Как подтвердить неправильную эксплуатацию товара

1226
Компания поставила товар контрагенту. Но тот заявил, что товар ненадлежащего качества. Контрагент вернул товар и потребовал обратно оплату. Как доказать, что товар использовали с нарушениями.

Недобросовестный контрагент может приобрести товар, но затем вернуть его, сославшись на ненадлежащее качество. У компании-поставщика есть шансы отстоять право на оплату, если он докажет, что недостатки возникли уже в ходе эксплуатации товара.

Составьте акт проверки качества товара

Контрагент может потребовать обратно деньги за товар. Но возвращать их не придется, если поставщик докажет, что покупатель сам испортил товар. Чтобы это подтвердить, нужно составить акт проверки качества товара. Акт составляют сразу после поставки. Нужно. Чтобы акт подписал и поставщик, и покупатель. Подпись покупателя послужит доказательством, что на дату доставки товар не имел недостатков и был в рабочем состоянии (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.10.15 № Ф02-5532/2015 по делу № А58-366/2014). Этот способ можно использовать, если поставляют оборудование и технику. Если рабочее состояние товара проверить при поставке нельзя, способ не подойдет.

Проведите экспертизу товара

Чтобы доказать, что покупатель использовал товар с нарушениями требований к эксплуатации, потребуется экспертиза. Она поможет подтвердить, что недостатки возникли по вине заказчика (постановление АС Волго-Вятского округа от 23.04.15 № Ф01-1209/2015 по делу № А29-9760/2011).

Например, заказчик хотел вернуть оплату за поставку оборудования. Провели экспертизу. Эксперты подтвердили, что недостатки оборудования появились из-за неправильной эксплуатации. Также покупатель не осуществлял своевременное обязательное техническое обслуживание. Эксперты рекомендовали заменить детали оборудования и вовремя проводить обслуживание, как это указано в технической документации изготовителя. Суд принял сторону поставщика, не взыскал с него плату за поставку и отказал заказчику в иске (постановление АС Московского округа от 18.01.16 № Ф05-18981/2015 по делу № А40-7174/2015).

В другом споре эксперт установил, что экскаватор сломался, потому что его неверно эксплуатировали. Когда его использовали, то превысили допустимые нагрузки. Из-за этого произошло разрушение металла и сварных швов корпуса и клыка рыхлителя (постановление АС Волго-Вятского округа от 02.08.16 № Ф01-3000/2016 по делу № А17-6344/2013).

Использование товара с нарушениями правил эксплуатации может привести к тому, что раньше времени проявится естественный износ.

Например, заказчик потребовал, чтобы поставщик за свой счет заменил сломанную деталь. Экспертиза выявила, что оборудование испортилось из-за сырости, от которой его не берегли. Заказчик мог видеть износ, который грозил последующими повреждениями. Однако продолжал использовать оборудование с нарушением требований, хотя это могло повлечь существенную поломку или выход из строя. Заказчик не принимал меры для устранения дефектов. Суд отказал заказчику в иске (постановление ФАС Поволжского округа от 15.05.14 по делу № А06-862/2013).

Иногда экспертиза не позволяет установить, что привело к появлению недостатков. Суд может назначить дополнительную экспертизу.

В одном деле эксперт указал только вероятную причину поломки оборудования. Суд назначил дополнительную экспертизу. Исследование показало, что заказчик монтировал оборудование своими силами и провел монтаж неправильно. Суд отказался взыскать стоимость товара с поставщика (постановление АС Волго-Вятского округа от 19.05.16 № Ф01-1692/2016 по делу № А28-2514/2015).

Изучите документы на товар

О том, как заказчик эксплуатирует продукцию, скажут документы на товар. Например, сервисная книжка на автомобиль. Из ее сведений можно узнать, как заказчик использовал технику: выполнял требования к эксплуатации или заставлял работать на износ.

Например, на основании данных сервисной книжки суд установил, что покупатель выполнял требования по техническому обслуживанию и не виноват в поломке автомобиля. Суд обязал поставщика заменить товар (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.07.12 по делу № А43-17704/2011).

Проверьте порядок предявления претензии

Покупатель может нарушить порядок предъявления претензии к поставщику в отношении качества товара. Юрист компании-поставщика должен обратить на это внимание.

Так, в одном деле суд не принял техническое заключение о товаре как надлежащее доказательство. Заказчик нарушил порядок составления: не вызывал на оформление документа поставщика. Суд отказал в иске (постановление АС Уральского округа от 29.04.16 № Ф09-3394/15 по делу № А34-1990/2015).

Читайте об этом

Читайте также

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль