Как доказать, что покупатель нарушил условия хранения товара

704
Покупатель требует вернуть оплату за товар из-за ненадлежащего качества. Чтобы возразить, нужно доказать, что у товара появились дефекты после передачи покупателю. В частности, покупатель мог нарушить условия хранения товара.

Продажа товаров, продукции, оборудования имеет свои риски. В частности, продавец может столкнуться с недобросовестностью покупателя. Покупатель принимает товар, пользуется им, а затем направляет претензию, что выявил недостатки, которые нельзя было обнаружить при получении. Покупатель возвращает товар и требует обратно оплату за него. Есть несколько способов противостоять недобросовестности покупателя. Один из них — заявить о нарушениях хранения.

С товаром необходимо бережно обращаться и соблюдать условия хранения. Нарушение этих правил может привести к порче товара. Особенно когда речь идет о сложном оборудовании. Но продавцу сложно подтвердить, что покупатель нарушил условия хранения: продавец не может проследить, как покупатель пользуется товаром.

В документах покупателя есть ошибки

Существуют способы подтвердить, что покупатель хранил товар с нарушением требований. Об этом могут свидетельствовать ошибки в документах заказчика. Если он не изучил инструкции, где сказано о правильном хранении, вину может установить экспертиза. См., например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 02.10.15 № Ф04-24483/2015 по делу № А75-7473/2014. Из постановления:

«… причиной выявленных недостатков товара является несоблюдение ООО… условий хранения и эксплуатации износостойких соединений».

В другом споре заказчик продел товар третьему лицу. У товара выявили несоответствия. Третье лицо вернуло товар заказчику с рекламационным актом. Заказчик также составил рекламационный акт. Сначала он хотел заменить товар из-за его качества, а позже потребовал от поставщика вернуть оплату за поставку и компенсировать упущенную выгоду. Истец аргументировал, что данные товар не соответствует ГОСТу.

Однако суд отказал в иске. В рекламационном акте третьего лица не присутствовало необходимых данных: не было сведений о производителе и товарной накладной, по которой заказчик получил товар. Также отсутствовали ссылки на нормативные документы.

Заявитель не смог подтвердить, что поставку ему производил только ответчик, а спорный товар хранили надлежащим образом, в соответствующей упакованной таре отдельно от иных предметов на складе. На основании деталей дела суд пришел к выводу, что заказчик не представил доказательств того, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (постановление АС Волго-Вятского округа от 27.06.16 № Ф01-2167/2016 по делу № А28-9393/2015).

Доказать нарушение условий хранения поможет акт рекламации

Чтобы подтвердить, что заказчик виноват в появлении у товара дефектов, используется акты рекламации и фотоматериалы. Кроме того, привлекайте свидетелей, третьих лиц и просите дать устные или письменные пояснения.

Например, покупатель приобрел транспортное средство. Затем понадобился ремонт транспорта, и заказчик потребовал продавца возместить ущерб. Согласно документам компании, которая ремонтировала спорный товар, данное транспортное средство прибыло без обеих дверей кабины. Провели диагностику, которая выявила, что неисправность электропроводки транспорта возникла в связи с ее окислением и коротким замыканием. Суд посчитал, что не доказана причинно-следственная связь между недостатками товара и действиями продавца, см. постановление АС Московского округа от 11.06.15 № Ф05-6349/2015 по делу № А40-21470/2014. Из постановления:

«В процессе эксплуатации… были выявлены неполадки в электропроводке (электрооборудовании) транспортного средства…

... суды пришли к правильному выводу о недоказанности причинно-следственной связи между ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства передать истцу по договору купли-продажи товар надлежащего качества, позволяющего использовать товар по его назначению, и возникшими у истца убытками.

… дефекты электропроводки образовались в результате нарушений правил эксплуатации…»

Товар должен соответствовать требованиям

Если товар не соответствует обязательным требованиям, отстоять позицию ссылкой на вину заказчика не получится. Покупатель вправе возложить на поставщика стоимость восстановительного ремонта.

Например, экспертиза не дала однозначного ответа на вопрос о причинах повреждения товара. Она показала, что коррозионный износ стал либо следствием процесса атмосферной коррозии при хранении на предприятии изготовителя, либо следствием окисления металла в процессе эксплуатации заказчиком. Эксперт указал, что твердость металла, из которого сделан товар, не соответствовала ГОСТу. И хотя заключение носило вероятностный характер, заявление о несоответствии стандартам стало причиной, по которой ответственность за качество суд возложил на поставщика-изготовителя, см. постановление ФАС Поволжского округа от 01.08.13 по делу № А65-17069/2010. Из постановления:

«… в нарушение положений статьи 469 и 470 ГК РФ первый ответчик как продавец крана передал истцу товар (кран) не соответствующего качества, поскольку материалами дела установлено, что один из основных элементов крана - гидроцилиндр подъема стрелы, изготовлен с нарушением установленных ГОСТов и правил, то есть с недостатками.

… указанные недостатки имели место до передачи крана истцу, так как возникли при его изготовлении… упомянутые недостатки не могли быть выявлены истцом при приемке крана у продавца (первого ответчика) после его покупки, поскольку имели скрытый характер и при обычном способе приемки не могли быть установлены».

Читайте об этом

Читайте также

Анонсы будущих номеров

    Стать подписчиком


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Только для зарегистрированных пользователей

      Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×

      Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.