О налоговом мониторинге

637
С 1 января 2015 года в России была введена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг, реализация нововведений началась в 2016 году.

См. также

Новые правила регулируются разд. V.2 НК РФ. На данном этапе можно определить наиболее существенные аспекты налогового мониторинга, которые позволят компаниям определиться с тем, стоит ли применять данную форму налогового контроля.

Недостатки и достоинства налогового мониторинга

Перед тем, как сделать налоговый мониторинг повсеместным, в ряде компаний с 2012 г. проводились эксперименты по пробному внедрению налогового мониторинга. При этом сформировалась точка зрения, что внедрение налогового мониторинга повысит трудозатраты налогоплательщиков, связанные с предоставлением большого объема документов в налоговый орган, спровоцирует диктат налогового органа посредством принятия мотивированных мнений (с преобладанием исключительно фискального подхода налогового органа), а также ограничение налоговой приватности (чрезмерное раскрытие информации).

В то же время, ряд специалистов полагает, что внедрение налогового мониторинга даст положительный эффект как для налогоплательщиков, так и для государства. Для налогоплательщиков мониторинг создает прозрачность в обмен на освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок. Кроме того, такая форма контроля позволяет оперативно разрешать различные неопределенности и споры, а также заранее согласовать свою позицию с налоговым органом. Для государства же налоговый мониторинг влечет повышение качества взаимодействия налогоплательщика и налогового органа, сокращение издержек, повышение качества налогового администрирования.

Представляется, что упомянутое увеличение трудозатрат в денежном выражении меньше, чем экономический эффект от внедрения налогового мониторинга. У налогового органа не может быть иного подхода, кроме как исключительно фискального. И, наконец, в эру обмена налоговой информацией соответствующими органами большинства стран мира, значительного сокращения офшорных юрисдикций, проведения корреляции между реальным собственником (бенефициарным владельцем) и его доходами, призывы к налоговой приватности не совсем корректны. Важно отметить, что переход к налоговому мониторингу — это добровольное решение организации.

Принципы налогового мониторинга

Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организацию (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга. Налоговый или «горизонтальный» мониторинг основан на трех основных принципах.

Взаимное доверие

Реализация данного принципа в рамках налогового мониторинга переводит отношения налогового органа и налогоплательщика из режима проверок (фактически конфликтного) в состояние сотрудничества. Предполагается, что по ходу налогового мониторинга взаимное доверие налогового органа и налогоплательщика будет укрепляться. Очевидно, что налоговый орган лояльнее относится к организации, которая занимается налоговой оптимизацией в рамках закона. Если же организация использует любую возможность, в том числе, и сомнительную, для уменьшения суммы уплачиваемых налогов, то и отношение к ней со стороны инспекторов будет более жестким. И наоборот, постоянное взаимодействие с налоговым органом позволяет налогоплательщику больше доверять решениям государственного органа, более спокойно и уважительно относиться к решениям его сотрудников (поскольку налогоплательщик знает, что выводы налогового органа основаны на глубоком знании инспектором специфики деятельности и актуальных документов налогоплательщика).

Взаимное понимание

Так, инспектор налоговой службы, осуществляя фактически в режиме реального времени мониторинг компании, получает более полное и подробное представление о деятельности налогоплательщика, его контрагентах, совершаемых сделках и их целях. Это позволяет объективно и адресно реагировать на отчетность налогоплательщика.

Используя институт мотивированного мнения, налогоплательщик может заранее узнать позицию налогового органа. Равно как и налоговый орган осведомлен о позиции налогоплательщика.

По прежней практике налогоплательщик обычно узнавал позицию налогового органа из акта по результатам проверки, а более подробно в суде, и наоборот, налоговый орган видел контрдоводы налогоплательщика из соответствующих жалоб организаций. Взаимное понимание в рамках налогового мониторинга означает, что обмен мнениями и позициями по спорному вопросу происходят в формате: запрос налогоплательщика на мотивированное мнение — мотивированное мнение налогового органа.

Прозрачность

Налогоплательщик более открыт для налогового органа, поскольку предоставляет большое количество документов в режиме реального времени.

Безусловно, для компании-налогоплательщика, которая оптимизирует налоги на грани закона, и в документах которой есть то, что не совсем соответствует налоговой отчетности, налоговый мониторинг не подходит.

Перспективы налогового мониторинга

Можно тезисно обозначить, чем налоговый мониторинг ценен для государства. Он дает:

  • повышение качества налогового администрирования;
  • улучшение инвестиционной привлекательности страны;
  • сокращение затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек;
  • выявление пробелов и коллизий в налоговом законодательстве.

Для налогоплательщика ценность налогового мониторинга состоит в следующем:

  • минимизация налоговых рисков (освобождение от уплаты пеней и штрафов, освобождение от налоговой ответственности);
  • оперативное разрешение спорных вопросов с налоговой (использование мотивированных мнений);
  • сокращение судебных расходов (меньше споров — ниже затраты).

Краткий анализ принципов и ценностей налогового мониторинга позволяет сделать вывод, что данная форма налогового контроля — в целом, позитивное явление. Но следует сделать оговорки.

  1. Не исключено, что нормы разд. V.2 НК РФ будут меняться, совершенствоваться в процессе их применения.
  2. Данная форма налогового контроля интересна компаниям, которые тратят существенные ресурсы на формирование и функционирование системы внутреннего контроля, заботятся об эффективном планировании расходов, добиваются прозрачности бизнеса, а значит, повышают свою инвестиционную привлекательность. Напротив, налоговый мониторинг совсем не подходит для организаций, которым все указанное чуждо, как и для тех, кто снижает налоговую нагрузку способами, находящимися на грани закона.
  3. Удастся ли воплотить в жизнь принципы налогового мониторинга так, чтобы этот институт стал ценен одновременно для налогоплательщиков и государства, покажет время.

Читайте об этом

Читайте также



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.