Коллизии претензионного порядка урегулирования спора. Какие последствия они влекут для компании

936
Можно ли исключить претензионный порядок договором Как сузить предмет соглашения о претензионном порядке Когда на адресата претензии можно возложить все расходы по делу

Часто еще при заключении договора стороны договариваются использовать претензионный порядок урегулирования возможных споров. Действующее законодательство не закрепляет общих положений о претензионном порядке, что создает проблемы при его использовании на практике. Но при грамотном и своевременном применении претензионный порядок является весьма эффективным, оперативным и недорогим средством защиты нарушенных прав.

Разновидностей претензионного порядка гораздо больше

Действующее законодательство прямо упоминает только о двух разновидностях претензионного порядка, уравнивая их между собой: это порядок, установленный федеральным законом и договором (см., например, п. 2 ст. 148 АПК РФ). Вместе с тем анализ действующего законодательства позволяет выделить четыре разновидности претензионного порядка, каждая из которых имеет свои особенности.

Во-первых, это обязательный претензионный порядок, который прямо предусмотрен в качестве такового нормами федерального законодательства (например, п. 2 ст. 452, п. 1 ст. 797 ГК РФ, п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, п. 3 ст. 124 Воздушного кодекса РФ, п. 1 ст. 403 КТМ РФ и т. д.). Стороны не вправе исключить применение такого порядка по своему усмотрению.

Во-вторых, можно выделить нормативный претензионный порядок. Он, как правило, упоминается в федеральном законодательстве или иных нормативных правовых актах в качестве рекомендуемого, а не обязательного для использования спорящими сторонами (например, п. 4 ст. 55 Федерального закона «О связи», абз. 1 ст. 37 Федерального закона «О почтовой связи», п. 1 ст. 39 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и т. д.). Стороны могут обращаться к использованию этого порядка по собственному желанию.

В-третьих, отдельно необходимо упомянуть договорный претензионный порядок. Возможность его использования, как правило, согласовывается сторонами при заключении основного договора, а условия о претензионном порядке включаются в текст договора-документа (например, ст. 466, 468, 475, 480 ГК РФ).

В-четвертых, стороны вправе использовать претензионный порядок и в ситуации, когда и закон не предусматривает обязательный или рекомендуемый претензионный порядок, и между сторонами отсутствует соглашение о нем. Использование такого уведомительного претензионного порядка одной стороной правоотношения (в форме предъявления претензии) может стать эффективным средством защиты нарушенных прав. Ведь своевременное предъявление такой претензии может пресечь возникновение между сторонами судебного спора.

ВОПРОС В ТЕМУ

Если ни в законе, ни в договоре сторон не было предусмотрено претензионного порядка, но контрагент прислал претензию, обязана ли компания на нее отвечать?

Нет, такая обязанность у компании отсутствует. Но если вы стремитесь сохранить с контрагентом деловые связи, ответ на претензию весьма желателен. Он может создать предпосылки для урегулирования возникших разногласий.

Об авторе этой статьи

Специализация. Внесудебная и судебная защита прав.

Научные труды. Автор более десятка монографий, в том числе: «Договорное право: соглашения о подсудности, международной подсудности, примирительной процедуре, арбитражное (третейское) и мировое соглашения» (в соавтор-стве), «Средства и способы правовой защиты сторон коммерческого спора», «Мировая сделка: использование в коммерческом обороте» и др. Опубликовала в общей сложности около 130 работ.

Место работы. С 2007 го-да научный консультант юридической фирмы Magisters, консультант Исследовательского цент-ра частного права при Президенте РФ. В 2004–2007 годах являлась научным сотрудником отдела гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. В 1990–2003 годах работала в Высшем арбитражном суде РФ. Является инициатором и ответственным редактором серии сборников «Анализ современного права», выходящей с 2006 года. Также выступила инициатором и соруководителем проекта «Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума ВАС РФ».

Условия успешного соглашения о претензионном порядке

Для большинства компаний наиболее распространенным является договорный претензионный порядок. Однако действующее законодательство прямо не устанавливает ни его обязательности, ни каких-либо рекомендаций по его использованию. Это существенно осложняет положение сторон. Между тем можно дать несколько «опорных точек» по наиболее удачному урегулированию претензионного порядка договором.

Прежде всего в соглашении должно быть прямо сказано, что стороны избрали для урегулирования спора именно претензионный порядок. Фразы о том, что стороны могут урегулировать спор «путем переговоров» или «посредством использования примирительной процедуры», не годятся для этой цели. Об этом свидетельствует довольно обширная судебная практика, которая не признает подобные условия в качестве соглашения о претензионном порядке.

Далее, поскольку законодательство не устанавливает срока рассмотрения претензии контрагентом, то для того, чтобы время ожидания стало более определенным, этот срок нужно предусмотреть в договоре. Срок может быть любой продолжительности (от нескольких дней до нескольких месяцев). Но, как правило, рекомендуется ограничивать его 30 днями, что не только делает оперативной процедуру претензионного порядка, но и позволяет бухгалтерии учесть результаты рассмотрения претензии в ближайший отчетный период. При этом по своему желанию стороны могут предусмотреть как срок рассмотрения, так и срок предъявления претензии.

Также сторонам целесообразно конкретизировать в соглашении о претензионном порядке его предмет. Например, они могут установить, что претензия предъявляется в случае любого спора, возникающего из договора между ними, либо прямо определяют споры, по которым они будут использовать претензионный порядок урегулирования спора (как это имеет место при заключении арбитражного соглашения), а также минимальную сумму предъявления претензии.

Наконец, исходя из того, что претензионный порядок есть исключительно письменная процедура, стороны могут согласовать требования к оформлению и содержанию претензии и ответу на нее, оформлению подтверждающих доводы и возражения документов, могут определить и прямо указать адреса, по которым должны быть направлены претензия и ответ на нее.

Нарушить претензионный порядок могут обе стороны

Нарушение обязательного претензионного порядка, естественно, приводит к негативным последствиям. Но, прежде чем перейти непосредственно к их рассмотрению, сначала стоит определиться с тем, что понимается под таким нарушением.

Прежде всего – это неиспользование претензионного порядка. Такое нарушение возможно в случае, когда одна сторона гражданского правоотношения обращается в судебный орган (арбитражный или третейский суд) с соответствующим иском, игнорируя обязательные предписания федерального закона или достигнутые договоренности сторон относительно использования претензионного порядка. В данном случае принято говорить о несоблюдении истцом претензионного порядка.

Кроме того, нарушение претензионного порядка возможно и со стороны адресата претензии (ответчика по иску), когда это лицо использовало претензионный порядок с отклонениями от предусмотренных федеральным законом или договором правил. К таким нарушениям можно отнести уклонение от направления ответа на предъявленную претензию либо использование претензионного порядка с нарушением предусмотренных правил. Примером последнего может быть направление ответа на предъявленную претензию за рамками предусмотренного срока для ответа и т. д.

Соответственно можно говорить о несоблюдении этого порядка одной стороной или обеими сторонами. А о его соблюдении может идти речь только в ситуации, когда при его осуществлении сторона (обе стороны) следовали установленным законом или договором правилам.

ВОПРОС В ТЕМУ

Есть ли какие-то законопроекты, которые бы разрешили коллизию фактически обязательного соблюдения договорного претензионного порядка?

К сожалению, таких законопроектов сейчас нет. Проблемы претензионного порядка урегулирования споров, весьма широко используемого на практике, пока не привлекли внимание законодателя.

Процессуальное законодательство уравнивает обязательный и договорный порядок

Нарушение претензионного порядка урегулирования спора влечет определенные правовые последствия, предусмотренные действующим законодательством.

Во-первых, истец должен указать в исковом заявлении сведения о соблюдении им претензионного порядка (п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ). Отсутствие подобных сведений может послужить основанием для оставления искового заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а затем (по причине их непредставления в силу несоблюдения претензионного порядка) возвращения искового заявления (п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ).

Во-вторых, если обстоятельство несоблюдения истцом претензионного порядка было установлено после принятия искового заявления к производству, это исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ).

В-третьих, независимо от результатов рассмотрения дела на лицо, которое явилось нарушителем претензионного порядка, подлежат отнесению все судебные расходы по этому делу (ч. 1 ст. 111 АПК РФ). Такого рода последствия могут иметь место в ситуации, когда адресат претензии (ответчик по иску) не представил ответа на претензию либо представил его с нарушением установленного срока.

Важно отметить то, что нормами Арбитражного процессуального кодекса обязательный и договорный претензионный порядок фактически уравниваются. Кроме того, в нем вовсе не упоминается об иных разновидностях претензионного порядка, которые были обозначены выше. Это приводит к тому, что арбитражные суды обычно предъявляют одинаковые требования ко всем без исключения случаям, предполагающим использование претензионного порядка. Такой подход, конечно, неверен. Обязательный претензионный порядок, ставший, по сути, простой формальностью, которую нельзя обойти в силу императивных предписаний закона, не может приравниваться к договорному, рекомендуемому и тем более уведомительному порядку.

На нарушителя претензионного порядка лучше отнести все расходы по делу

Для целей настоящей статьи важным является то, что договорный претензионный порядок (как и иные виды претензионного порядка урегулирования спора) является одной из разновидностей примирительных процедур. Это означает, что его основным принципом должна быть добровольность использования сторонами. Отсюда особенностью, характеризующей всякую примирительную процедуру, является возможность каждой из сторон в одностороннем порядке отказаться от проведения такой процедуры (до ее начала) или ее продолжения (если примирительная процедура уже началась). И только в том случае, когда такой односторонний отказ не обусловлен уважительными причинами, отказавшееся от проведения примирительной процедуры лицо несет негативные последствия такого отказа.

Вследствие сказанного очевидно, что сторона не должна принуждаться к использованию договорного претензионного порядка путем отказа в защите права. Между тем на практике это имеет место, когда сторона, уклонившись от использования договорного претензионного порядка, утрачивает, по сути, и возможность рассмотрения ее дела по существу. Хотя по логике вещей в случае необоснованного уклонения от использования договорного претензионного порядка или его нарушения это лицо должно претерпевать соответствующие негативные последст-вия. Так, на него независимо от результатов рассмотрения дела должны быть отнесены все судебные расходы по делу. А в том случае, если несоблюдение претензионного порядка было обусловлено уважительными причинами, оснований для возложения санкций вообще нет. И в этом смысле часть 1 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса РФ нуждается в уточнении, потому что сейчас действие этой нормы распространяется на все случаи.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль