Тонкости исполнения госконтракта

1506
В некоторых письмах Минэкономразвития были прокомментированы особые случаи заключения и исполнения госконтракта, а также отказа от него.

См. также

Ретроактивная оговорка

В ст. 425 ГК РФ присутствует п. 2, где установлено право контрагентов при заключении сделки включить в текст соглашения ретроактивную оговорку, что положения данного договора охватывают собой не только грядущие отношения, но и возникшие между контрагентами ещё до заключения договора. Но может ли это правило распространяться на контракты с госзаказчиком?

В письме Минэкономразвития от 22.01.2016 № Д28и-85 сделан вывод, что положение п. 2 ст. 425 ГК РФ к госконтрактам неприменимо – нет ситуаций, когда допускалось бы использование ретроактивных оговорок. С одной стороны, это обоснованная позиция: сама суть госконтракта заключается в том, что все исполнители по госзакупкам приобретают право сотрудничать с госзаказчиком путём прохождения конкурсного отбора, участия в торгах, и конструкция торгов такова, что изначально неизвестно, кто именно получить это право. Заранее не известно, кто станет партнёром госзаказчика, и какие бы то ни было отношения между поставщиком и госзаказчиком  до проведения конкурса и заключения госконтракта попросту невозможны. То есть действительно нет почвы для появления ретроактивных оговорок.

Но с другой стороны, законодательно разрешено заключать госконтракт напрямую с единственным поставщиком. В таких случаях, вероятно, ретроактивная оговора по п. 2 ст. 425 ГК могла бы быть актуальна.

Отказ заказчика от госконтракта

Если для госзаказчика отпала необходимость выполнения работ или же в поставке материалов, в таких ситуациях Минэкономразвития РФ в письмах № ОГ-Д28-15254 от 01.12.2015 и № Д28и-3552 от 01.12.2015 предлагает договариваться с поставщиком о расторжении контракта по соглашению сторон. Но если поставщик против, госзакачик не может отказаться от контракта, и поставщик должен исполнить договор. Представляется, что это разумный подход, и если госзаказчик предполагает, что ему оговоренное исполнение контракта не понадобится, имеет смысл указывать это уже в контракта: вводить условия, что в случае необходимости госзаказчик потребует исполнения договора, если же такой необходимости не возникнет, у госзаказчика нет обязательств перед поставщиком. Поставщик должен быть извещён заранее обо всех сложностях исполнения контракта.

Что касается правомочности одностороннего отказа госзаказчиком от исполнения госконтракта, это допускается лишь в случае, когда поставщик нарушает установленные контрактом условия его исполнения. Этому посвящены письма Минэкономразвития РФ № Д28и-2790 от 17.09.2015, № Д28и-3488 от 26.11.2015, № Д28и-2821 от 21.09.2015. Минэкономразвития полагает, что нормы закона о контрактной системе предусматривают односторонний отказ госзаказчика только в указанной ситуации, отказу от договора должно предшествовать нарушение условий договора, если такого нарушения нет, то отказ от договора невозможен. О возможности для госзаказчика расторгнуть контракт и обратиться в суд с требованием к поставщику говорится в письме № Д28и-3866 от 31.12.2015.

При этом судебная практика по данному вопросу содержит противоречия, некоторые суды придерживаются противоположной позиции и допускают немотивированный односторонний отказ госзаказчика от контракта со ссылкой на то, что в соответствующем законодательстве прямого запрета на такой отказ не установлено. Следовательно, для госзаказчика допустимо им воспользоваться. Это спорная позиция, однако она существует.

Реестр недобросовестных поставщиков

В письмах № Д28и-3829 от 21.12.2015 и № Д28и-117 от 20.01.2016 Минэкономразвития затрагивает вопрос о недобросовестных поставщиках. Недобросовестным поставщиком может быть признан нарушитель условий контракта или компания, которая существенно нарушила другие процедуры, касающиеся госконтрактов – например, вела себя недобросовестно во время торгов.

Федеральная антимонопольная служба вносит данные о такой компании в реестр недобросовестных поставщиков, где сведения остаются в течение двух лет, после чего удаляются. Надо заметить,  что попадание в реестр недобросовестных поставщиков – это серьёзная мера публичной ответственности. Возвращаясь к последствиям одностороннего отказа госзаказчиком от контракта, для поставщика разрыв отношений по контракту означает зачисление в вышеупомянутый реестр:

«… в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта и вносится в реестр недобросовестных поставщиков».

В письме № Д28и-117 сказано:

«… включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке».

Иногда поставщику удаётся оспорить признание себя недобросовестным.  Судебная практика придерживается позиции, что со стороны федеральной антимонопольной службы недопустим формальный подход к обстоятельствам таких дел, и также необходимо установить наличие вины в действиях или бездействии поставщика.

По материалам видеолекции в Системе Юрист

Что изменилось в правилах госзакупок в 2016 году

Читайте на тему

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.