«Основная цель претензионной работы – еще больше повысить качество нашего сервиса»

167

В работе международной компании, занимающейся перевозками, много необычного для юриста. Об этом нам рассказал Павел Громов, начальник юридического отдела ООО «ТНТ Экспресс Уорлдуайд (СНГ)» – российского отделения международной компании «TNT Express».

Павел Громов, начальник юридического отдела ООО «ТНТ Экспресс Уорлдуайд (СНГ)»

Павел Громов родился в 1981 году в Москве.

В 2003 году с отличием закончил юридический факультет Российской таможенной академии. После этого год работал таможенным инспектором правового отдела Центральной акцизной таможни, затем – юристом и руководителем юридического отдела в холдинге, занимающемся перевозками.

В мае 2007 года пришел на должность руководителя юридического отдела ООО «ТНТ Экспресс Уорлдуайд (СНГ)».

Имеет степень кандидата юридических наук, член Палаты налоговых консультантов.

– Какое место российское отделение TNT Express занимает в международной сети компаний TNT?

– TNT Express в России – самостоятельное юридическое лицо со 100-процентным голландским участием, одна из ячеек глобальной сети компаний TNT Express, которая работает более чем в 200 странах мира. Отдельные ячейки объединяются в группы на региональном уровне. Наша компания входит в региональную группу Восточной и Южной Европы. Основной вид деятельности TNT Express – экспресс доставка отправлений и корпоративных грузов.

Организационная работа. Зачем нужны консультации с юристами в Голландии

– Ваша юридическая служба полностью самостоятельна в работе или центральный офис сети компаний TNT Express может давать вам обязательные указания?

– В вопросах, касающихся российского права, мы полностью самостоятельны. Но когда речь идет о крупных проектах (корпоративных изменениях, внедрении во всей сети новой программы работы с клиентами и т.д.), мы контактируем по методическим вопросам реализации этих проектов с юридической службой главного офиса сети компаний в Амстердаме или юридической службой нашей региональной группы. Например, сеть повсеместно внедряет новые условия работы с клиентами. В связи с этим необходимо проанализировать, какие существуют локальные законодательные требования к реализации этих условий, насколько эти нововведения будут соответствовать глобальному корпоративному подходу. Исходя из этого, корректируется генеральная линия изменений.

– Как устроена ваша юридическая служба?

– Наша служба обеспечивает правовое сопровождение деятельности всех подразделений компании в России: не только головного офиса, но и 13 региональных филиалов; оказывает правовую поддержку компаниям обширной агентской сети. Функционально юридическая служба разделена на два отдела – собственно юридический и отдел, который занимается претензионной работой, а также взаимодействием со страховыми компаниями в процессе страхования грузов. Оба отдела подконтрольны мне.

– Какие основные направления деятельности у юристов отдела?

– Пожалуй, такие же, как и у юридической службы любой другой компании: договорная работа, представительство интересов компании в судах, анализ различных проектов на предмет юридических рисков, представление интересов компании в госорганах, профессиональных ассоциациях (в частности, в Ассоциации экспресс-перевозчиков и Ассоциации европейского бизнеса). Хотя последнее – это скорее лично моя функция, чем всего отдела.

– У компании собственный обширный автопарк. Постановкой автомобилей на учет, разбирательством с ГИБДД в случае аварий занимается юридическая служба?

– Нет, у нас есть общий отдел, который занимается в том числе и этими вопросами. Только если ситуация доходит до суда (допустим, страховая компания отказывает в страховой выплате после аварии), привлекаются юристы. Но подобных дел у нас единичные случаи.

Претензионная работа. Как юристы повышают качество сервиса

– Почему претензионный отдел обособлен?

– Специалисты этого отдела занимаются достаточно стандартными вопросами, которые уже отработаны на практике. Для них существуют унифицированные процедуры, поэтому в этом отделе могут работать начинающие юристы. Специалисты юридического отдела привлекаются к претензионным вопросам только в сложных ситуациях, которые требуют особого внимания, или когда ясно, что не обойтись без судебного разбирательства. Кстати, претензионный отдел рассматривает не только претензии материального характера, но и вообще любые письменные жалобы недовольных клиентов, даже если они не выдвигают материальных требований. Кроме подготовки мотивированных ответов наши специалисты занимаются также анализом причин, которые привели к появлению этих претензий, их систематизацией в базе данных и разработкой проектов решений для их устранения в работе компании. Основная цель этой работы – еще больше повысить качество нашего сервиса.

– Это скорее организационная работа. Чем обусловлена ее передача юридической службе?

– Функционально проще, если вся работа, касающаяся претензий, скоординирована в одном центре, а не распыляется между разными подразделениями. Кроме того, клиентам удобнее иметь одно контактное лицо. Для работы с крупной компанией это важно.

– Претензии часто перерастают в судебные разбирательства?

– Нет, очень редко. В основном споры с контрагентами и клиентами удается решить путем переговоров. Кроме того, в компании существует специальный порядок принятия коммерческих решений, касающийся споров. Например, бывает, что мы выплачиваем клиенту компенсацию, которую он просит, хотя видим, что с правовой точки зрения для этого нет оснований (компания не виновата). Но мы исходим из коммерческой заинтересованности в этом клиенте. Точно так же мы можем посчитать нецелесообразным предъявлять иск нашему контрагенту – транспортной организации, с которой у нас заключено агентское соглашение. Даже если с ее стороны были какие-то нарушения, причинившие нам ущерб. Аналогично решается вопрос в конфликтах с нашими арендодателями – владельцами складов. Для нас важнее всего обеспечить бесперебойную текущую деятельность компании. Если не складываются отношения с арендодателем, то вопрос о возможном судебном разбирательстве надо решать исходя из того, есть ли у нас на данный момент «запасной аэродром», чтобы безболезненно перевести склад туда. Вообще любые судебные споры могут быть эффективны, только когда они не мешают хозяйственной деятельности. Поэтому решение о целесообразности судебного разбирательства мы принимаем по согласованию с операционным отделом и финансовой службой компании. Для нас лучший способ решить конфликт с контрагентом – это заблаговременно исключить саму возможность его развития еще на стадии заключения договора, правильно сформулировав условия.

– Наверняка для международных доставок компания пользуется услугами подразделений TNT Express в других государствах. Как решается вопрос с ответственностью за повреждение или утрату груза между двумя компаниями одной сети?

– Действительно, бывают ситуации, когда одно из подразделений сети TNT Express считает, что в сложившейся ситуации виновато другое подразделение. На этот счет существует специальный внутрикорпоративный порядок, устанавливающий критерии, при которых можно предъявлять претензии. Общее правило такое: право на предъявление претензии есть только у того, в чей адрес поступил груз. То есть если мы в России получаем груз с повреждением от TNT Express, например, Польши, то мы можем заявить им соответствующие требования.

Сложности с таможней. Зачем юристу компании участвовать в законотворчестве

– Судя по вашим словам, у компании практически нет арбитражных споров. Или все-таки есть?

– Есть, и немало. Но значительная часть из них не с контрагентами, а с таможенными органами. Суть любой экспресс-перевозки – в быстрой доставке отправления «от двери до двери» (мы забираем груз или другое отправление у клиента и сдаем получателю в конечном пункте назначения). При наличии соответствующего поручения клиента при международной доставке мы занимаемся таможенным оформлением. Учитывая неоднозначность некоторых норм таможенного законодательства, которые оставляют широкое поле для разных трактовок, а также принимая во внимание наши объемы перевозок (TNT Express оформляет сотни тысяч таможенных деклараций в год), физически невозможно, чтобы у компании не было никаких нарушений в части таможенного оформления. В частности, из-за расхождений с таможенными органами во взглядах на те или иные вопросы чаще других выносятся постановления о штрафах на основании статьи 16.2 Кодекса об административных нарушениях. В основном речь идет о ситуациях, когда они считают, что мы представили недостоверные сведения о грузе. Мы оспариваем такие постановления в суде.

– Успешно?

– В основном да. Вообще оспаривание постановлений о привлечении к ответственности за нарушения таможенных правил – для нас необходимость. У компании есть свидетельства о включении в реестр таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и владельцев складов временного хранения. Разумеется, эти документы для нее жизненно важны. Но если компания – таможенный брокер в течение года больше одного раза привлекается к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела, то ее могут исключить из реестров. Это предусмотрено статьей 98 Таможенного кодекса. Данная норма не только осложняет нашу работу, она вообще вносит нестабильность в общую ситуацию на рынке услуг таможенных брокеров и сферу ВЭД. В выгодном положении оказываются так называемые «серые брокеры» – компании, которые оказывают соответствующие услуги, вообще не рискуя своим свидетельством, поскольку декларирование осуществляется клиентами, соответственно все риски ошибок возлагаются на них же.

– Получается, из этой ситуации нет выхода?

– Выход есть, и мы работаем в этом направлении. В рамках участия в Ассоциации экспресс-перевозчиков юридические службы разных экспресс-перевозчиков при нашем активном участии подготовили проект федерального закона о внесении изменений в Таможенный кодекс. Мы хотим, чтобы основанием для исключения компании из соответствующего реестра был не просто факт неоднократного нарушения в течение года, а факт неоднократного неисполнения постановления о привлечении к ответственности. Проще говоря, если компания в течение года больше одного раза не заплатила наложенный на нее штраф и тем самым не компенсировала негативные последствия нарушения. На наш взгляд, это более справедливый подход. Сейчас идет обсуждение этого законопроекта в Экспертном совете по таможенному регулированию Комитета по бюджету и налогам Государственной думы.

Плюс еще три вопроса

Ваша работа связана со стрессом?

Определенные стрессовые ситуации, конечно, есть. Они связаны с необходимостью быстро переключаться с одной задачи на другую. А в течение дня задачи могут поступать совершенно разноплановые. Но я в этом смысле уже «закален в боях».

У вас степень кандидата наук, Кембриджский сертификат САЕ, статус консультанта по налогам и сборам. Вы так любите учиться?

Дело не столько в любви к учебе, сколько в осознании того, что для дальнейшего развития мне необходимы дополнительные знания либо «перестройка мозгов» и приобретение нового инструментария для роста (так было в случае с аспирантурой Института государства и права РАН).

Как получилось, что вы пришли в такую крупную компанию, как TNT Express, сразу на руководящую должность в 25 лет?

Думаю, сыграло роль то, что на тот момент я обладал квалификацией именно в сфере, необходимой компании. Я уже руководил юридическим отделом в холдинге, занимающемся в том числе перевозками, и плюс к этому был хорошо знаком с таможенным законодательством.

 

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль