Положения закона о защите прав юридических лиц позволят оспорить итоги проверки

621
Согласно закону о защите прав юридических лиц в случае нарушения при проведении проверки компания вправе обжаловать ее итоги. На какие нормы нужно сослаться.

Федеральный закон от 26.12.08 № 294-ФЗ (закон о защите прав юридических лиц) позволяет компаниям защитить свои интересы, если какое-либо ведомство допустило нарушение процедуры проверки. Например, если проверку осуществили без оснований или не в срок. Для обжалования результатов проверки компания должна подтвердить, что контролеры допустили нарушения.

При обжаловании результатов проверки ссылаются на статью 20 закона о правах юр. лиц

В процессе работы компании постоянно имеют дело с различными проверяющими органами. Это налоговая, Роспотребнадзор, трудовая инспекция и другие ведомства. Госорганы вправе следить за деятельностью компании, выявлять нарушения и применять соответствующие меры. Однако существует порядок, от которой контролеры не могут отступать. Если должностные лица допустят нарушения при проведении проверки, организации или фиксации полученных данных, компания сможет отменить результаты проверки.  

Обжалование результатов проверки возможно, если нарушение со стороны госоргана подпадает под положения ст. 20 ФЗ-294. Для защиты прав юридического лица в случае грубого нарушения при проведении проверки компания может:

  • обжаловать распоряжение о проверке компании, а также постановление по делу об административном правонарушении или предписание, которое госорган вынес по итогам проверки;
  • обратиться в суд, чтобы отменить результаты проверки вследствие их недействительности или обжаловать действия госоргана.

При этом нужно четко сформулировать требования. Если по итогам проверки составили акт, нужно оспорить итоги или действия контролеров. Такие требования суды обычно удовлетворяют (постановления ФАС Московского округа от 24.09.13 по делу № А40-120263/12-17-1139АС Московского округа от 02.10.14 по делу № А41-9448/14). Но суд может не поддержать компанию, если она для отмена результатов проверки потребует признания недействительным акта.

Отменить результаты проверки удастся, если проверяли без оснований, не в срок или не выдали акта

Есть распространенные нарушения процедуры проверки, которые допускают контролеры. Любое из них станет основанием для отмены результатов проверки согласно ст. 20 закона 294-ФЗ. К таким нарушениям можно отнести:

  • проведение проверки без оснований;
  • нарушение сроков;
  • истребование документов, которые не относятся к цели проверки;
  • привлечение экспертов без аккредитации;
  • отсутствие у компании акта проверки, который контролеры обязаны выдать по завершении мероприятия.     

Рассмотрим, что делать компании в случае таких нарушений при проведении проверки.

Для отмены результатов проверки докажите ее безосновательность

Для того, чтобы проверять компанию, нужны основания. При их налиции компанию включают в план проверок (п. 8 ст. 9 закона № 294-ФЗ). Если оснований не было, но контролеры пришли в компанию, это нарушение при проведении плановой проверки. В частности, суды признают грубым нарушением, если плановую проверку назначили ранее, чем прошло три года с предыдущей (ч. 2 ст. 9, п. 1 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). Или если ее не включили в план (ч. 3 ст. 9, п. 1 и 7 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). Также грубым нарушением будет проверка без распоряжения ил приказа руководства госоргана (ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ).

Если компания относится к субъектам малого бизнеса, в отношении нее по общему правилу плановые проверки не проводят (за исключением особых случаев).

Для внепланового визита контролеров тоже должны быть основания. Если оснований нет, обращение ведомства в компанию является нарушением при проведении внеплановой проверки.

При защите прав юридического лица укажите на нарушение сроков проверки

Компания сможет отменить результаты проверки, если контролеры не уведомили о проверке (в случаях, когда закон предписывает уведомлять) и не уложились в установленные сроки. В случае плановой проверки госорган должен известить компанию минимум за три дня до начала проверки. Несоблюдение сроков уведомления – грубое нарушение при проведении плановой проверки (письмо Минэкономразвития России от 30.12.11 № д09-3425). Компания удастся добиться отмены результатов проверки (постановление АС Московского округа от 02.10.14 по делу № А41-9448/14).

Кроме того, нельзя продлевать сроки самой проверки (п. 6 ст. 15, п. 5 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). в частности, на выездную проверку отводят не больше 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 закона № 294-ФЗ). Если у контролеров возникла необходимость увеличить срок, это потребуется обосновать, такое правило присутствует в ч. 3 ст. 13 закона о защите прав юридических лиц. У компании есть возможность возразить, если госорган не обоснует сложность случая (постановление АС Западно-Сибирского округа от 22.09.15 по делу № А03-21915/2014).

Если требуют посторонние документы, это грубое нарушение при проведении проверки

Контролеры вправе затребовать только документы или иную информацию, которые напрямую относятся к цели проверки. Если они потребуют иные документы или попытаются изъять оригиналы, это будет грубым нарушением при проведении проверки (п. 3 ст. 15, п. 5 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). Об отмене результатов проверки можно обратиться в суд (письмо Минэкономразвития России от 29.12.11 № д09-2725, постановление Второго ААС от 04.07.12 по делу № А28-519/2012.

По ст. 20 ФЗ-294 нельзя привлекать экспертов без аккредитации

Если госорган привлек к проверке экспертное учреждение, у которого нет аккредитации, это грубое нарушение (п. 7 ст. 2, п. 1.1 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). Также к процессу нельзя привлекать экспертов и организации, которые связаны договорными отношениями с компанией (ч. 6 ст. 12, п. 8 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). Для защиты прав юридического лица нужно обжаловать в суде заключение эксперта, которого привлекли с нарушением процедуры проверки (постановление Двенадцатого ААС от 28.04.12 по делу № А06-7130/2011).

Нарушением при проведении проверки будет отсутствие акта об итогах

Итоги проверки контролеры оформляют с помощью акта. Согласно п. 2 ст. 16 закона о защите прав юридических лиц в документе указывают:

  • дату, время и место его составления;
  • наименование проверяющего ведомства;
  • реквизиты распоряжения или приказа, на основании которых провели проверку;
  • проверяемую компанию и т. д.

Акт составляют в нескольких экземплярах, один из которых отдают представителю компании. В комплекте с актом предоставляют копии приложений. О передаче акта и приложений составляют расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении (ч. 4 ст. 16, п. 6 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). отсутствие акта или отказ его передать компании является грубым нарушением при проведении проверки.

Согласно закону о защите прав юридических лиц акт могут не выдать на руки, а направить по почте (п. 4 ст. 16 закона № 294-ФЗ). Прежде чем инициировать обжалование результатов проверки из-за отсутствия акта, нужно убедиться, что документ не передали. Если акт нет, отмените результаты проверки через суд (постановление АС Волго-Вятского округа от 25.04.16 по делу № А31-7367/2015).

По материалам публикации в № 6, 2017 г.

Читайте на тему

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль