Возмездное оказание услуг: условие договора о качестве

1086
Исполнителю по договору возмездного оказания услуг необходимо проверить, как сформулировано условие о качестве услуг в договоре.

Требования к качеству услуг в договоре возмездного оказания услуг

При проверке договора возмездного оказания услуг исполнителю необходимо обратить внимание, что говорится в разделе об условиях по поводу качества услуг, соответствуют ли эти положения требованиям сторон и обязательным требованиям (если таковые есть).

Требования к качеству услуг в договоре возмездного оказания услуг можно разделить на требования:

  • к самим услугам – указание на свойства и характеристики услуг;
  • к исполнителю – указание на квалификацию;
  • к процессу оказания услуг – указание на надлежащее материально-техническое обеспечение;
  • к овеществленному результату действий исполнителя (при его наличии) – указание на свойства результата, его состояние и функции, для выполнения которых он должен быть пригоден (ст. 783 и 721 ГК РФ).

При наличии в договоре требований заказчика к качеству исполнитель обязан их соблюдать, а заказчик вправе ссылаться на их несоблюдение и предъявлять претензии в связи с этим к исполнителю. При отсутствии таких условий происходит обратная ситуация: заказчик не вправе ссылаться на их несоблюдение и предъявлять соответствующие претензии. Однако это не касается таких условий о качестве, которые хоть в договоре и не сформулированы, но являются общеизвестными (иначе говоря, обычно предъявляемыми требованиями).

Договор также может содержать условие о соблюдении исполнителем требований правовых актов и нормативных документов, применяемых в добровольном порядке. При этом исполнитель обязан будет их соблюдать.

О возмездном оказании услуг:

Исполнение требований к качеству, не указанных в договоре возмездного оказания услуг

Кроме того, исполнителю необходимо иметь в виду, что, даже если в договоре не согласованы требования к качеству, исполнитель должен соблюдать:

  • обычно предъявляемые требования. Например, при предоставлении услуг общественного питания подаваемая еда должна быть свежей и не испорченной;
  • обязательные требования, предусмотренные законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке.

Повышенные требования к качеству услуг

Стороны также могут предусмотреть в договоре и более высокие по сравнению с обязательными требования к качеству услуг. Исполнитель должен их соблюдать (ст. 723 ГК РФ), а заказчик в случае их нарушения вправе предъявить исполнителю претензии в связи с ненадлежащим качеством.

Когда требования к качеству услуг не нужно исполнять

Однако если установленные договором условия о качестве противоречат требованиям, которые установлены законами или иными правовыми актами, то они не подлежат исполнению (ст. 168, п. 1 ст. 167 ГК РФ).

Возмездное оказание услуг и защита прав потребителей

Также исполнителю нужно иметь в виду, что при оказании некоторых видов услуг фактическими пользователями могут выступать физические лица, даже если заказчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Такая ситуация может сложиться, например, если заказчик в свою очередь заключит договор оказания услуг с физическим лицом (клиентом). Если последний обратится за услугой для своих личных нужд, то на отношения «заказчик– клиент» будет распространяться Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

В таком случае клиент свои требования сможет предъявлять только заказчику, с которым заключил договор. Напрямую к исполнителю он обратиться не сможет, поскольку в отношениях «заказчик – исполнитель» не состоит и прав требований к нему не имеет. Однако если заказчик будет вынужден удовлетворить требования своего клиента-потребителя из-за нарушений исполнителя, то сможет затем предъявить к последнему регрессное требование.

Только в отношении договора купли-продажи Закон о защите прав потребителей предоставляет потребителю право предъявлять требования и к обязанной стороне, и к непосредственно предоставляющей (ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Для договора возмездного оказания услуг такой возможности нет – претензии потребитель может предъявить только к тому лицу, с которым заключил договор.

При наличии овеществленного результата действий исполнителя к отношениям сторон могут применяться нормы:

  • о гарантии качества работы (ст. 722 ГК РФ). Так, договор может содержать положения о гарантийном сроке, порядке его определения, об объеме гарантийных обязательств, о гарантийном обслуживании овеществленного результата. Если заказчик обнаружит недостатки оказанных услуг и их материального результата в течение гарантийного срока, то исполнитель будет нести за них ответственность;
  • о сроках обнаружения ненадлежащего качества результата работы (ст. 724 ГК РФ). По истечении этого срока исполнитель не будет нести ответственность за выявленные недостатки.

Читайте в рекомендации Системы Юрист

Читайте также

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

Обзоры последних изменений

Как поменять адрес, чтобы вас не вычеркнули из ЕГРЮЛ
Работать не по адресу регистрации стало еще опаснее. С 1 сентября налоговые инспекции начали исключать из ЕГРЮЛ действующие компании, у которых в ЕГРЮЛ указан фиктивный адрес.

Срок ликвидации ООО ограничили: изменения с 1 сентября 2017 года
Теперь закончить ликвидацию ООО нужно в течение года. В законе установили крайний срок.

Стало сложнее восстановить срок на обращение в кассацию и надзор Верховного суда
С 31 июля стало сложнее восстановить срок на подачу кассационных и надзорных жалоб в Верховный суд РФ.

В гражданском процессе убрали принцип непрерывности: чем это опасно
Теперь СОЮ будут быстрее рассматривать дела.

Изменения в КоАП РФ в 2017 году
Все поправки в одной таблице.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль