Право госзаказчика на отказ от контракта должно быть предусмотрено в договоре

216
Государственный заказчик обязан расторгнуть контракт в случае нарушения поставщиком правил заключения госконтракта. Если поставщик добросовестный, госзаказчик может расторгнуть контракт, только когда условие об этом закреплено в соглашении.

Госзаказчик обязан расторгнуть госконтракт в случае недобросовестного поведения победителя торгов (ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 44-ФЗ). Рассмотрим, когда заказчик может отказаться от госконтракта, если поставщик не нарушил правила заключения госконтракта.

Когда заказчик может расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке

Госзаказчик может в пойти на односторонний отказ от договора с подрядчиком, только если такое право установлено условиях госконтракта (ч. 9, 19 ст. 95 закона № 44-ФЗ). Если такое условие в контракте отсутствует, то расторжение контракта будет считаться незаконным. При этом должны быть основания для расторжения, предусмотренные Гражданским кодексом:

  • существенное нарушение обязательств одной из сторон (подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ),
  • существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта (ст. 451 ГК РФ),
  • либо другие случаи, предусмотренные Гражданским кодексом, другими законами и самим контрактом (подп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Таким образом, если в контракте не предусмотрены конкретные основания расторжения, то применять нужно положения Гражданского кодекса.

Например, госзаказчик вправе отказаться от контракта по поставке товаров в трех случаях: при поставке товаров ненадлежащего качества, с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок, а также в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров (ст. 523 ГК РФ). Других вариантов не предусмотрено. Поэтому если со стороны поставщика не было таких нарушений, а в контракте другие основания одностороннего отказа не предусмотрены, то и расторгнуть такой контракт госзаказчик не вправе.

В случае обнаружения существенных недостатков товара госзаказчик обязан следовать процедуре, предусмотренной законом № 44-ФЗ. Так, он должен провести экспертизу: либо организовав ее своими силами, либо обратившись к независимому эксперту (ч. 3, 4 ст. 94 закона № 44-ФЗ). Но есть случаи, когда заказчик обязан провести именно независимую экспертизу. В частности, он должен привлечь эксперта, если закупка проводилась у единственного поставщика, за исключением некоторых случаев. Этими исключениями являются такие ситуации, как закупка на сумму меньше 100 тыс. рублей или закупка у единственного поставщика учреждением культуры (полный перечень исключений предусмотрен в ч. 4 ст. 94 закона № 44-ФЗ). Если эта процедура была нарушена, то есть шанс оспорить односторонний отказ госзаказчика от контракта.

Например, в одном деле суды признали отказ госзаказчика от контракта недействительным, поскольку в нарушение условий контракта экспертиза была проведена в отсутствие представителя поставщика (постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.09.15 по делу № А40-90997/14).

Когда можно оспорить отказ госзаказчика от контракта

При отказе госзаказчика от контракта участнику закупки нужно проверить, соблюден ли госзаказчиком порядок расторжения (ст. 94 закона № 44-ФЗ). Если нет, то компания сможет попытаться оспорить расторжение в суде.

Например, госзаказчик опубликовал отказ от контракта на zakupki.gov.ru и дополнительно передал его компании под подпись директора и по электронной почте. Формально в этом случае заказчик нарушил процедуру извещения (он не отправил уведомление об отказе заказным письмом), но суд посчитал, что такого уведомления было достаточно, поскольку исходя из этих доказательств извещения компания явно знала о принятии госзаказчиком решения об отказе. В итоге он отказался признать отказ от контракта недействительным (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.09.15 по делу № А43-33187/2014).

В случае отказа госзаказчика от исполнения контракта он обязан разместить информацию об этом в Единой информационной системе госзакупок. Одновременно он должен отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении (ч. 12 ст. 95 закона № 44-ФЗ). То есть заказчик должен отправить уведомление заказным письмом и телеграммой либо вместо телеграммы воспользоваться другим вышеуказанным вариантом (письмо ФАС России от 28.03.14 № ИА/11604/14).

Если госзаказчик не отправит уведомление о своем отказе от контракта либо отправит не тем способом, то такой отказ будет считаться неправомерным (см., например, решение Челябинского УФАС России от 01.10.15 по делу № РНП-74-105/2015). Правда, иногда суды не считают нарушением некоторые погрешности со стороны госзаказчика.

А вот в другом деле была аналогичная ситуация (уведомление об отказе было вручено нарочно, но не отправлено заказным письмом), однако суды посчитали это нарушением процедуры и признали правомерным отказ ФАС России от включения компании в реестр недобросовестных поставщиков (постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.12.15 по делу № А40-17783/2015).

В случае получения компанией, допустившей нарушение контракта, уведомления госзаказчика об одностороннем отказе, она вправе устранить это нарушение в течение 10 дней с даты ее надлежащего уведомления. Если компания успеет устранить нарушение, а решение об одностороннем отказе от контракта еще не вступит в силу (то есть через 10 дней с даты надлежащего уведомления), то госзаказчик обязан будет отменить его. Правда, придется компенсировать расходы на экспертизу, проведенную госзаказчиком (ч. 13, 14 ст. 95 закона № 44-ФЗ).

Стоит отметить, что такой вариант пройдет только в случаях договорных нарушений. Если же речь идет, например, о несоответствии компании конкурсной документации, то право на устранение недостатков не будет действовать (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.14 по делу № А56-16838/2014).

Читайте в журнале «Корпоративный юрист»

Читайте также

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль