Оценка реформы гражданского законодательства

154
Более тысячи юристов-практиков оценили 20 самых революционных положений Концепции развития гражданского законодательства. Мы приводим итоги этого исследования, а также комментарии разработчиков Концепции, судей Высшего арбитражного суда и юристов крупнейших компаний. Результаты направлены в Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Исследовательский центр частного права при Президенте РФ, чтобы их могли учесть при разработке поправок к Гражданскому кодексу. Все результаты можно также посмотреть на нашем сайте www.lawyercom.ru.

Оценка по шкале:
Оценка реформы гражданского законодательства

Заключение сделок и договорные споры

1. Предлагается легально закрепить понятие добросовестности в качестве основного принципа гражданского законодательства. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваБорис Пугинский, д.ю.н., заведующий кафедрой коммерческого права юридического факультета МГУ

В немецком праве уже был опыт законодательного закрепления добросовестности. Он привел к тому, что суды начали слишком широко трактовать это понятие. Дать определение добросовестности с помощью развернутых формулировок невозможно. Добросовестность должна толковаться через действия, которые благоразумные стороны в аналогичных условиях совершали бы, принимая во внимание честную деловую практику. Нам нужно подобное определение.

2. Предлагается ограничить право суда уменьшать размер неустойки по статье 333 Гражданского кодекса (такое снижение будет возможно только по ходатайству ответчика при условии, что он докажет явную несоразмерность неустойки). Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваБронислав Гонгало, д.ю.н., руководитель уральского отделения Российской школы частного права, заведующий кафедрой гражданского права Уральской государственной юридической академии

Практика, в соответствии с которой суды по своей инициативе «режут» неустойку со ссылкой на статью 333 Гражданского кодекса, небезупречна. Однако ответчик может искренне верить в свою непогрешимость и потому не заявлять ходатайство о снижении неустойки. Доказать несоразмерность неустойки последствиям в большинстве случаев непросто, ибо для этого ответчик должен располагать данными об имущественной сфере истца. Истец их не представит, поскольку бремя доказывания несоразмерности будет возложено на ответчика. Поэтому проблема не в содержании закона, а в сложившейся практике его применения. Сегодняшняя практика выгодна ответчику. Изменения закона – истцу. Получается, из одной крайности в другую.

3. Предлагается ввести преддоговорную ответственность сторон. В частности, за прерывание переговоров, если это вызвало имущественные потери у другой стороны, за разглашение конфиденциальной информации, которая стала известна одной из сторон в ходе переговоров, и т. д. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваМарина Рожкова, к.ю.н., консультант Исследовательского центра частного права при Президенте РФ

Предложение о введении преддоговорной ответственности обусловлено тем, что на стадии переговоров недобросовестное поведение одной стороны нередко приводит к возникновению имущественного вреда у другой. Пострадавшей стороне должна быть обеспечена возможность требовать возмещения вреда, причиненного недобросовестным поведением (независимо от того, заключен договор или нет). Поэтому предлагаемые Концепцией к введению правила о преддоговорной ответственности представляются обоснованными. Теория преддоговорной ответственности, основанная на идее защиты добросовестности при ведении переговорного процесса, признается в доктрине и практике многих западных стран.

4. Предлагается законодательно запретить в предпринимательской деятельности начисление сложных процентов (начисление процентов-санкций на плату за заем). Исключения из этого правила должны устанавливаться законом или договором. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваСергей Сарбаш, д.ю.н., судья Высшего арбитражного суда РФ

К этой инициативе отношусь положительно. Сложные проценты, начисляемые на неуплаченные проценты за пользование денежными средствами, ставят должника в достаточно сложное экономическое положение, что может привести к его разорению, поскольку общая задолженность будет нарастать в значительно большей степени по сравнению с обычной ситуацией. По общему диспозитивному правилу сложные проценты не допускаются, если только они не предусмотрены законом или договором. Для последнего случая это означает, что кредитор должен «выговорить» себе условие о сложных процентах. Таким образом, принимая это условие договора, должник сознательно идет на подобный риск в предпринимательских отношениях.

5. Предлагается лишить лицо, принявшее исполнение, права подать иск о признании договора незаключенным. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваОлег Гутников, к.ю.н., старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

Это очень правильное и своевременное предложение. Иски о признании договоров незаключенными повсеместно используются недобросовестными лицами для уклонения от исполнения принятых на себя обязательств. Особенно возмущает ситуация, когда одна из сторон договора получила все, что хотела, от другой стороны, а сама в ответ, прикрываясь иском о признании договора незаключенным, отказывается осуществлять встречное исполнение. Поэтому запрет на подачу исков о признании договоров незаключенными в условиях, когда истец получил причитающееся ему исполнение по такому договору, является справедливым.

6. Предлагается предусмотреть правило о том, что лицо, для представительства перед которым выдана доверенность, вправе не признать полномочия представителя, если доверенность не удостоверена нотариально. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваАндрей Егоров, к.ю.н., заместитель руководителя аппарата Высшего арбитражного суда РФ

Возможны две ситуации. Первая – договор еще не заключен. Вторая – уже есть отношения. Скажем, банк ведет вклад компании. Приходит человек, разворачивает мятую бумажку о своих полномочиях, подписанную якобы директором, и просит выдать вклад. Какие основания ему отказать? Не подтвердил полномочия? Но если подпись была верной, это будет означать, что банк не принял надлежащие полномочия, не выдал вклад, создал просрочку, будет уплачивать проценты по статье 395 ГК РФ. Что делать банку? Выдавать вклад по такой доверенности? Но представитель может оказаться жуликом, и банку придется второй раз выдать вклад, а жулика разыскивать. Любое действие банка грозит ему проблемами. Предлагаемое решение его спасает.

 
Регулирование правоотношений с недвижимостью

1. Предлагается закрепить понятие «помещение» в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Это связано с тем, что помещение само по себе не является ни вещью, ни составной частью такой вещи, как здание (строение, сооружение), и не может быть выделено из них. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваКонстантин Скловский, д.ю.н., адвокат

Во-первых, помещения уже давно вошли в оборот. Во-вторых, помещение – это фикция вещи, а фикция должна вводиться законом. Поэтому законодательное признание помещения, видимо, неизбежно. Устанавливать признаки помещения не нужно, это решит практика. Но надо иметь в виду, что помещение не может быть построено, а возникает в силу сделки.

2. Планируется при первичной регистрации здания регистрировать право собственности на все помещения в нем за собственником здания. Право собственности на здание прекратится с момента первой регистрации права собственности на помещение в нем. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваМария Ерохова, к.ю.н., главный консультант управления анализа и обобщения судебной практики Высшего арбитражного суда РФ

Если в здании не выделены нежилые помещения, это самостоятельный объект гражданских прав. Он может находиться в собственности одного лица или в долевой собственности. Если выделяется нежилое помещение, возникают право собственности на нежилые помещения и общая долевая собственность на имущество. Эта модель закреплена в Жилищном кодексе для жилых помещений. Режим предложено распространить на нежилые помещения в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания». В идеале правовой режим жилых и нежилых помещений должен быть одинаков и определяться в законе.

3. Предлагается исключить предприятие как имущественный комплекс из числа недвижимых вещей. Одновременно предложено внести в кодекс понятие технологического имущественного комплекса недвижимости. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваДаниил Дугинов, ведущий юрист ООО «Международный фонд частных инвестиций»

Реальных сделок с такой юридической фикцией, как предприятие, в настоящее время проводится очень мало ввиду крайне сложной процедуры оформления и регистрации перехода прав на имущественный комплекс как недвижимость. Обычно такие сделки оформляются в обход закона и производятся путем покупки акций или долей. Введение же нового объекта, не признаваемого объектом недвижимости, включающего в себя комплекс имущества, права на которое оформлены отдельно, значительно упростит процедуру продажи, что соответственно благоприятно скажется на развитии торгового оборота.

 
Регистрация прав и защита прав

1. Предлагается защита фактического владения независимо от того, основано оно на каком-либо праве или нет: владелец вправе предъявить нарушителю или любому последующему владельцу иск против лишения владения или об устранении нарушений, не связанных с лишением владения. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваСергей Моргунов, к.ю.н., судья Арбитражного суда Краснодарского края

Фактическое владение вещами физическими и юридическими лицами составляет огромный пласт имущественных отношений в гражданском обороте. Законодательное регулирование этих отношений, в том числе закрепление владельческой защиты, будет способствовать укреплению правового положения личности (физических и юридических лиц) в гражданском обществе. Вместе с тем наличие в позитивном праве норм о владельческой защите отнюдь не означает, что владение – это субъективное право на вещь. Фактическое владение обусловлено самим фактом нахождения вещи у конкретного лица. Именно для защиты такого отношения от самоуправного отобрания вещи у владельца предназначена владельческая защита.

2. Предлагается сделать основной разновидностью государственной регистрации регистрацию прав. Регистрация сделок должна быть отменена. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваАлександр Андреев, директор правового департамента ЗАО «КАРО Фильм»

Регистрация прав выглядит предпочтительнее, чем регистрация и прав, и сделок одновременно. Это вопрос больше технологический и логический, чем правовой. Дело в том, что уйти от сделок при рассмотрении вопросов регистрации прав все равно не удастся, так как в большинстве случаев права возникают из сделок и поэтому при регистрации прав сделка будет неизбежно предметом рассмотрения, и наоборот. Вместе с тем по технологическим причинам гораздо проще в качестве отправной точки для государственной регистрации выбрать какой-то один институт, а на него как на стержень «нанизывать» всю прочую правовую информацию.

3. Предлагается закрепить новый вид вещных прав – право застройки (суперфиций). Любое лицо может получить земельный участок, находящийся в собственности другого лица, для строительства и последующей эксплуатации различных объектов (в том числе коммерческих). Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваТатьяна Филиппова, к.ю.н., заведующая кафедрой гражданского права Алтайского государственного университета

Законодательство должно учитывать потребности экономического оборота, интересы собственников земельных участков, в том числе и по предоставлению другим лицам отдельных правомочий в отношении своего земельного участка. Поэтому попытка сформулировать новые виды вещных прав в отношении земельного участка заслуживает поддержку. В Концепции развития гражданского законодательства для этой цели используются конструкции, разработанные еще римскими юристами, получившими признание в других странах, и имеющие прообразы в российском законодательстве. Содержание предложенного права выглядит вполне логичным, особенно в контексте предусмотренного в Концепции института владения.

 
Создание, деятельность и ликвидация юридических лиц

1. Предлагается при создании юридических лиц установить обязательную правовую экспертизу содержания учредительных документов на соответствие законодательству. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваДмитрий Степанов, к.ю.н., партнер компании «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры»

Продолжают появляться взаимоисключающие предложения по реформированию системы госрегистрации юрлиц. Одним введение правовой экспертизы кажется панацеей от всех бед: от фирм-однодневок до нарушений прав участников и акционеров. Другим представляется вредным, порождающим издержки и коррупцию. Можно предложить смешанную систему. Она предполагает стандартные формы учредительных документов для большинства участников оборота. Госрегистрация по таким документам должна идти в кратчайшие сроки, регистрационный орган вправе проверять лишь достоверность сведений. Для нетиповых ситуаций участники оборота вправе готовить иные учредительные документы, которые проходили бы правовую экспертизу на предмет соответствия закону.

2. Предлагается передать функции регистрации юридических лиц органам юстиции. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваСтанислав Могилевский, д.ю.н., декан юридического факультета Академии народного хозяйства при Правительстве РФ

Предложение передать функцию госрегистрации юрлиц арбитражному суду давно обсуждалось и я полностью поддерживаю эту идею. Надеюсь, что это повлечет изменение крайне неудовлетворительного подхода налоговых органов к процедуре регистрации и ведения реестра. Во-первых, эта работа требует юридической квалификации главным образом в области гражданского права, которая отсутствует у работников налоговых органов, а в арбитражных судах этими вопросами будут заниматься юристы. Во-вторых, это позволит исключить ситуацию, когда регистрацией и ведением реестра различных видов юрлиц занимаются различные органы. И наконец, в-третьих, ВАС РФ в любом случае вынужден разъяснять спорные вопросы, возникающие в процессе регистрации.

3. Предлагается отказаться от деления акционерных обществ на открытые и закрытые. Вместо этого ввести особые требования к гражданско-правовому статусу публичных акционерных обществ, размещающих акции по открытой подписке. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваРоман Бевзенко, к.ю.н., начальник управления частного права Высшего арбитражного суда РФ

Мне это предложение кажется обоснованным. Действительно, наличие закрытых акционерных обществ противоречит самой природе такого обращаемого инструмента, как акция. Для существования закрытых корпораций, доли участия в которых могут обращаться с учетом тех или иных ограничений (в том числе и договорных), есть соответствующая организационно-правовая форма – общества с ограниченной ответственностью.

4. Предлагается установить минимальный размер уставного капитала для ООО – 1 млн рублей, а для АО – не менее 2 млн рублей. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваДмитрий Ситников, начальник юридического управления ЗАО «Управляющая компания "Аптечная сеть 36,6"»

Увеличение уставного капитала приведет к замедлению развития малого бизнеса. Более того, при отсутствии финансовой возможности увеличить уставный капитал существующие компании будут вынуждены ликвидироваться. Это повлечет значительные расходы и увеличение коммерческих рисков как для собственников бизнеса, так и для компаний в целом с возможными ухудшениями условий и досрочным исполнением обязательств. Вместе с тем существующий сейчас минимальный размер уставного капитала не соответствует текущим рыночным отношениям и, безусловно, должен быть увеличен, но не более чем в 5–10 раз. Увеличение уставного капитала также не повлияет на сокращение фирм-однодневок, а только увеличит стоимость их услуг.

5. Предлагается запретить внесение в уставный капитал прав пользования, некоторых видов ценных бумаг (вексель, облигация), а также и прав требования. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваАндрей Глушецкий, д.ю.н., генеральный директор ЗАО «Центр корпоративных стратегий»

Считаю предложение неэффективным. Есть проблема поддержания текущей ликвидности активов. Но юридическая конструкция уставного капитала не предназначена для решения этой задачи. Активы, поступающие в оплату акций, свободны в обороте. Пример: утром какой-то особый актив (например, деньги) поступил в оплату акций, а вечером он может быть замещен другим активом (например, облигацией или правом требования). Запрет на оплату размещаемых акций определенными видами активов не решает проблемы поддержания текущей ликвидности активов акционерного общества, а создает лишь искусственные схемы временного привлечения одних активов с целью их последующей замены на акции, облигации, права требования.

6. Предлагается обязать хозяйственные общества своевременно информировать заинтересованных лиц о предполагаемых изменениях учредительных документов или данных, содержащихся в государственном реестре. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваРуслан Ибрагимов, к.ю.н., вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО «МТС»

Решение представляется малоэффективным, поскольку обязанность общества предварительно информировать о планируемых изменениях будет зависеть в конечном итоге от добросовестности самого общества. В качестве альтернативы можно было бы рассмотреть способы увеличения степени доступности сведений в госреестре, основанные на современных технологических решениях, что с успехом применяется в международной практике (возможность оперативного доступа к данным госреестра). Обязанность же информирования о ключевых корпоративных изменениях (например, прекращение полномочий директоров) могла бы возлагаться не только на общество, но и на орган, ответственный за ведение госреестра.

 
Отношения, связанные с залогом

1. Концепция предусматривает меры защиты приобретателей движимого имущества, которые не знали и не должны были знать, что оно находится в залоге. На такое имущество залогодержатель не должен иметь права обращать взыскание, а залог следует признавать прекращенным. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваДенис Новак, к.ю.н., заместитель начальника управления частного права Высшего арбитражного суда РФ

Залог может получить силу против третьих лиц и приобрести такие признаки, как следование за вещью и возможность преимущественного перед другими кредиторами удовлетворения требований залогодержателя, только если ему придано свойство публичности. Если залогодержатель не позаботился, чтобы информация о залоге была известна третьим лицам, и кто-либо приобрел движимую вещь, то на залогодержателе лежит риск утраты своего права залога. Если же приобретатель знал о том, что вещь заложена, или должен был об этом знать ввиду того, что залогодержатель принял для этого меры, то залог сохраняется. Тогда достигается справедливый баланс между защитой интересов правообладателя (залогодержателя) и третьих лиц (оборота).

2. Концепция предусматривает создание системы учета залогов движимого имущества. Эта система должна иметь информационный, а не правоустанавливающий характер, и защищать права третьих лиц. Как вы оцениваете это предложение?

Оценка реформы гражданского законодательства

Оценка реформы гражданского законодательстваДмитрий Дедов, к.ю.н., судья Высшего арбитражного суда РФ

Я положительно отношусь к системе учета залогов движимого имущества. Но эта система будет носить правоустанавливающий характер в силу объективных требований к достоверности сведений, содержащихся в таком реестре. Это потребует больших затрат на содержание системы в силу огромного объема информации и работы по проверке достоверности сведений. Было бы более разумным оставить бремя должной осмотрительности за залогодержателем и залогодателем. Средствами защиты прав залогодержателя может служить книга залогов, которую ведет у себя залогодатель (по правилам ведения нотариальных книг), а также самоклеющиеся постеры, информирующие о залоге и приклеивающиеся на заложенное имущество (как в Великобритании).

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль