Основные изменения ведения реестра и предоставления данных в ЕГРЮЛ

3186
В законодательство были внесены изменения, касающиеся правил регистрации сведений в ЕГРЮЛ. Читайте на эту тему стенограмму видеолекции А. В. Авериной.

Смотрите видеолекцию

Основные изменения ведения реестра и предоставления данных в ЕГРЮЛ

А. В. Аверина:

– Сегодня мы поговорим о наиболее значимых изменениях в законодательстве о регистрации юридических лиц и ИП, которые произошли в текущем году. Основная часть поправок и нововведений закреплена в двух изменяющих законах № 67-ФЗ от 30.03.2015 и № 360-Фз от 03.07.2016. Порядок реализации новелл первого из законов прописан приказом ФНС от 11.02.2016г. № ММВ-7-14/72@.

Проверка новых сведений, вносимых в ЕГРЮЛ

Начнем с 67-ФЗ, большинство из новелл которого уже вступило в силу с 1 января 2016 г. С этой даты налоговые органы получили право осуществлять проверку достоверности сведений ЕГРЮЛ, как только представляемых на регистрацию, так и уже содержащихся в нем. В случае наличия сомнений в достоверности сведений инспекция теперь может приостановить регистрационные действия для проведения дополнительной проверки сроком до 1 месяца.

После этого нововведения многие компании столкнулись с такими приостановками, результатом которых стали проблемы в осуществлении оперативной деятельности.

Например, в соответствии с законом руководитель организации наделяется полномочиями решением соответствующего исполнительного органа общества, в то время как для третьих лиц подтверждением его полномочий является наличие сведений о нем в реестре. Приостановка регистрационных действий по внесению в ЕГРЮЛ сведений о новом директоре приводит к тому, что организация фактически на месяц лишается оперативного управления. Прежний директор уволен, его полномочия прекращены, а новый директор не может осуществлять взаимодействие с третьими лицами ввиду того, что сведения о нем еще не внесены в ЕГРЮЛ.

В результате компания лишается возможности проводить операции по расчетным счетам, открывать и закрывать расчетные счета, сдавать бухгалтерскую отчетность, заключать сделки, выдавать доверенности, у нее отсутствует законный представитель. Фактически организация вынуждена прекратить свою оперативную деятельность, что влечет за собой существенные убытки.

Читайте на тему

Читайте также

Критерии недостоверности сведений ЕГРЮЛ

Следом за вступлением в силу поправок 67-ФЗ был опубликован приказ ФНС от 11.02.2016, начавший свое действие с 5 июня. Указанным приказом прописан широкий перечень критериев недостоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, фактически налоговые органы получили инструкцию по применению закона о госрегистрации юрлиц в новой редакции, что спровоцировало массовые задержки в перерегистрации юрлиц.

Новым этапом в борьбе за информационную достоверность и прозрачность стал 360-ФЗ, большинству из поправок которого еще только предстоит вступить в силу. Указанным законом существенно расширяется перечень сведений, подлежащих обязательной публикации на федресурсе.

Указанные законы в совокупности с соответствующими изменениями, которые были внесены в КоАП РФ и в УК РФ в части установления и распространения ответственности за непредоставление и предоставление ложных сведений в реестр и федресурс, привели к существенному осложнению осуществляемой экономической деятельности и, как следствие, увеличилась нагрузка на юридические службы компании и их ответственность в части контроля соответствия законодательства осуществляемой деятельности.

Рассмотрим произошедшие изменения более детально. Согласно п. 3 ст. 51 ГК РФ регистрирующий орган обязан провести проверку достоверности данных, которые включаются в реестр при любом обращении за внесением таких сведений. Поправки, закрепленные 67-ФЗ, предоставили инспекции право проверять достоверность этих сведений, а также приостанавливать регистрационные действия. Указанные полномочия распространяются на любые случаи, требующие проведения регистрационных действий, за исключением госрегистрации юрлица или ИП при создании этой записи.

В случае реорганизации, ликвидации, внесения изменений регистрация может быть приостановлена, но не более чем на 1 месяц. Такое право регистрирующего органа закреплено в п. 4. 4 ст. 9 129-ФЗ в новой редакции. В тоже время законом теперь сокращен срок регистрации юрлица и ИП при их создании, ранее он составлял 5 рабочих дней и был закреплен в общей норме ст. 8 закона, теперь такой срок сокращен до 3 рабочих дней и прописан в специальных нормах: п. 3 ст. 13 для юрлиц и п. 3 ст. 22.1 для ИП.

По общему правилу проверка предоставленных сведений производится инспекцией в сроки, установленные для осуществления соответствующего регистрационного действия. Основанием для дополнительной проверки является наличие у инспекции сомнений в достоверности предоставленных сведений или уже содержащейся в реестре информации. Такие сомнения могут возникнуть как у самой инспекции, так и поступить в виде заявления заинтересованного лица, на что указывает п. 4.2 ст. 9 закона о госрегистрации в новой редакции.

Приостановление регистрации в ЕГРЮЛ

Причины, по которым может быть приостановлена регистрация и инициирована дополнительная проверка, перечислены в п. 2 приказа ФНС от 11.02.2016. В т. ч. к таким причинам относится письменное возражение заинтересованного лица относительно предстоящей госрегистрации. Такое возражение должно быть обоснованно заявителем и составлено по соответствующей форме, которая закреплена в приложении к приказу ФНС. К такому возражению должны быть приложены документы, подтверждающие доводы заявителя.

К примеру, возражения могут быть заявлены руководителями, членами коллегиальных исполнительных органов, участниками, акционерами, в  т. ч. бывшими, а также иными лицами при наличии, например, корпоративного конфликта в компании или иных оснований, причин, по которым внесение сведений в ЕГРЮЛ может повлиять на их права и обязанности.

Также к таким возражения относится несоответствие сведений, предоставляемых на госрегистрацию, уже имеющимся в распоряжении налогового органа, а также предоставление заявления о смене адреса компании при наличии одного из условий.

К таким условиям, например, относится то, что новый адрес является массовым, и по нему зарегистрированы 5 и более юрлиц. В первую очередь, с приостановкой по этому основанию сталкиваются организации при переезде в крупные бизнес-центры. В этой связи при регистрации по новому адресу можно, к примеру, предоставить гарантийное письмо от собственника здания, в котором будут содержаться сведения об общем количестве площадей, предоставляемых в аренду, а также информация о числе арендаторов с указанием на то, что все они действительно осуществляют свою деятельность по указанному адресу.

Еще одной причиной является разрушение объекта недвижимости, находящегося по новому адресу, равно как и случаи, когда по адресам, предоставленным на госрегистрацию, размещены органы госвласти, воинские части и т. д. Учитывая, что перечень организаций, указанный в данном пункте, является не исчерпывающим, есть вероятность того, что проверки будут проводиться в отношении всех зданий, где располагаются государственные, муниципальные или ведомственные предприятия и учреждения.

Поэтому при регистрации по такому адресу обществу также целесообразно заранее предоставить в инспекцию согласие собственника объекта недвижимости на регистрации по этому адресу.

Еще одной причиной могут быть возражения собственника объекта недвижимости, находящегося по новому адресу, против осуществления регистрационных действий, либо, если в отношении «переезжающего» юрлица не завершена выездная налоговая проверка или не оформлен итоговый акт по ее результатам, и он не вступил в силу, либо у юрлица есть недоимка или задолженность перед бюджетом по пеням и штрафам, что также является основанием для приостановки регистрационных действий и проведения проверки.

Для предотвращения приостановки по последним двум основаниям вместе с комплектом документов в регистрирующий орган могут быть предоставлены, к примеру, доказательства завершения процедуры выездной налоговой проверки, либо справка об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Смена адреса юридического лица

Здесь хотелось бы более подробно остановиться на поправках 67-ФЗ, внесенных в процедуру смены юридического адреса в 2016 году. Такие изменения коснулись ст. 17 и ст. 18 закона о госрегистрации, и теперь законодатель разделил процедуру смены адреса в зависимости от того, меняется, или нет, при этом место нахождения организации. В соответствии со ст. 54 ГК РФ местом нахождения является населенный пункт или муниципальное образование, в границах которого находится адрес предприятия.

На практике это означает, что процедура смены адреса теперь отличается в зависимости от того, меняет или нет юрлицо при этом регистрирующую инспекцию по месту своего нахождения. Если инспекция не меняется, то процедура остается прежней. Если же смена адреса влечет изменение места нахождения, то регистрационные действия производятся в 2 этапа:

  1. В течение 3 рабочих дней после принятия решение о смене места нахождения в инспекцию по текущему адресу предоставляется заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии такого решения с приложением его копии.
  2. По истечении 20 дней после внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятом решении организация предоставляет заявление о смене места нахождения уже в инспекцию по новому адресу. К такому заявлению прикладывается документ, подтверждающий право пользования помещением по новому адресу. Регистрационные действия по смене места нахождения теперь инспекция, расположенная по новому адресу организации.

В то же время, описанный усложненный порядок смены места нахождения применяется не всегда.

Так, если ООО меняет свое место нахождения и регистрируется по адресу места жительства своего руководителя или участника, который владеет не менее 50% долей этого общества, то уведомлять инспекцию по прежнему адресу места нахождения не нужно, равно, как и ждать 20 дней после внесения в реестр соответствующих сведений. Заявление в этом случае о смене адреса подается непосредственно в инспекцию по новому адресу и регистрационные действия в общем порядке в течение 5 дней, опять-таки, если инспекцией не будет выявлено основание для проведения дополнительной проверки.

Теперь вернемся к основаниям для приостановки регистрационных действий и проведения доп. проверки. Еще одним поводом для этого является подача в инспекцию заявления о смене директора или участника при наличии одного из условий:

  1. В отношении такого директора или участника в ЕГРЮЛ ранее вносилась запись о недостоверности сведений.
  2. Указанное лицо было наказано за непредоставление, предоставление недостоверных или заведомо ложных сведений в реестр или в отношении него не истек период дисквалификации, или не прошло года со дня уплаты штрафа за соответствующее административное правонарушение.

В случае наличия подобных эпизодов или опасения инициации проверки по этому основанию в ФНС могут быть предоставлены документы, подтверждающие отсутствие или окончание соответствующих контрольных периодов.

Регистрационные действия также будут приостановлены, если в инспекцию предоставлено заявление о переходе доли участника ООО к самому ООО, и при этом предоставлено заявление участника о выходе из ООО, оформленное ранее 1 января 2016 г. и не заверенное в нотариальном порядке. Нотариальное заверение заявления о выходе участника из ООО также стало обязательным с 1 января 2016 г. и введено изменяющим законом № 67-ФЗ.

Также дополнительная проверка пройдет и в случае реорганизации, в случае любой реорганизации, если в ней участвуют 2 и более юрлиц. Фактически это означает, что проверка будет проведена во всех случаях, кроме преобразования юрлица.

Еще одним основанием является заявление о реорганизации, в результате которой прекратит свою деятельность юрлицо, в отношении которого не завершена налоговая проверка выездная или не вступил в силу акт по результатам такой проверки, либо в отношении такой реорганизации планируется прекращение деятельности юрлица, у которого имеется задолженность перед бюджетом по пеням и штрафам.

Процедура приостановления регистрации сведений в ЕГРЮЛ

Теперь обратимся к процедуре приостановки регистрационных действий и порядку проведения дополнительной проверки. Решение о приостановлении госрегистрации принимается в пределах срока осуществления регистрационных действий, срок осуществления регистрационных действий на этот период приостанавливается. В решении должны быть указаны причины приостановки, установлен срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, устраняющие сомнения налогового органа в достоверности, и такой срок не может составлять не менее 5 дней в соответствии с законом.

Сама же проверка осуществляется инспекцией способами, определенными в п. 4.2 ст. 9 закона о госрегистрации с учетом механизмов реализации, установленных п. 12-16 приказа ФНС от 11.02.2016. Так налоговым органом будут изучаться документы и сведения, уже имеющиеся в его распоряжении, кроме того, им могут быть получены объяснения от лиц, располагающих соответствующими сведениями, при этом налоговый орган имеет право вызова таких лиц для дачи объяснений.

Также инспектор может получать информацию и справки от любых органов госвласти, местного самоуправления, юрлиц, нотариусов и иных лиц, либо проводить осмотр объектов недвижимости и привлекать экспертов. Для осуществления последних двух действий предусмотрена специальная процедура.

Так, осмотр объектов недвижимости производится в обязательном порядке с привлечением двух понятых, с проведением видеосъемки и составлением акта. Привлечение к проверке эксперта оформляется постановлением, в котором указываются данные эксперта, вопросы, которые перед ним ставятся, перечисляются документы, которые предоставляются ему для анализа. Также установлено, что эксперт должен обладать соответствующими специальными знаниями и не должен быть заинтересован в результате экспертизы.

По результатам проверки, если в ее ходе устанавливается, что предоставленные на госрегистрацию сведения являются недостоверными, во внесении их в ЕГРЮЛ будет отказано, на это указывает п. 4.4 ст. 9 закона о госрегистрации в редакции 67-ФЗ.

Коснулся 67-ФЗ и оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий. С его принятием первая часть ст. 23 129-ФЗ пополнилась пунктами «ф» и «х», в соответствии с которыми в госрегистрации будет отказано в следующих случаях.

Например, если в инспекцию подано заявление о смене директора или участника общества, в отношении которого подтверждается информация о том, что он ранее владел 50 % и более долей в ООО или был директором ООО, которое исключено из ЕГРЮЛ как недействующее при наличии задолженности перед бюджетом, и при этом не прошло и 3 лет с момента исключения такого общества из ЕГРЮЛ.

Либо подтвердилась информация о том, что такое лицо в настоящее время владеет 50% и более долей в ООО, либо является директором другого ООО, в отношении которого не исполнено решение суда о ликвидации или имеется запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений, включенных в реестр, опять таки, не прошло 3 лет с момента включения в реестр такой записи.

Еще одним основанием для отказа в госрегистрации теперь является несоблюдение порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юрлица. Кроме того, в госрегистрации откажут в случае несоблюдения иных обязательных требований, установленных законом о госрегистрации.

Фактически указанный пункт «х» ч. 1 ст. 23 закона о госрегистрации делает перечень оснований для отказа в ее проведении открытым и, как следствие, требует от юриста компании максимального внимания не только к процессу полготовки документов для подачи в инспекцию, но и к составу сведений, которые предоставляются в налоговый орган.

Основания приостановления регистрации юридического лица

Еще раз остановимся на основаниях для приостановления госрегистрации:

  1. Возражение заинтересованного лица.
  2. Несоответствие предоставленных сведений имеющимся у ФНС.
  3. Регистрация по массовому адресу, адресу государственных органов, в разрушенном здании.
  4. Возражение собственника объекта недвижимости по новому адресу.
  5. Переезд в процессе выездной налоговой проверки или при наличии задолженности перед бюджетом.
  6. Смена директора или участника, если в отношении него имеется запись о недостоверности в реестре, не истек период его дисквалификации или не прошел год со дня уплаты штрафа за предоставление недостоверных сведений в реестр.
  7. Не заверенное нотариально заявление о выходе участника из ООО, которое датировано до 1 января 2016г.
  8. Реорганизация двух и более лиц.
  9. В результате реорганизации прекратит свою деятельность лицо, имеющее задолженность перед бюджетом, или в отношении него не завершена выездная налоговая проверка.

Если вы вносите сведения в ЕГРЮЛ при наличии любого из этих оснований, либо имеются подозрения об их существовании, целесообразно предоставить в инспекцию дополнительные документы, подтверждающие достоверность вносимых сведений во избежание приостановки регистрационных действий и инициации дополнительной проверки.

Проверка сведений ЕГРЮЛ

Рассмотрим основания и порядок проверки сведений уже содержащихся в ЕГРЮЛ.

Срок такой проверки может быть увеличен до 2 месяцев, п. 9 приказа ФНС от 11.02.2016, указанный срок начинает исчисляться по истечении 7 рабочих дней со дня получения заявления инспекцией соответствующего заинтересованного лица. В случае, когда по результатам проверки факт недостоверности информации, включенной в ЕГРЮЛ, подтверждается, и такая информация касается адреса юрлица, данных директора, сведений о его участниках, сведений о держателе реестра акционеров или размеров и номинальной стоимости долей в ООО, сведений о передаче долей или их частей в залог или иного обременения, сведений о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядок наследования, налоговый орган направляет в адрес проверяемого лица уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений, ответ на которое должен быть направлен лицом в течение 30 дней с момента направления уведомления.

Соответственно, если юрлицо не представит новых достоверных сведений или доказательств достоверности сведений, уже содержащихся в реестре, то инспектором будет внесена запись о недостоверности сведений о юрлице, пп. з. 1 п. 7 ст. 7.1 закона о госрегистрации и п. 18 приказа ФНС.

Важно отметить, что приказом ФНС регламентирован порядок внесения записи о недостоверности сведений, в то время как порядок исключения такой записи не предусмотрен. И если соответствующее регулирование не будет принято в дальнейшем, то однажды внесенная запись о недостоверности может преследовать юрлицо в течение всего периода его деятельности, либо как минимум в течение 3 лет, о чем уже упоминалось ранее. Представляется разумным не игнорировать запросы регистрационного органа, даже в случае отсутствия сомнений у самого юрлица в том, что в реестре содержатся достоверные сведения.

Раскрытие сведений о юридическом лице

Следующий вопрос, на котором необходимо остановиться – открытость и доступность сведений о деятельности юрлиц, перечень которых последовательно расширяется на законодательном уровне.

Федеральный закон № 360-ФЗ от 03.07.2016 дополняет список подлежащей раскрытию информации путем публикации на федресурсе, и соответствующие изменения были внесены в ст. 7.1 закона о госрегистрации.

На слайде (см. слайд на 29:00 в видеолекции) вы можете видеть полный перечень оснований для осуществления публикации, также перечень информации, которая должна быть раскрыта в объявлении и указание на лицо, которое обязано осуществить публикацию.

Подлежат обязательной публикации:

  • в случае возникновения признаков недостаточности имущества в соотв. с законодательством о банкротстве у юрлица или ИП;
  • обязанность по раскрытию в СМИ бухгалтерской и финансовой отчетности в случаях, если такая обязанность установлена законом;
  • информация о выдаче независимой гарантии;
  • информация о заключении финансовым агентом договора финансирования под уступку денежного требования между юрлицами или ИП;
  • сведения о заключении договора лизинга;
  • сведения об обращении взыскания на имущество в рамках исполнительного производства (имущество, которое непосредственно участвует в производственной деятельности);
  • сведения об участии в СРО;
  • сведения о проведении обязательного аудита.

Все перечисленные сведения становятся обязательными для публикации на федресурсе с 1 октября 2016 г. По общему правилу срок для размещения сведений составляет 3 рабочих дня с момента возникновения соответствующего факта либо с того момента, когда лицо узнало о событии, в отношении которого должна быть осуществлена публикация. Однако в некоторых случаях законом может быть предусмотрен и иной срок, например, в соответствии с ч. 9 ст. 7.1 в случае, если обязанность о публикации возложена на налоговый орган, то он осуществляет публикацию в течение 5 рабочих дней.

Публикация на федресурсе

Порядок осуществления публикаций на федресурсе.

Она может быть произведена двумя способами: самостоятельное размещение объявления через личный кабинет на сайте федресурса, либо через нотариуса в порядке, предусмотренном ст. 86 основ законодательства РФ о нотариате. Однако, как пояснил сам информационный ресурс, публикация через нотариуса будет принята только в том случае, если карточка юрлица уже сформирована в базе федресурса, если же информация в системе отсутствует, то придется сначала зарегистрировать личный кабинет, создать электронную цифровую подпись и только после этого осуществить публикацию.

Данная процедура касается только юрлиц и ИП, если мы говорим об обязательной публикации, которую должно осуществить физлицо, то карточку такого физлица в базе федресурса нотариус может сформировать самостоятельно. Если говорить о том, что лицо обязано публиковать объявление периодически, и данная процедура не будет являться для него разовой, то оформление ЦП и самостоятельное размещение объявлений является предпочтительным.

Изготовление электронной подписи обойдется в среднем от 1,5 до 5 тыс. руб. в зависимости от степени защиты, целей, для которых будет использоваться цифровая подпись, для кого она изготавливается (физлицо или юрлицо), также от региональных особенностей ценообразования. Стоимость размещения публикации на федресурсе является фиксированной и составляет 805 руб., за исключением случаев, когда публикуются обязательные сведения в рамках банкротства физлица, в этом случае стоимость составит 402,5 руб.

Ответственность за нарушение правил предоставления сведений в ЕГРЮЛ

Отдельного внимания заслуживает вопрос ответственности за нарушение установленных правил. Соответствующие изменения были внесены в КоАП РФ, а также в УК РФ в части ответственности за непредоставление, несвоевременное предоставление, а также предоставление ложных сведений в налоговую или в федресурс. Практически полностью была переработана ст. 14.25 КоАП, в нее были включены пункты 5-8 и изменены пункты 3 и 4.

Теперь за несвоевременное предоставление сведений в налоговый орган или на федресурс должностное лицо может быть оштрафовано на 5 тыс. руб., непредоставление обязательных сведений или предоставление недостоверной информации грозит такому лицу штрафом от 5 до 10 тыс. руб., а в случае, если сведения повторно не предоставлена или предоставлены недостоверные, то должностное лицо подлежит дисквалификации на срок от 1 до 3 лет. Аналогичное наказание предусмотрено за предоставление заведомо ложных сведений, если такое деяние не содержит признаков уголовного преступления.

Уголовная ответственность установлена за незаконное создание или реорганизацию юрлица статьей 173.1 УК РФ, а также незаконное использование документов при осуществлении этих действий, ст. 173.2 УК РФ. Составы указанных преступлений также претерпели существенные изменения. Раньше законом преследовалось создание компании через подставных лиц, то теперь уголовную ответственность также несут лица, предоставившие в ФНС документы, содержащие сведения о подставных лицах.

Изменилось и само определение подставных лиц. Раньше ими признавались лица, зарегистрированные в качестве учредителей, участников и руководителей юрлица, которые были включены в реестр путем введения в заблуждение. Теперь же к ним прибавились, зарегистрированные в таком качестве без их ведома, т. е. по потерянным документом, или добровольно, но не имеющие при этом цели управления юрлицом.

Уголовная ответственность введена также за предоставление своего паспорта или выдачу доверенности, равно, как и за покупку документов и использование персональных данных, полученных незаконным путем, если в результате таких действий в ЕГРЮЛ попали сведения о подставном лице.

Нотариальное удостоверение

В заключении обратимся к иным новеллам, внесенными рассматриваемыми законами.

Также изменения коснулись закона об ООО и о госрегистрации в части необходимости нотариального удостоверения решения об увеличении уставного капитала. С 1 января 2016 г. подлежит обязательному нотариальному удостоверению решение общего собрания участников о таком увеличении, а с 15.07.2016 и решение единственного участника об увеличении уставного капитала. Нотариально заверенное решение теперь также должно быть предоставлено в налоговый орган при внесении соответствующих изменений.

Указанная поправка уже вызвала ряд практических вопросов, например, каким образом можно предоставить нотариально заверенное решение об увеличении уставного капитала, если такое увеличение происходит не в результате принятия решения общим собранием участников или единственным участником общества. По этому вопросу на официальном сайте ФНС было опубликовано разъяснение, где налоговая служба указала, что в случае увеличения уставного капитала за счет вкладов других обществ, которые присоединились в результате реорганизации, предоставлять нотариально заверенное решение об увеличении уставного капитала на регистрацию не нужно.

Читайте о нотариальном удостоверении

Уведомление о ликвидации юридического лица

Претерпела изменения также процедура уведомления о ликвидации юрлица, прописанная в ст. 20 закона о госрегистрации. Теперь обязанность уведомить налоговый орган о назначении ликвидатора и о составлении промежуточного ликвидационного баланса налагается на такого ликвидатора, который ранее об этом уведомлял либо орган, принявший соответствующее решение о ликвидации, либо участники общества.

Также уточнено, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть предоставлено в налоговый орган ранее истечения двухмесячного срока для предъявления кредиторами претензий, либо ранее вступления в законную силу судебных актов по спорам, в рамках которых предъявлены требования к ликвидируемому лицу, а также ранее окончания выездной налоговой проверки в отношении ликвидируемого юрлица и вступления в законную силу акта по результатам такой проверки.

Ведение списков участников ООО

Кроме того с 1 июля 2017 г. вносятся изменения в основы законодательства РФ о нотариате и в закон об ООО, в соответствии с которыми нотариусы теперь получат полномочия по ведению списка участников ООО. В настоящее время ООО самостоятельно обеспечивают ведение и хранение реестра, начиная с момента его создания, такая обязанность установлена ст.31.1 закона об ООО. С июля следующего года общее собрание участников компании может передать эту функцию федеральной нотариальной палате, соответствующие изменения внесены п. а ч. 2 ст. 3 360-ФЗ.

В случае принятия такого решения на участников общества возлагается обязанность по своевременному уведомлению нотариуса об изменении своих персональных данных, о сделках с долями общества, а также предоставление иных сведений, перечисленных в ст. 31.1 закона об ООО. У руководителя общества при этом возникает обязанность по уведомлению нотариуса о составе участников, о распределении межу ними долей, а также о долях общества, принадлежащих самому обществу.

Кроме того, поправками установлены тарифы за осуществление соответствующих нотариальных действий, 600 руб. – за внесение сведений в реестр списков участников ООО, за выдачу выписки из такого реестре нужно будет оплатить 40 руб. за каждую из первых 10 страниц и 20 руб. за каждую последующую.

Подводя итог, нельзя не отметить устойчивую законодательную тенденцию, связанную с планомерным повышением контроля добросовестности, необходимой для осуществления деятельности не только самими юрлицами, но и лицами, входящими в состав его учредителей, участников, а также руководителей.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль