Как создать обособленное подразделение

551
Организация собирается открыть простое обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством. Что нужно, чтобы открыть такое подразделение.

Организация запланировала создание обособленного подразделения, при этом подразделение не будет иметь функций филиала или представительства. Такие подразделения называют простыми. К ним относятся, например, новый офис или склад.

У обособленных подразделений есть общие черты:

  • подразделение ведет деятельность не по месту нахождения компании,
  • по адресу подразделения существует минимум одно стационарное рабочее место – то есть созданное на срок более месяца.

Однако функции обособленных подразделений отличаются. Представительство открывают, если требуется представлять интересы компании в данном населенном пункте или регионе. Филиал открывают, если данное обособленное подразделение будет выполнять какие-либо хозяйственные функции компании, а не только представительские.

При создании обособленного подразделения изменения в ЕГРЮЛ нужны не всегда

Открытие представительства или филиала осуществляют по более сложной процедуре, чем когда речь идет о простом обособленном подразделении. Чтобы открыть филиал или представительство, потребуется внести изменения в учредительные документы компании и зафиксировать изменения в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Для простого обособленного подразделения этого не требуется. Нужно:

  • утвердить решение о создании обособленного подразделения;
  • подготовить новое подразделение к работе;
  • встать на учет в ИФНС адресу подразделения.

Простое обособленное подразделение открывают на основании решения директора

В законе не сказано, что принимать решение о простом обособленном подразделении должен определенный орган юридического лица. Обычно такое решение принимает директор компании. Если в уставе присутствуют особые указания, решение о создании обособленного подразделения может принимать собрание участников, совет директоров АО и т. п. Общее правило – посмотреть, соблюдения каких правил требует устав.

Конкретизировать информацию о простом обособленном подразделении можно прямо в тексте решения. Например, в решении указывают:

  • полное наименование, вид и место нахождения подразделения;
  • назначение подразделения и его функции;
  • данные об организационно-штатной структуре подразделения, в частности, о руководителе;
  • с какого момента подразделение компании считается открытым.

Также в решении можно указать только общую информацию о новом обособленном подразделении компании, а подробные сведения изложить в локальном акте о подразделении. В таком случае в решении дают ссылку на внутренний документ компании, в котором зафиксировали подробности.

В решении о создании обособленного подразделения имеет смысл оговорить, что данное подразделение не служит филиалом или представительством компании. Это снизит риск споров с госорганами и другими компаниями по поводу статуса подразделения.

Для создания обособленного подразделения понадобятся помещение и персонал

После того, как приняли решение создать обособленное подразделение, нужно подготовить подразделение к работе:

  • найти помещение,
  • обустроить стационарные рабочие места,
  • найти новый персонал или перевести часть прежнего.

Если у компании нет подходящей для подразделения недвижимости, помещение можно арендовать или приобрести. Исключение делают, когда новое подразделение организуют по месту нахождения движимого имущества. В таком случае арендовать помещение не нужно. Например, если компания веде торговлю через нестационарный объект розничной сети (письмо УФНС России по г. Москве от 1 апреля 2008 г. № 09-14/031347).

Стационарные рабочие места нужно организовать с учетом требований ТК РФ, санитарных и других требований, а также исходя из специфики обязанностей персонала, который будет трудиться в обособленном подразделении компании. Когда места будут подготовлены, имеет смысл составить акт о подготовке рабочих мест или отметить факт подготовки в приказе об открытии простого обособленного подразделения.

В обособленное подразделение компании переводят часть сотрудников или нанимают новых

Если компания перенаправляет часть персонала на новое место работы, оформляют перевод. Перевести сотрудника можно с его письменного согласия. При переводе может измениться трудовая функция, или новое место работы окажется в другом населенном пункте. В обоих случаях требуется заключить с сотрудником соглашение об изменении условий трудового договора (абз. 2 ч. 2 ст. 57, ст. 72, ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ).

Если обособленное подразделение создают в том же населенном пункте, что и прежнее место работы, а условия трудового договора не меняются, оформляют не перевод, а перемещение сотрудника.

О создании обособленного подразделения извещают налоговую

Заключительный этап создания обособленного подразделения – постановка на учет в местной ИФНС (п. 1, 4 ст. 83 НК РФ). В налоговую направляют уведомление о создании подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Уведомление направляют по форме  и в порядке согласно прииказу ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@. Налоговую по месту нахождения подразделения нужно уведомить в течение месяца с момента создания. Моментом создания считают момент оборудования рабочих мест.

Читайте в рекомендации Системы Юрист

Читайте также

29 июня День умных юридических разговоров

Большая онлайн-конференция «Новые институты обязательственного права: прижились ли они?»

По одну сторону монитора — Андрей Егоров, Сергей Будылин и Сергей Сарбаш. По другую — несколько тысяч практикующих юристов. В этом стоит поучаствовать. Торопитесь, мы забронировали всего 8 тысяч подключений.

Это бесплатно

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях
Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
Регистрация займет минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.