Что указать в претензии о нарушении комплектности товара

324
Компания заключила договор поставки. Поставщик нарушил условия об ассортименте или комплектности товара. В претензии нужно подтвердить нарушение условий.

Стороны заключили договор поставки. Нередко поставщики по тем или иным причинам передают покупателю товар, который не соответствует требованиям об ассортименте и (или) комплектности. Чтобы покупатель смог доказать указанные нарушения и предъявить поставщику претензии, нужно соблюдать определенные правила.

Как предъявить претензию поставщику

Если в ходе приемки товара покупатель обнаружил, что поставщик нарушил условия об ассортименте или комплектности товара, то стоит предъявить требования, установленные в договоре или законе.

Для этого, в первую очередь, необходимо известить поставщика о нарушении условий договора об ассортименте и (или) комплектности. Это нужно сделать в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором. Если такой срок не установлен, то нужно известить в разумный срок после того, как нарушение должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара (п. 1 ст. 483 и п. 1 ст. 513 ГК РФ).

Покупателю в извещении имеет смысл сразу указать свои требования, то есть указать, какой способ защиты своих прав из числа предоставленных законом и договором покупатель выбрал. Это связано со следующим.

Если покупатель планирует отказаться от товара, который был поставлен с нарушением условия об ассортименте, то это нужно сделать в разумный срок. Иначе:

  • товары, которые не соответствуют условию договора поставки об ассортименте, будут считаться принятыми (п. 4 ст. 468 ГК РФ),
  • и покупатель будет обязан их оплатить по цене, согласованной с продавцом, или по цене, которая в момент заключения договора при сравнимых обстоятельствах обычно взималась за аналогичные товары (если продавец не принял необходимых мер по согласованию цены в разумный срок) (п. 5 ст. 468 ГК РФ).

Указанные правила применяются, если иное не предусмотрено договором поставки (п. 5 ст. 454 и п. 6 ст. 468 ГК РФ). См., например, постановление ФАС Московского округа от 20 апреля 2009 г. № КГ-А41/2944-09 по делу № А41-12634/08.

В случае с некомплектностью товара это позволит расширить права покупателя. Однако это касается только случая, если он сначала потребует доукомплектовать товар в разумный срок (а не соразмерно уменьшить покупную цену, что также является его правом согласно п. 1 ст. 480 ГК РФ). Если поставщик откажется доукомплектовать товар, то покупатель сможет:

  • приобрести непоставленные товары у других лиц и отнести на поставщика все необходимые и разумные расходы на их приобретение;
  • потребовать замены некомплектного товара на комплектный;
  • расторгнуть договор поставки и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Если покупатель отказывается от товаров, то их нужно принять на ответственное хранение и незамедлительно (как только это окажется возможным) известить обо всем поставщика (п. 1 ст. 514 ГК РФ). Если не направить извещение, то такая приемка будет считаться принятием товара без возражений.

Если покупатель (получатель) принимает товары от транспортной организации, то нужно соблюдать также правила, которые предусмотрены законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта (п. 3 ст. 513 ГК РФ). Если этого не выполнить, то возникнут трудности с предъявлением поставщику претензии. Последний же в свою очередь сможет потребовать оплаты товаров в полном объеме.

После того как покупатель известит поставщика о ненадлежащем исполнении договора поставки, он сможет обратиться за защитой своих интересов в суд. При этом нужно учитывать срок исковой давности, который равен трем годам (ст. 196 ГК РФ). Конечно, пропуск срока исковой давности не мешает покупателю обратиться с требованием о защите своего нарушенного права. Но если поставщик заявит о пропуске этого срока, заказчику будет отказано в иске.

Для договора поставки Гражданский кодекс РФ не устанавливает обязательного претензионного порядка. Однако Арбитражный процессуальный кодекс РФ требует соблюдать досудебный порядок урегулирования споров, которые возникают из гражданских правоотношений (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). То есть даже если стороны не предусмотрят в договоре отдельное условие о досудебном разрешении спора, будут действовать общие правила закона.

Поэтому покупатель не может сразу обратиться за защитой своих интересов в арбитражный суд. Возникнет риск, что суд оставит исковое заявление без движения и предоставит истцу срок для устранения недостатков (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

Кроме того, предъявление претензии позволит предотвратить будущий спор и оперативно удовлетворить требования покупателя (полностью или в части). Однако если в извещении покупатель уже изложил свои требования, а поставщик их проигнорировал, то имеет смысл сразу обратиться в арбитражный суд.

Часто в доставке товара участвуют фирмы-перевозчики либо организации, оказывающие транспортно-экспедиторские услуги. В таких случаях покупателю, обнаружившему нарушения условий об ассортименте или комплектности товара, целесообразно предъявить претензии не только поставщику, но и организациям, которые занимались доставкой.

Если покупатель обратится в суд с иском к поставщику и при этом не направит претензии перевозчику (или экспедитору), и суд откажет в удовлетворении иска, то есть вероятность, что суд впоследствии откажет и в иске к перевозчику (или экспедитору). Это связано с тем, что покупатели в таких ситуациях часто пропускают срок исковой давности (или срок на предъявление претензии) по требованиям, вытекающим из договоров перевозки (или транспортной экспедиции).

Кроме того, направление претензии перевозчику (экспедитору) будет полезно следующим:

  1. Ответ на такую претензию можно использовать как дополнительный аргумент в споре с поставщиком, если последний будет возражать против требований покупателя. В таком случае увеличивается вероятность разрешения спора без обращения в суд.
  2. Если дело все-таки дойдет до суда, то наличие доказательств вручения претензии перевозчику (экспедитору) позволит без труда привлечь его к участию в деле в качестве соответчика.

Что нужно указать в претензии

В претензии нужно изложить требования, которые:

  • покупатель имеет право предъявить поставщику. Они могут быть установлены в договоре поставки или законодательстве. Например, нельзя обязать поставщика поставить товар надлежащего ассортимента, так как такое право не предоставлено покупателю (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 августа 2011 г. по делу № А75-11102/2010);
  • в последующем будут включены в исковое заявление. Иначе суд может оставить исковое заявление без рассмотрения.

При этом покупателю нужно обратить внимание на свои права в случае некомплектности товара. Как уже было указано выше, они отличаются в зависимости от того, в первый раз покупатель их заявляет или нет.

Свои требования покупателю необходимо обосновать. При этом в первую очередь нужно сослаться на условия договора поставки об ассортименте и комплектности товара, если таковые есть. Нарушение комплектности можно также обосновать несоответствием товара требованиям закона, иных правовых актов либо обычно предъявляемым требованиям (п. 1 ст. 519 ГК РФ).

При составлении претензии можно воспользоваться следующим планом:

  • наименование адресата – поставщика;
  • указание на нарушение требований об ассортименте и (или) комплектности товара;
  • четко выраженные притязания (требования) к исполнителю;
  • обоснование соответствующим нормативным материалом;
  • срок исполнения;
  • уведомление о возможном предъявлении иска в суд;
  • подпись руководителя юридического лица либо индивидуального предпринимателя (уполномоченного им лица) – покупателя.

К претензии необходимо приобщить документы, обосновывающие предъявленные требования, в противном случае она не подлежит рассмотрению.

Читайте в рекомендации Системы Юрист

Читайте также

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль