоговом органе по его местонахождению; уведомление о регистрации общества в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по местонахождению головной компании; копию нотариально заверенных документов, подтверждающих создание филиала (устав общества, содержащий сведения о создании филиала и его юридическом адресе, Положение о филиале и другие документы, содержащие сведения о наличии у филиала отдельного баланса, расчетного счета, а также права выполнять от имени юридического лица обязанности по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по местонахождению филиала) (постановление Правления ПФ РФ от 13.10.08 № 296п)

 

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль