Защита деловой репутации юридического лица

1418
Верховный суд разъяснил, как компания может защитить деловую репутацию.

Компания может требовать компенсацию за распространение порочащих сведений.  Для этого надо доказать два факта:

  • репутация компании сформировалась до нарушения;
  • наличие неблагоприятных последствий для компании в результате размещения спорной публикации.

К таким выводам пришел Верховный суд. Две позиции по делам о защите деловой репутации юридических лиц Президиум ВС РФ включил в первый за 2017 год обзор судебной практики.

Компания может защищать свою репутацию с помощью иска о возмещении вреда

Университет подал иск к редакции сайта. Истец просил признать не соответствующими действительности и порочащими его деловую репутацию опубликованные сведения, взыскать 1 млн рублей компенсации.

Первая инстанция удовлетворила требования частично. Суд обязал редакцию удалить сведения и разместить текст опровержения. Взыскивать компенсацию суд не стал, поскольку университет не доказал, что в результате действий редакции он понес имущественные потери.

Апелляция изменила решение суда первой инстанции, взыскала компенсацию. Кассация с этим не согласилась. Суд округа оставил в силе решение первой инстанции.

Для взыскания компенсации недостаточно одного лишь факта распространения порочащих сведений

Верховный суд согласился с кассацией. Для выплаты денежного возмещения в целях компенсации недостаточно факта распространения ответчиком сведений, порочащих деловую репутацию. Истец должен подтвердить наличие сформированной репутации в той или иной сфере деловых отношений – промышленности, бизнесе, услугах, образовании. Также надо доказать наступление неблагоприятных последствий в результате распространения порочащих сведений, факт утраты доверия к репутации истца или ее снижение.

Коллегия подтвердила, что публикация редакции порочит деловую репутацию университета. Суды правильно заставили удалить недостоверные сведения и опровергнуть их. Но в рассматриваемом споре истец не доказал, что понес убытки.

Читайте на тему

Чтобы требовать компенсацию, надо доказать наличие сложившейся репутации и вреда от публикации

Вред, который причинен деловой репутации юридического лица – это всякое ее умаление. Оно проявляется в наличии у компании убытков и иных неблагоприятных последствиях. Сюда относятся:

  • утрата компанией в глазах общественности и делового сообщества положительного мнения о ее деловых качествах;
  • утрата конкурентоспособности;
  • невозможность планировать деятельность.

Коллегия Верховного суда напомнила, что противоправный характер действий ответчика должен выражаться в распространении порочащих сведений вовне – сообщении хотя бы одному лицу. Это могут быть публикации, публичные выступления, распространение в СМИ, сети Интернет (п. 21 обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017).

ВС РФ: надо различать оценочные мнения и утверждения о фактах

На рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим делам ВС РФ попал спор между компанией и гражданином. Компания пыталась защитить свою деловую репутацию. В суде она пояснила, что гражданин в социальной сети «Вконтакте» опубликовал несколько постов с недостоверной информацией:

«Реальная стоимость работ занижена..., является изначально демпинговой»;

«Подобная конкурсная документация свидетельствует либо о полной некомпетентности ее составителей, либо о наличии коррупционной составляющей в виде договоренности с потенциальными исполнителями»;

«Не станьте пешкой в руках мошенников».

Оскорбительные посты о незаконном и недобросовестном поведении порочат деловую репутацию

Три инстанции отказали истцу. Суды решили, что оспариваемые сведения не порочат деловую репутацию. Эти сообщения представляют собой высказанные ответчиком суждения и субъективное мнение относительно обсуждаемой проблемы.

Верховный суд не согласился с выводами нижестоящих инстанций.

Спорные сообщения – это информация о незаконном и недобросовестном поведении истца. Эти посты сформулированы в форме утверждений. Автор оценивает поведение компании. Стиль изложения информации указывает на наличие описываемых фактов в реальной действительности – фактов занижения стоимости работ, установления демпинговой цены, коррупционного поведения, мошенничества.

Оценочные суждения должны быть мотивированы, но доказывать их справедливость не требуется

Коллегия решила, что суды были неправы, когда говорили о субъективном характере оспариваемой информации. Вышеперечисленные факты можно проверить на их соответствие действительности.

Верховный суд отметил, что необходимо проводить тщательное различие между фактами и оценочными суждениями. Существование фактов можно доказать, тогда как истинность оценочных суждений не всегда поддается доказыванию. Последние должны быть мотивированы, но доказательства их справедливости не требуются. В этих выводах Коллегия по экономическим спорам сослалась на практику ЕСПЧ – на дела «Лингенс против Австрии» от 08.07.1986 и «Гринберг против Российской Федерации» от 21.07.2005.

Оскорбительные суждения автора позволяют защищать в суде свою репутацию

Судебная коллегия резюмировала – утверждения о фактах можно проверить на их соответствие действительности. Оценочные суждения, мнения, убеждения – это выражение субъективного мнения и взглядов автора. Их нельзя проверить на предмет соответствия действительности. Исключение – суждения, которые носят оскорбительный характер.

Информация, которая указывает на противоправный характер поведения лица, носит оскорбительный характер. Даже если эта информация изложена как субъективное мнение автора, она все равно может быть основанием для заявления требования о защите деловой репутации (п. 20 обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017).

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль