«При предоставлении скидок свыше 20 процентов от рыночной цены возникают налоговые риски»

174
На вопросы о том, как может складываться практика применения закона «О торговле» (см. также статьи «Закон "О торговле" в действии. Как поставщикам и ритейлерам работать по новым правилам» и «"ФАС не может запретить то или иное договорное условие участникам рынка"»), мы попросили ответить Владимира Лобастова, старшего юриста, руководителя практики «Антимонопольное право» Санкт-Петербургского адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

– Как, на ваш взгляд, торговые сети будут пытаться обойти запреты на включение в договор поставки продовольственных товаров иных бонусов кроме разрешенного вознаграждения за объем закупки в пределах 10 процентов от цены товаров?

– Думаю, что торговые сети будут предлагать поставщикам заключать с третьими лицами, формально независимыми от сетей, различного рода договоры на оказание услуг (маркетинговые исследования, рекламные услуги) в том числе и в торговых точках, где будет продаваться товар.

– Получат ли широкое распространение скидки, учитывая, что в отличие от бонусов они не запрещены?

– Скидки широко использовались всегда. Но надо учитывать такой момент: при предоставлении скидок в размере свыше 20 процентов от рыночной цены товара возникают риски, связанные с налоговым законодательством (ст. 40 НК РФ). При этом исходя из практики бонусы и скидки в пользу торговых сетей в общей сумме нередко превышают и 30 процентов от цены товара.

– Статья 9 закона «О торговле» обязывает торговые сети и поставщиков обеспечивать друг друга информацией об условиях отбора контрагентов и существенных условиях договоров. Если потенциальный контрагент предлагает заключить договор именно на объявленных компанией существенных условиях, то можно ли в этом отказать?

– Не надо забывать, что и торговые сети, и их поставщики осуществляют предпринимательскую деятельность. В данном случае не идет речи об отношениях «предприниматель-потребитель». Учитывая характер договора между поставщиком и торговой сетью (такие договоры на практике заключаются в индивидуальном порядке, и характер деятельности поставщиков и торговых сетей не предполагает возможности заключения договора поставки с каждым обратившимся), такой договор не может быть отнесен к числу публичных. Нет оснований говорить и о том, что исходя из частей 1 и 2 статьи 9 закона «О торговле» информацию, предоставляемую поставщиками и торговыми сетями друг другу, можно рассматривать как публичную оферту. Ее можно рассматривать как предложение делать оферты на определенных условиях, но компания, предоставившая информацию о критериях отбора контрагентов и существенных условиях договора, не обязана заключить договор с каждым, кто этим условиям соответствует и согласен с существенными условиями. Поэтому можно утверждать, что принцип свободы договора, в том числе принцип свободы выбора контрагента по договору, и здесь сохранит свое действие.

– Условия, перечисленные в пункте 2 части 1 статьи 13 закона «О торговле», не запрещены в принципе, а запрещены лишь действия по их навязыванию. Означает ли это, что на добровольной основе можно установить в договоре даже плату за вход в сеть?

– В данном случае речь идет не о запрете включения определенных условий в договор, а о запрете определенных действий (бездействия), которые могут рассматриваться как ограничивающие конкуренцию. Если соответствующие условия были включены в договор добровольно, то действия, направленные на ограничение конкуренции, фактически отсутствуют. Сама по себе «плата за вход», если она не навязывается занимающим доминирующее положение субъектом, а является результатом согласования воли сторон, может быть рассмотрена как нормальное условие коммерческого договора: плата за возможность использования особых условий продажи товаров.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль