Компетенция органов ООО. Как в новой редакции устава прописать оптимальную модель управления

739
Может ли директор заключать сделки вне его компетенции Есть ли у совета директоров исключительные полномочия Какие функции можно передать правлению

Новая редакция Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – закон № 14-ФЗ) внесла масштабные изменения в регулирование практически всех аспектов деятельности общества (далее – ООО), в том числе и в вопросы компетенции органов управления (см. стр. 78). До 1 января 2010 года все компании должны привести свои уставы в соответствие с этим законом. И хотя каких-то кардинальных перемен структура органов управления не претерпела, закон предоставил некоторые новые опции для перераспределения компетенции между ними в уставе компании. И тут важно не только не допустить дублирования полномочий органов и затруднения хозяйственной деятельности общества, но и выработать такую систему, которая способствовала бы оптимальному взаимодействию между органами и исключала возникновение корпоративных конфликтов и возможных проблем с контрагентами.

Общее собрание и единоличный исполнительный орган

Действующее законодательство предусматривает для ООО два обязательных органа: общее собрание и единоличный исполнительный орган. Создание в обществе иных органов управления, а также отдельные вариации их сочетания между собой законодатель оставил полностью на усмотрение участников.

Это простейшая и в то же время наиболее распространенная система управления. Она характерна для обществ с небольшим числом участников (от двух и более), когда вероятность возникновения конфликта между ними минимальна и число участников не позволяет сформировать иные органы.

Общее собрание участников. Закон наделяет исключительной компетенцией только этот орган (подп. 2, 5, 6, 7, 11, 12 п. 2 ст. 33 № 14-ФЗ). Исключительность компетенции предполагает, что ее нельзя передать другим органам управления ни при каких обстоятельствах и никакими локальными актами компании.

Помимо исключительной у общего собрания есть так называемая остаточная компетенция, которая по желанию участников может передаваться другим органам.

Единоличный исполнительный орган. Особенность принципа остаточной компетенции именно для этого органа заключается в том, что: во-первых, закон позволяет закрепить в уставе за директором все полномочия, которые не относятся к компетенции общего собрания, совета директоров и коллегиального исполнительного органа общества; во-вторых, этот орган может осуществлять полномочия, которыми он прямо не наделен уставом и которые не перешли ему от других органов (подп. 4 п. 3 ст. 40 закона № 14-ФЗ). Правда, судебная практика по таким делам неоднородна.

Одни суды соглашаются с правом генерального директора заключать сделки, которые прямо не отнесены к его компетенции (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.08.09 № Ф09-5359/09-С4 по делу № А60-37150/2008-С1), а также компетенции других органов управления (постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского округа от 02.07.08 № А19-17392/07-53-Ф02-2879/08 по делу № А19-17392/07-53, Северо-Западного округа от 23.07.09 по делу № А21-7861/2007). Другие полагают, что если вопрос в уставе прямо не отнесен к компетенции генерального директора (иных органов управления), то его полномочно рассматривать только общее собрание участников (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.08.04 № Ф08-3692/2004). Да и закон не содержит запрета на принятие общим собранием решений по тем вопросам, которые не отнесены к его исключительной компетенции (определение ВАС РФ от 06.06.07 № 6480/07 по делу № А38-4388-1/438-05(1/90-06)).

Поэтому, чтобы избежать таких проблем на практике, лучше подробно прописать в уставе компетенцию директора.

Что важно. В рамках данной модели управления возможно существование «сильного» директора, который возьмет на себя все текущее руководство в промежутках между общими собраниями. Если собственники компании видят функцию этого органа иначе, то они могут либо отнести соответствующие полномочия к компетенции общего собрания, либо закрепить ограничение на совершение каких-либо сделок без одобрения высшего органа.

ВОПРОС В ТЕМУ

Если в обществе единственный участник, который не является генеральным директором компании, то какая структура органов будет у такого общества?

В таких обществах необходимо создание двух органов управления: общего собрания и единоличного исполнительного органа с определением компетенции каждого из них в уставе. Тот факт, что общее собрание не созывается и все решения принимаются участником единолично, не имеет значения для формирования структуры органов в учредительных документах компании.

Общее собрание, совет директоров и единоличный исполнительный орган

По такой модели работают общества со средним количеством участников (от 10 и более), когда возникает потребность контролировать деятельность генерального директора и осуществлять общее руководство, а часто созывать общее собрание нет возможности (финансовой, организационной и т. д.).

Общее собрание участников. За общим собранием остаются все вопросы исключительной компетенции. Совету директоров можно передать все или часть полномочий из остаточной компетенции общего собрания. Остаточные полномочия, которые не будут переданы, можно уставом отнести к исключительной компетенции общего собрания.

Совет директоров. Этот орган не сможет функционировать в случае отсутствия четкого описания его полномочий в уставе общества. В пункте 2.1 статьи 32 закона № 14-ФЗ перечислены 10 потенциальных полномочий совета директоров, а также возможность предусмотреть уставом иные, не отнесенные к компетенции общего собрания или исполнительного органа общества. Причем в законе специально подчеркнуто, что эти 10 полномочий могут быть переданы только совету директоров, но не исполнительным органам.

Единоличный исполнительный орган. Чем больше вопросов войдет в компетенцию общего собрания и совета директоров, тем меньшими полномочиями будет обладать генеральный директор.

Что важно. Если какие-то полномочия переданы совету директоров, то они исключаются из компетенции соответствующего органа. Поэтому, выбирая такую модель управления, нужно учитывать, что таким образом ограничиваются полномочия участников по управлению, поскольку эти вопросы теперь будут решаться не посредством их голосования на общем собрании, а советом самостоятельно.

ВОПРОС В ТЕМУ

Возможно ли расширить перечень полномочий общего собрания участников уставом?

По смыслу подпункта 13 пункта 2 статьи 33 закона № 14-ФЗ – да, можно. Вместе с тем до принятия новой редакции закона не все суды считают компетенцию общего собрания участников открытой (например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.05.07 № Ф08-2860/2007). То, как будет развиваться практика теперь, спрогнозировать пока сложно.

Общее собрание, единоличный и коллегиальный исполнительные органы

Такая модель управления достаточно редко встречается на практике. Скорее всего речь идет о средних и крупных обществах (от 15 и более участников), в которых объем текущего руководства настолько велик, что есть объективная потребность разделить исполнительные функции между двумя органами. При этом участники не хотят создавать совет директоров, предпочитая самостоятельно участвовать в управлении посредством общего собрания.

Общее собрание участников. За общим собранием остается исключительная компетенция. Остаточная компетенция делится между исполнительными органами.

Коллегиальный исполнительный орган. В соответствии с пунктом 4 статьи 32 закона № 14-ФЗ коллегиальный орган может существовать только наряду с единоличным, но никогда самостоятельно.

Законодатель не наделяет коллегиальный исполнительный орган минимальным набором полномочий, как это предусмотрено для единоличного исполнительного органа, целиком полагаясь на усмотрение участников. Соответственно без регламентации его компетенции в уставе он не сможет функционировать.

Правда, в рамках других статей закона можно встретить указание на выполнение той или иной функции исполнительным органом общества (например, в абз. 1 ст. 34 закона № 14-ФЗ). Причем законодатель употребляет термин «исполнительный орган» в единственном числе без каких-либо оговорок. Возникает вопрос: означает ли это, что данное полномочие может быть отнесено уставом к компетенции как единоличного, так и коллегиального исполнительных органов. Поскольку никаких запретов на такой вариант регулирования компетенции органов в уставе закон также не содержит, то если данное полномочие прямо не отнесено к компетенции директора, его можно передать коллегиальному органу.

Единоличный исполнительный орган. Как итог образования коллективного исполнительного органа некоторые функции генерального директора будут ограничены и появится дополнительный инструмент конт-
роля за деятельностью директора. Например, к компетенции коллегиального исполнительного органа можно отнести совершение всех сделок с недвижимостью, сделки на определенную сумму и т. д.

Что важно. В связи с полным отсутствием законодательного регулирования коллегиального исполнительного органа все вопросы организации и деятельности, а также субординация с другими органами должны быть регламентированы в уставе.

Общее собрание, совет директоров, единоличный и коллегиальный исполнительные органы

Такая разветвленная система управления используется крайне редко и только в крупных обществах (от 30 и более участников), когда велика вероятность возникновения корпоративных конфликтов, приходится решать большой объем управленческих задач и есть необходимость установления контроля одного органа за действиями другого. В таком случае текущее руководство можно разделить между двумя исполнительными органами и создать промежуточный орган – совет директоров – для контроля за исполнительными органами и осуществления некоторых управленческих полномочий.

Общее собрание участников. За общим собранием остается исключительная компетенция. Остаточная компетенция делится между советом директоров и исполнительными органами.

Совет директоров. В старой редакции закона образование и прекращение деятельности коллегиального исполнительного органа осуществлялись по решению общего собрания. Теперь это может быть отнесено к компетенции совета директоров.

Коллегиальный и единоличный исполнительные органы. Полномочия, которые не вошли в компетенцию совета директоров (собственная и остаточная компетенции общего собрания), могут быть разделены между исполнительными органами общества. Как вариант можно дополнительно предусмотреть в уставе вопросы подчинения, контроля и подотчетности данных органов по отношению друг к другу.

Что важно. Не допустить дублирования полномочий между органами в рамках столь сложной управленческой системы.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль