Договор франчайзинга: на что обратить внимание

1204
Покупке франшизы сопутствуют свои риски, один из них - неудобные для покупателя франшизы ограничения. Заключая договор франчайзинга, нужно обратить внимание на ценообразование, схему прологнации и другие существенные условия договора.

Договор франчайзинга

Договор франчайзинга офомрляется согласно правилам о договоре коммерческой концессии, при этом такой договор способен содержать немало неудобных ограничений для компании, покупающей франшизу. Нужно проанализировать существенные условия договора (предмет, размер вознаграждения правообладателя), пункты об ограничениях и пролонгации договора, а также ряд других договоренностей, которые могут вызвать трудности в работе.

В комплекс исключительных прав входят права на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие объекты исключительных прав, предусмотренные договором. В частности, права на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (п. 3.4.1 Рекомендаций, утв. приказом Роспатента от 29.12.09 № 186).

Предмет договора

Комплекс исключительных прав, которые предоставляет правообладатель, составляет предмет договора коммерческой концессии. В договоре надо определить перечень объектов интеллектуальной собственности, передаваемых по договору. Иначе договор могут признать незаключенным, так как предмет не будет согласован (ст. 432 ГК РФпостановление ФАС Московского округа от 22.01.13 по делу № А40-105978/11-134-333). Незаключенный договор не порождает правовых последствий.

Ценообразование

Возможность правообладателя в императивном порядке диктовать приобретателю ценовой диапазон на продукцию (услуги) может лишить последнего конкурентных преимуществ. Так, если франчайзер установит необоснованно высокую цену продукции, франчайзи не сможет ее реализовать. А низкая цена продукции не позволит получать достаточную прибыль.

В договоре нужно предусмотреть более гибкую конструкцию, при которой правообладатель, к примеру, будет только давать определенные рекомендации относительно ценообразования.

Вознаграждение

Вознаграждение можно предусмотреть в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме (ст. 1030 ГК РФ). Если стороны договорятся о безвозмездной сделке, то договор не пройдет регистрацию (п. 3.4.9 Рекомендаций, утв. приказом Роспатента от 29.12.09 № 186).

На практике в договор коммерческой концессии стороны включают обязанности приобретателя по покупке дополнительных товаров (услуг). При этом заранее определяют поставщика, что позволяет последнему устанавливать высокие цены на продукцию. Расходы франчайзи могут увеличиться за счет подобных выплат, что стоит учитывать при заключении договора.

Согласование с правообладателем

Договор может предусматривать, что приобретатель обязан согласовывать свои действия с правообладателем.

Пример формулировки: «Пользователь обязуется согласовывать с Правообладателем оборудование для осуществления Пользователем деятельности по договору; материалы (сырье, полуфабрикаты, товар); поставщиков материалов и оборудования».

Это усложняет возможность оперативно реагировать на рыночные изменения. Приобретателю нужно предусмотреть в договоре возможность самостоятельно принимать оперативные бизнес-решения.

Пролонгация договора

В договоре должно быть условие о его продлении после истечения срока действия.

Пример формулировки: «Пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора коммерческой концессии имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок».

Иначе франчайзер может отказать в пролонгации договора, передав права на франшизу другому лицу, а приобретатель потеряет средства, вложенные в проект.

Товарный знак

По договору приобретатель должен получать права на определенные средства индивидуализации – товарный знак или знак обслуживания. Иначе договор нельзя квалифицировать как договор коммерческой концессии.

Так, Арбитражный суд города Москвы отказал истцу в признании договора коммерческой концессии ничтожной сделкой из-за отсутствия его государственной регистрации, признал заключенный договор лицензионным (решение от 11.02.13 по делу № А40-141135/12).

Государственная регистрация

Договор коммерческой концессии надо заключить в письменной форме, а предоставление права использования комплекса исключительных прав зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности – Роспатенте (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Если не зарегистрировать предоставление права пользования, то договор считается ничтожным. Это правило прямо предусмотрено в статье 1028 ГК РФ.

Субконцессия

В договоре концессии может не быть условия о праве приобретателя заключать субконцессионные соглашения. «По умолчанию» оно не предоставляется.

По договору субконцессии приобретатель может разрешить другим лицам использовать предоставленный ему комплекс исключительных прав или части его.

Кроме того, договор может предусматривать обязанность пользователя предоставить определенному числу лиц право пользования правами на условиях субконцессии (ст. 1029 ГК РФ).

Такой договор можно заключить на срок, который не превышает срок основного договора коммерческой концессии.

Ограничение конкуренции

Стороны могут предусмотреть в договоре условия, направленные на ограничение конкуренции на рынке соответствующих товаров.

При этом нельзя установить в договоре запрет для приобретателя продавать товары (работы, услуги) только покупателям, зарегистрированным на определенной договором территории. Такое условие договора будет ничтожным (п. 2 ст. 1033 ГК РФ).

Закон предусматривает закрытый перечень ограничений, которые можно установить в договоре коммерческой концессии. На практике договор может предусматривать и другие условия. С учетом принципа свободы договора, возможно, суд признает их законными. Но пока судебной практики по этому вопросу нет.

Условия об ограничениях в договоре коммерческой концессии могут признать недействительными, если ограничения установлены в рамках, определенных законом, но с учетом состояния рынка и экономического положения сторон они противоречат Федеральному закону от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Обратиться с иском может заинтересованное лицо или Управление ФАС России (п. 3 ст. 1033 ГК РФ).

Читайте об этом

Читайте также

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль