Верховный суд РФ о таможенном законодательстве

457
Новые акты Евразийского экономического союза не должны ухудшать положение участников длящихся правоотношений.

12 мая 2016 г. Пленум ВС РФ принял постановление № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства». В постановлении закреплено немало правовых позиций ещё из практики ВАС РФ по таможенной тематике, также документ касается вступления Российской Федерации в Евразийский экономический союз.

См. также Когда российский суд откажется исполнить иностранное судебное поручение 

Договор о Евразийском экономическом союзе

С 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, участником которого является Российская Федерация. В соответствии со ст. 32 Договора в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора.

На основании ст. 101 Договора до принятия Таможенного кодекса Союза применяется Таможенный кодекс Таможенного союза 2009 года, долгое время служивший основным источником таможенного регулирования.

Таким образом, таможенное регулирование все четче разделяется на два относительно самостоятельных уровня — национальный и наднациональный, с явным креном в пользу преобладания последнего. Этому способствует как сам факт включения Таможенного кодексас состав права Союза, так и наделение активной правотворческой компетенцией регулирующего органа Союза — Евразийскую экономическую комиссию.

В связи с этим возникает целый ряд вопросов, требующих ответа:

  1. Вправе ли российские правоприменители, включая суды, осуществлять толкование (разъяснение) положений права Союза, принятого в сфере таможенного регулирования?
  2. Как должны разрешаться противоречия между законодательством Российской Федерации о таможенном деле и правом Союза?
  3. Как поступать в том случае, когда коллизии возникают внутри права Союза?

Толкование норм права Евразийского союза

Отвечая на первый вопрос, стоит напомнить, что правоприменение невозможно без толкования: прежде чем применить ту или иную норму права, надо уяснить ее смысл, а при необходимости и довести результаты толкования до других заинтересованных лиц.

В связи с этим вряд ли можно отрицать компетенцию российских таможенных органов и судов в толковании норм права Союза, посвященных таможенному регулированию. Из этого исходил и Верховный суд РФ, принимая Постановление № 18. К тому же многие вопросы таможенного регулирования, решенные в общем в виде в праве Союза, находят особое преломление в национальной правоприменительной практике. А значит, при их совокупном толковании с учетом национального таможенного законодательства каждая из стран — участников Союза не лишена возможности уточнять регулирующее воздействие исходя потребностей своей реальной жизни.

Противоречия в законодательствах

Разъясняя последствия возникновения коллизий между правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле, Пленум Верховного суда отметил, что Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» распространяет своей действие на отношения, возникающие в Российской Федерации как части единой таможенной территории Союза (п. 2 Постановления № 18).

Существование единой таможенной территории Союза и провозглашенный ст. 32 Договора принцип единства таможенного регулирования в Союзе обязывают к признанию коллизионного приоритета права Союза. Иного вывода не позволяет сделать и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, относящая заключенные Российской Федерацией международные договоры к неотъемлемой части ее правовой системы. При этом, как известно, если международный договор Российской Федерации устанавливает иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Вместе с тем в п. 2 Постановления № 18 закреплено, что коллизионный приоритет права Союза не может приводить к нарушению прав и свобод граждан (организаций), гарантированных Конституцией РФ. В частности, при применении норм права Союза, которые устанавливают (изменяют, прекращают) права и обязанности по уплате таможенных платежей, использованию таможенных льгот, должен учитываться принцип недопустимости придания обратной силы новому таможенному регулированию, ухудшающему положение участников длящихся правоотношений.

Такого рода разъяснение отсутствовало в ранее принятых ВАС РФ постановлениях по таможенной тематике. Однако необходимость его появления стала очевидной в связи с рассмотрением Конституционным судом РФ одного из дел. В данном споре впервые был поставлен вопрос о допустимости применения акта наднационального регулирования Таможенного союза, установившего новые условия применения таможенных льгот в отношении оборудования, ввезенного в качестве вклада в уставный капитал до принятия этого акта.

Конституционный суд указал, что, применяя новые наднациональные акты таможенного регулирования, российские органы обязаны избегать пересмотра установленного на момент предоставления таможенных льгот правового режима их использования, противоречащего общеправовому принципу «закон обратной силы не имеет» (определение от 03.03.2015 № 417-О). При этом Суд сослался на ст. 57 Конституции РФ.

Ориентируясь на такую позицию, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ пересмотрела ряд дел, вынесенных не в пользу плательщиков таможенных пошлин, которым таможенные органы со ссылкой на вновь принятые акты Таможенного союза отказали в применении льгот по уплате таможенных платежей (определения от 21.07.2015 № 305-КГ15-2443от 08.09.2015 № 308-КГ15-2483от 30.09.2015 № 302-КГ15-2428).

Судебные акты Суда Евразийского союза

В пункте 3 Постановления № 18 внимание судов обращено на необходимость учитывать акты Суда Союза, принятые в соответствии с п. 39 Статута Суда, когда при разрешении дела стоит вопрос о применении таможенных норм права Союза.

Правом обращения в Суд Союза обладают хозяйствующие субъекты, если решения Комиссии непосредственно затрагивают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и противоречат Договору и (или) международным договорам в рамках Союза (подп. 2 п. 39 Статута Суда).

Наличие такой нормы позволяет говорить о значительном потенциале Суда Союза в толковании норм права Союза и устранении из него актов таможенного регулирования, нарушающих права и законные интересы хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем остается не вполне ясным п. 113 Статута Суда, согласно которому действие решения Комиссии или его отдельных положений, признанных Судом не соответствующими Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, продолжается после вступления в силу соответствующего решения Суда до исполнения Комиссией данного решения Суда.

Вопрос о том, как следует поступить российскому суду при разрешении такого таможенного спора, придется решать в каждом конкретном случае с учетом характера оспоренного в Суде Союза акта таможенного регулирования.

Представляется, что если Суд Союза установил нарушения, допущенные при принятии Комиссией решения о таможенной классификации отдельного вида товаров, то в случае рассмотрения в российском суде возникшего между декларантом и таможенным органом спора о классификации конкретного товара, на основании положений ст. 18 и ст. 120 Конституции РФ такой спор должен быть разрешен без учета акта Комиссии. В этом случае спор можно разрешить путем прямого применения тех правовых норм, которые позволяют сделать вывод о правильности или ошибочности классификации товара.

Читайте в журнале «Арбитражная практика для юристов»

Читайте также



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.