Публичный сервитут: как действовать владельцу земли

628
Публичный сервитут ограничил права собственника участка. Компания-собственник может оспорить решение администрации или заставить платить за ограничение. Как действовать правообладателю, зависит от обстоятельств.
Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация. 

Публичный сервитут налагает ограничения для собственника на распоряжение своим участком. Публичный сервитут – это возможность использовать чужую землю (ст. 23 ЗК РФ). Часто публичный сервитут на земельный участок устанавливают субъекты РФ и органы местного самоуправления. Если собственник не согласен с правовым актом о публичном сервитуте, документ можно оспорить. Также владелец земли может потребовать плату за ограничение своих прав.   

Публичный сервитут на земельный участок: что это такое и можно ли возразить

Публичный сервитут и частный: в чем разница 

Существует две формы: публичный сервитут и частный. И публичный сервитут, и частный сервитут устанавливают в соответствии с правилами ЗК РФ, а также ст. 274 ГК РФ. От того, публичный сервитут или частный, зависит правовое регулирование вопроса:

  1. Нормы о частном – это п. 1 ст. 23 ЗК РФ. О таком сервитуте стороны правоотношений могут заключить соглашение. Также суд вправе вынести решение о таком сервитуте на основании иска частного лица.
  2. Нормы о публичном сервитуте Земельный кодекс содержит в п. 2 ст. 23.  В соответствии с Земельным кодексом публичный сервитут устанавливается законом либо иным правовым актом, причем только с учетом итогов общественных слушаний.

Публичный сервитут: порядок установления

Порядок установления публичного сервитута состоит из нескольких этапов:

  1. Инициатор направляет соответствующее заявление в органы местного самоуправления или субъекта РФ.
  2. Госорган рассматривает заявление и назначает публичные слушания.
  3. В ходе слушаний ведут протокол. На заседании должны присутствовать все заинтересованные стороны, в том числе собственники земли, которой коснется обременение.
  4. По итогам слушаний госорган издает нормативно-правовой акт о публичном сервитуте на земельные участки.
  5. Акт должен пройти процедуру регистрации.
  6. Об установлении публичного сервитута вносят информацию в ЕГРН.

Публичный сервитут устанавливается, когда необходимо обеспечить:

  • свободный доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • ремонт коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещение на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов сетей, подъездов к ним;
  • проведение дренажных работ на земельном участке;
  • изъятие водных ресурсов, водопой;
  • прогон сельскохозяйственных животных;
  • сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использование участка для охоты, рыболовства;
  • проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

По ЗК РФ публичный сервитут можно оспорить

Если правообладатель считает, что публичный сервитут нарушает его права, он вправе оспорить нормативный акт. Как правило, споры между правообладателем и органом власти возникают по двум причинам собственника участка не устраивает:

  • оплата (наличие задолженности) за пользование его землей;
  • сам факт установления публичного сервитута.

В обоих случаях препятствовать доступу и загораживать проход через свой участок нецелесообразно. Чтобы защитить свои права, нужно обращаться в суд.

За публичный сервитут на земельный участок можно потребовать плату

Владелец земли, в отношении которой устанавливается публичный сервитут, может взыскать за это сумму, которая будет соразмерной плате за пользование участком (п. 6 ст. 23 ЗК РФ, п. 5 ст. 274 ГК РФ).

Например, в договоре указали стоимость публичного сервитута, который установили для прокладки коммуникаций инженерной инфраструктуры. Собственник не получил своевременно оплату и обратился в суд. Ответчик настаивал, что размер выплат должен определять уполномоченный орган согласно приказу Минтранса России от 17.10.2012 № 373, однако приказ вышел позже, чем стороны подписали соглашение. Поэтому ответчик считал, что оплату надо начислять после публикации акта в «Российской газете». Но суд счел, что плата за  публичный сервитут – это плата, которая не относится к категории регулируемых цен, ее устанавливают в соглашении (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.12.2016 № Ф04-5771/2016 по делу № А46-15812/2015).

Если устанавливает публичный сервитут, хотя есть другие способы прохода, это можно оспорить

Если субъект РФ или орган местного самоуправления злоупотребляет правом, оспорьте его действия.

Публичный сервитут Земельный кодекс допускает только при отсутствии иных способов прохода и проезда

Правообладатель может признать недействующим нормативный акт, который устанавливает сервитут. Такая возможность есть, когда постановление нарушает интересы собственника. Изучите соответствующее постановление. Обратите внимание, устанавливает ли оно конкретные границы, которые необходимы для прохода, проезда, обосновывает ли площадь, которую запрашивает. Орган местного самоуправления или субъекта РФ не вправе устанавливать публичный сервитут на весь участок, если не докажет, что нет другого способа обеспечить интересы третьих лиц.

Так, правообладатель оспорил публичный сервитут на земельные участки. Администрация ввела ограничения на землю истца в целях прогона и проезда сельскохозяйственных животных, свободного доступа к прибрежной полосе. Владелец земли в ходе слушаний предлагал три иных варианта проезда и прохода, а также выступил с инициативой решить вопрос о проезде техники через земельные участки заявителя по соглашению сторон. Однако акт об обременении приняли без учета его интересов.

Суд отметил, что в постановлении администрация не указала границы используемого участка. Она не определила часть земли, в отношении которой установила сервитут. Суд сделал вывод, что размер необходимой части земли для проезда и прохода никто не выяснял. Администрация не подтвердила необходимость установления публичного сервитута на всю площадь, которая принадлежит заявителю. Суд признал недействующим постановление администрации (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.09.2011 по делу № А39-465/2011).

Необходимость установления публичного сервитута можно проверить с помощью экпертизы

При необходимости можно обратиться в суд с ходатайством о проведении экспертизы.

Например, в одном деле суд назначил дополнительную экспертизу. Потребовались дополнительные сведения, чтобы определить все возможные способы обеспечить беспрепятственный проход и проезда через земельный участок. Ранее эксперты принимали вопрос без учета части документов: разрешения на строительство, схемы размещения объектов, а также канализационных сетей, которые находятся на спорном участке. С помощью экспертизы суд выяснил, была ли необходимость в публичном сервитуте (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.08.2016 № Ф01-2691/2016 по делу № А17-1658/2013).

Читайте в рекомендациях Системы Юрист

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль