Как доказать, что заказчик услуг нарушил претензионный порядок

1797
В случае спора между заказчиком услуг и исполнителем последний должен проверить, не нарушил ли заказчик претензионный порядок, подобные нарушения повлияют на исход спора.

Исполнителю полезно проверить, не нарушил ли заказчик процедуру предъявления претензии к качеству оказания услуг. Если нарушение имело место, то это может стать причиной для отказа в удовлетворении требований заказчика. При этом исполнителю даже не потребуется доказывать, что услуги были оказаны надлежащего качества.

Есть два вида ошибок, которые может допустить заказчик:

См. также

Нарушение досудебного порядка урегулирования споров

Для договора возмездного оказания услуг (как и для договора подряда) Гражданский кодекс РФ не устанавливает обязательного претензионного порядка.

Однако такой порядок могут устанавливать:

Кроме того, если недостатки оказанных (оказываемых) услуг можно устранить, то заказчик сможет отказаться от исполнения договора только после выполнения следующих условий (п. 3 ст. 715, п. 3 ст. 723 ГК РФ):

  • он должен назначить исполнителю разумный срок для устранения недостатков;
  • исполнитель не должен исполнить требования об их устранении.

Также нужно учитывать, что Арбитражный процессуальный кодекс РФ требует соблюдать досудебный порядок урегулирования споров, которые возникают из гражданских правоотношений (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). То есть даже если стороны не предусмотрят в договоре отдельное условие о досудебном разрешении спора, будут действовать общие правила закона.

Поэтому заказчик может обратиться за защитой своих интересов в суд только после того, как направит исполнителю претензию.

В противном случае суд оставит исковое заявление без движения и предоставит истцу срок для устранения недостатка на основании статей 126 и 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Претензионный порядок будет считаться соблюденным независимо от того, получит ли ответчик претензию. Достаточно, чтобы истец представил доказательства ее направления (п. 2 письма ВАС РФ от 18 мая 1995 г. № ОП-21/39 «О порядке применения Гражданского кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ»). Для их получения претензию обычно направляют почтой заказным письмом с уведомлением о вручении по описи вложения. В данной описи с оттиском почтового штемпеля отмечается, что претензия с номером и датой направлена по определенному адресу.

Суд может оставить исковое заявление без рассмотрения, если в претензии будут содержаться требования, отличные от тех, которые заказчик включит в исковое заявление (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 августа 2010 г. по делу № А56-66739/2009).

Нарушение сроков предъявления претензии

Нужно проверить, не нарушил ли заказчик следующие сроки:

  • срок обнаружения ненадлежащего качества результата работы;
  • срок исковой давности по искам о ненадлежащем качестве работы.

Срок обнаружения ненадлежащего качества результата работы

Так, заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, если они обнаружены:

  • в течение гарантийного срока для материального результата (п. 3 ст. 724, п. 1 ст. 722 ГК РФ);
  • в течение двух лет с момента, когда материальный результат услуг был принят или должен был быть принят заказчиком, если гарантийный срок составляет менее двух лет (п. 4 ст. 724 ГК РФ). В этом случае заказчик обязан доказать, что недостатки возникли до передачи ему материального результата услуг или по причинам, возникшим до этого момента (п. 4, 5 ст. 724 ГК РФ);
  • в течение разумного срока, но в пределах двух лет со дня передачи результата, если гарантийный срок не предусмотрен (п. 2 ст. 724, п. 1 ст. 722 ГК РФ).

Если гарантийный срок не установлен, заказчик не вправе предъявлять требования по недостаткам материального результата услуг, которые выявлены по истечении двух лет со дня его передачи.

Гарантийный срок может быть предусмотрен законом, иным правовым актом или обычаями (см., например, приложение к распоряжению департамента экономической политики и развития г. Москвы от 2 ноября 2012 г. № 36-Р «О тарифах на ортопедические стоматологические услуги, оказываемые отдельным категориям граждан»).

Срок исковой давности по искам о ненадлежащем качестве работы

О возможности применения сокращенного срока, равного одному году (ст. 725 ГК РФ), существует две позиции судов.

Исходя из смысла статьи 783 Гражданского кодекса РФ считаем, что к требованиям, которые связаны с ненадлежащим качеством услуг, должен применяться срок исковой давности, равный одному году.

Может оказаться, что заказчик обнаружит недостатки в пределах срока, который установлен пунктом 2 статьи 724 Гражданского кодекса РФ, а именно в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если гарантийный срок не предусмотрен. В таком случае заказчик может обратиться в суд в течение одного года с момента, когда он узнал или должен был узнать о ненадлежащем качестве оказанных услуг.

На порядок исчисления срока исковой давности влияет установление гарантийного срока. Так, течение срока исковой давности начнется со дня заявления о недостатках. Причем заказчик может подать заявление даже по истечении года с момента обнаружения недостатков, но в пределах года с момента сообщения о них исполнителю.

Исполнителю важно помнить, что пропуск срока исковой давности не помешает заказчику обратиться с требованием о защите своего нарушенного права (п. 1 ст. 199 ГК РФ).

Если заказчик пропустил срок исковой давности, то исполнителю нужно заявить об этом до того, как суд вынесет решение. Только при наличии такого заявления суд сможет отказать в иске на основании истечения срока исковой давности (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано как в письменной, так и в устной форме при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу (п. 11 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).

Некоторыми законодательными актами особо регулируются сроки предъявления претензии. Например, статья 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» устанавливает, что претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

Читайте в рекомендации Системы Юрист

Читайте также

Читайте в журнале «Юрист компании»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль