Типичные нарушения закона о рекламе

2022
Хотя рынок рекламы хорошо развит и существует много лет, компании по-прежнему допускают простейшие нарушения рекламного законодательства, что влечет административную ответственность. Рассмотрим наиболее типичные нарушения.

Переводимая игра слов

Часто компании продолжают использовать в рекламе иностранные слова и выражения без перевода на русский язык. Торговые компании во время распродаж размещают в витринах своих магазинов сообщения о скидках. В том числе английские слова «sale» и «new». Размещение таких слов без перевода на русский язык — это административное правонарушение.

Запрещено использовать в рекламе иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла (п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе», далее — закон № 38-ФЗ).

Если перевод есть, но он нечитаемый, компанию также могут привлечь к ответственности. Например, рекламная конструкция располагалась на крыше магазина. Перевод был указан мелким шрифтом — в 20 раз меньше, чем само слово «sale». Буквы были белого цвета, а «sale» — красного. К тому же это было зимой, когда крыша занесена снегом, что не позволяло потребителям, находящимся на земле, прочитать перевод (постановление Одиннадцатого ААС от 17.01.14 по делу № А65-13801/2013).

В исключительных случаях допустимо использовать в рекламе иностранные слова без перевода. Так, Пятнадцатый ААС установил, что выражение «openair» является устойчивым, закрепившимся и не имеющим аналогов в русском языке. Такое выражение можно использовать, это не будет нарушением (постановление от 13.03.12 № 15АП-462/2012).

Без согласия получателя

Нельзя рассылать рекламу в sms-сообщениях или по электронной почте без согласия получателей.

Рассылку sms и писем по электронной почте без предварительного согласия абонентов признают ненадлежащей рекламой (ч. 1 ст. 18 закона № 38-ФЗ). Перед тем как направлять сообщения рекламного характера адресату, убедитесь в достоверности номера телефона — принадлежит ли он лицу, который давал этот номер. Если клиент указал неправильный номер телефона, то отправление sms на него будет нарушением (постановление Девятого ААС от 16.01.13 по делу № А40-114200/12-122-633). Компанию не освободят от ответственности на том основании, что она не могла удостовериться в принадлежности номера конкретным лицам, которые дали предварительное согласие на получение рекламы. Например, если владелец номера сменился (постановление АС Северо-Кавказского округа от 27.01.16 по делу № А63-5827/2015).

Некорректное сравнение

Компании прибегают к некорректному сравнию своей продукции или услуг с аналогичными предложениями других компаний. Однако нельзя сравнивать эти предложения только по части признаков и умалчивать об остальных: если в рекламе не указана вся информация о сравниваемых товарах или услугах, это влияет на восприятие покупателя, не позволяет объективно оценить свойства товара или услуги. Такое сравнение признается некорректным, а реклама является недобросовестной, что влечет денежный штраф.

Также важна достоверность рекламы (ст. 5 закона № 38-ФЗ). В случае, если данные о свойствах товара и его преимуществе перед другими не соответствуют действительности, реклама будет признана недостоверной.

Бледный текст

Не следует использовать бледно-серый нечитаемый текст в сносках. Запрещено размещать привлекательные для потребителя сведения крупным шрифтом, а остальные, не менее важные, — мелким или другим способом, затрудняющим восприятие. В противном случае рекламу признают недобросовестной.

Если формально указать в рекламе существенные условия о товаре, напечатав их нечитаемым шрифтом, ФАС и суд посчитают условия неуказанными, а рекламу признают ненадлежащей (решение ФАС России от 21.07.15 по делу № 3-5-19/00-08-15).

Управление предпочтением потребителей

Если компания не указывает существенную информацию, которая может повлиять на предпочтение потребителей, это также является нарушением.

Не допускается реклама, в которой нет части существенной информации о товаре, условиях приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, а потребители рекламы вводятся в заблуждение (ч. 7 ст. 5 закона № 38-ФЗ). Особое внимание ФАС России уделяет рекламе финансовых услуг. В такой рекламе существенными признают не только сведения, привлекательные для потребителя, но и те, которые могут обмануть ожидания, сформированные рекламой.

Что относится к существенной информации, нужно определять исходя из содержания рекламного сообщения. Например, компания раздавала листовки с рекламой продукции, реализуемой в магазине. В них были сведения о скидке предъявителю купона (купон был частью листовки). Она действовала две недели со дня открытия магазина. Но сведений о дате открытия в листовке не было. Такую рекламу признали ненадлежащей (постановление ФАС Уральского округа от 03.07.14 по делу № А47-11621/2013).

Читайте об этом

Читайте также

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль