Недобросовестная конкуренция

106
За нарушение правил ведения бизнеса компанию могут наказать. В том числе за недобросовестную конкуренцию. Что входит в понятие недобросовестной конкуренции и какие меры грозят компании, если она поведет себя нечестно.

В России действует Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Задача закона – защищать интересы участников оборота. В том числе препятствовать недобросовестной конкуренции. Актуальная редакция содержит подробное описание действий, которые указывают на недобросовестность компании, а также правовых последствий за нарушение закона.

Недобросовестная конкуренция – это нечестный способ получить преимущество на рынке

Понятие недобросовестной конкуренции законодатель раскрыл в п. 9 ст. 4 закона № 135-ФЗ. Согласно данной норме недобросовестная конкуренция – это действия, с помощью которых компания пытается улучшить свое положение на рынке, но делает это нечестным путем. В статье выделили несколько характерных черт, по которым действия компании можно определить как нарушение требований закона.

В качестве признаков недобросовестной конкуренции законодатель назвал действия компании, которые:

  • направлены на создание преимущества в соответствующей сфере бизнеса;
  • противоречат законам РФ, обычаям делового оборота, принципам добропорядочности, разумности и справедливости;
  • уже причинили или способны причинить убытки другим компаниям или навредить их деловой репутации.

Если конкурент компании прибегает к подобным действиям, его можно привлечь к ответственности.

Недобросовестная конкуренция: формы недобросовестной конкуренции

В законе особо выделили несколько форм недобросовестной конкуренции. Этому посвятили специальную главу 2.1 закона № 135-ФЗ. Но доказать недобросовестность можно не только в отношении действий, которые законодатель упомянул напрямую (ст. 14.8 закона № 135-ФЗ). Список оставили открытым.

В главе 2.1 закона № 135-ФЗ присутствуют запреты на:

  1. Дискредитацию. Под дискредитацией понимают распространение неверной информации с целью навредить деловой репутации конкурента или причинить ему убытки. В статье 14.1 указали некоторые наиболее частые варианты дискредитации.
  2. Введение потенциальных клиентов в заблуждение. В отличие от дискредитации, это распространение неверных сведений о продукции не конкурента, а самой компании. Так пытаются повысить интерес целевой аудитории (ст. 14.2 закона № 135-ФЗ).
  3. Некорректное сравнение (ст. 14.3 закона № 135-ФЗ). Нельзя сравнивать свои товары с чужими, не указывая при этом конкретных параметров и используя слова типа «лучший», «первый» и т. п.  
  4. Получение и использование с недобросовестными целями исключительных прав на средства индивидуализации (ст. 14.4 закона № 135-ФЗ). Например, компания не вправе регистрировать товарный знак, который фактически использует другая компания, после чего требовать от нее запрета использования.
  5. Незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности (ст. 14.5 закона № 135-ФЗ).
  6. Создание смешения (ст. 14.6 закона № 135-ФЗ). Под смешением понимают ситуацию, когда товарный знак одной компании принимают за обозначение другой, или когда потребитель считает, что оба знака указывают на товары одной компании.
  7. Незаконное получение, использование или разглашение коммерческой тайны, а также иной тайны, которую охраняет закон (ст. 14.7 закона № 135-ФЗ).

ВС РФ выявил признаки недобросовестной конкуренции в поведении ответчика

Рассмотрим пример недобросовестной конкуренции. Истец и ответчик занимались производством компрессорного оборудования. Ответчик выпустил рекламный ролик, в котором негативно отозвался о продукции истца. Истец посчитал, что действия ответчика наносят вред его деловой репутации, и обратился в суд. По мнению нижестоящих судов, в действиях ответчика не было признаков недобросовестной конкуренции. Однако ВС РФ указал, что ответчик использовал некорректное сравнение, и дело отправили на пересмотр (определение ВС РФ от 20.03.2017 № 305-ЭС16-17606 по делу А41-947/2016).

Компании несут ответственность за недобросовестную конкуренцию

Если в действиях компании выявят признаки недобросовестности, ей грозит штраф по ст. 14.33 КоАП РФ. За недобросовестную конкуренцию нарушитель заплатит:

  • от 12 тыс. до 20 тыс. р., если это предприниматель или должностное лицо;
  • от 100 тыс. до 500 тыс. р., если это юридическое лицо (п. 1 ст. 14.33 КоАП РФ).

В п. 2 ст. 14.33 КоАП указали величину штрафа, который придется заплатить за распространение товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Читайте на тему

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль