Договор коммерческой концессии: назначение и особенности

253
Договор коммерческой концессии позволяет развивать собственное дело под уже известной торговой маркой. Читайте в статье, когда заключают такой договор и в чем его плюсы и минусы.

Договор коммерческой концессии – это инструмент развития бизнеса

Договор коммерческой концессии – это соглашение, в рамках которого компания ведет собственный бизнес, но для продвижения использует товарные обозначения, элементы фирменного стиля и другие объекты интеллектуальных прав, а также технологии своего контрагента. По сути, под такой концессией понимают передачу права на исключительное распространение товаров третьим лицам. Чаще всего договор коммерческой концессии заключают новые компании, которым нужна помощь в развитии бизнеса. Чтобы получить ее, компания обращается к контрагенту, который уже обладает известностью.

Что такое договор коммерческой концессии, можно проиллюстрировать на примере. Допустим, есть крупная известная компания-производитель безалкогольных напитков – соков, морсов и т. д. Молодая компания, которая занимается оптовой торговлей, заключает с ней сделку. По договору компания получает право изготавливать и разливать напитки на базе концентрата производителя при условии, что она будет использовать соответствующие производственные линии и соблюдать надлежащие инструкции. А также оптовик получает право распределять эти товары на указанной территории.

Если рассматривать в общем виде, компания получает от контрагента разрешение использовать комплекс его исключительных прав в предпринимательской деятельности. При этом, в отличие от лицензионных соглашений, контрагент не передает сам комплекс, а дает возможность воспользоваться. Для правообладателя договор такого типа выгоден тем, что с помощью контрагентов крупная компания расширяет сеть производств, развивает торговлю и распространяет свои товары или услуги. Это способ освоить новые рынки сбыта.

Договор коммерческой концессии: что это такое

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).

Чаще всего соглашения такого типа заключают в сфере распространения товаров и услуг:

  • систем автозаправок;
  • различных мастерских по ремонту – например, автомобилей, бытовой техники, компьютеров, а также для развития бизнеса ремонтно-строительных организаций;
  • пунктов проката;
  • салонов косметических услуг;
  • аптек;
  • химчисток и прачечных и т. д.

Например, если новая компания хочет развиваться в системе крупного гостиничного холдинга, должен быть заключен договор коммерческой концессии. Однако не все субъекты гражданских отношений вправе заключить такой договор. Участниками договора могут быть только частные компании или индивидуальные предприниматели. Стороны договора должны вести коммерческую деятельность (п. 3 ст. 1027 ГК РФ).

Следует иметь в виду, что у концессионного договора есть отличия от франчайзинга. В российском праве понятия «франчайзинг» нет, и это соглашение заключат по правилам гл. 54 ГК РФ. Однако в случае с договором франчайзинга правообладатель более тесно взаимодействует с контрагентом. С одной стороны, правообладатель оказывает техническую, консультативную помощь или помощь другого рода, с другой – контролирует действия компании. В частности, он вправе настоять на условиях, которые для компании будут обременительными. Перед тем, как компания будет заключать договор, нужно уточнить, это договор коммерческой концессии или франчайзинг.

Плюсы и минусы договора коммерческой концессии

Концессионный договор обладает выгодными и неудобными для компаний чертами. К плюсам соглашений такого типа можно отнести:

  1. Возможность для новой компании развивать собственный бизнес. При заключении договора компания не утрачивает правовую и экономическую самостоятельность. Однако приобретатель прав по договору коммерческой концессии обязан извещать клиентов, что использует права другой компании (ст. 1032 ГК РФ).
  2. Применение устоявшихся бизнес-моделей. Правообладатель уже проверил на практике, как работают бизнес-процессы в данной сфере, и выбрал оптимальные варианты. В частности, компания получает не только права, но и технологии.
  3. Снижение маркетинговых затрат. Компания пользуется рекламным эффектом известного бренда и не тратит средства на развитие собственной торговой марки «с нуля».
  4. Снижение конкуренции с другими контрагентами правообладателя. В договоре можно указать, что правообладателю нельзя передавать такой же комплекс прав другим лицам для деятельности на территории, где планирует работать компания. Также можно обязать самого правообладателя не распространять продукцию на данной территории (абз. 2 п. 1 ст. 1033 ГК РФ).

Договор коммерческой концессии – это договор с рисками для компании

Существует ряд недостатков договора коммерческой концессии, о которых новая компания должна знать:

  1. Потребуется стартовый капитал. Договор заключают на возмездной основе.
  2. Придется соблюдать правила распространения товаров и услуг, которые есть в договоре. Несоблюдение правил сотрудничества повлечет штрафные санкции и/или расторжение соглашения (абз. 3 ст. 1037 ГК РФ). правообладатель может ограничить ряд действий компании (п. 1 ст. 1033 ГК РФ).
  3. Обычно концессионный договор должен быть заключен на длительный срок. Это может стать для компании обременительным. При этом если за данный срок сменится правообладатель, условия сделки могут поменяться не в пользу компании.
  4. Репутация правообладателя влияет на репутацию контрагента по договору коммерческой концессии. Если с правообладателем будут связаны какие-либо скандалы, это отразится на компании.

Читайте в рекомендациях Системы Юрист

Читайте на тему

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

Обзоры последних изменений

Как поменять адрес, чтобы вас не вычеркнули из ЕГРЮЛ
Работать не по адресу регистрации стало еще опаснее. С 1 сентября налоговые инспекции начали исключать из ЕГРЮЛ действующие компании, у которых в ЕГРЮЛ указан фиктивный адрес.

Срок ликвидации ООО ограничили: изменения с 1 сентября 2017 года
Теперь закончить ликвидацию ООО нужно в течение года. В законе установили крайний срок.

Стало сложнее восстановить срок на обращение в кассацию и надзор Верховного суда
С 31 июля стало сложнее восстановить срок на подачу кассационных и надзорных жалоб в Верховный суд РФ.

В гражданском процессе убрали принцип непрерывности: чем это опасно
Теперь СОЮ будут быстрее рассматривать дела.

Изменения в КоАП РФ в 2017 году
Все поправки в одной таблице.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль