Чему служит государственно-частное партнерство

1386
Государственно-частное партнерство – это форма сотрудничества между государством и частными инвесторами. Планируя инвестиции, компания может выбрать соглашение о государственно-частном партнерстве или концессионное соглашение.

См. также Закон о государственно-частном партнерстве

Государственно-частное партнерство

Федеральный закон от 13.07.15 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ <...>» определяет понятие государственно-частного партнерства достаточно широко:

«Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство – это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества (п. 1 ст. 3 закона № 224-ФЗ)».

Закон № 224-ФЗ не предусматривает примерных форм соглашения, предоставляя сторонам большую договорную свободу. Условия соглашения закон делит на обязательные и факультативные (ст. 6 закона № 224-ФЗ). Это позволяет сторонам гибко формулировать договоренности.

Обязательные условия соглашения о государственно-частном партнерстве

К обязательным условиям относят правила о том, что частный партнер:

  1. ведет строительство и (или) реконструкцию объекта;
  2. полностью или частично финансирует проект;
  3. эксплуатирует и (или) производит техническое обслуживание объекта;
  4. становится собственником объекта при условии обременения объекта в соответствии с законом № 224-ФЗ.

Дополнительные условия соглашения о государственно-частном партнерстве

К необязательным элементам соглашения закон относит условие о том, что публичный партнер частично финансирует создание, эксплуатацию и (или) техническое обслуживание объекта. Закон устанавливает, что частный партнер:

  1. проектирует объект;
  2. полностью или частично финансирует эксплуатацию и (или) техническое обслуживание объекта;
  3. передает объект в собственность публичного партнера по истечении определенного соглашением срока. Это условие будет обязательным, если объем финансирования публичным партнером и стоимость имущества и прав, передаваемых частному партнеру, превышают объем финансирования со стороны частного партнера.

Срок соглашения

Срок соглашения о ГЧП составляет от 3 до 50 лет. Его устанавливают с учетом сроков строительства, окупаемости и прочих характеристик проекта.

Объекты ГЧП

В рамках ГЧП могут создаваться:

  1. частные автодороги, мосты и сопутствующая инфраструктура;
  2. транспорт общего пользования (кроме метро);
  3. объекты ж/д транспорта;
  4. объекты трубопроводного транспорта;
  5. морские, речные порты и сопутствующая инфраструктура;
  6. морские и речные суда, паромные переправы, доки;
  7. воздушные суда, аэродромы, аэропорты и пр.;
  8. объекты по производству, передаче и распределению электроэнергии;
  9. гидротехнические сооружения;
  10. линейные объекты связи;
  11. объекты здравоохранения;
  12. объекты образования, культуры, спорта и пр.;
  13. объекты для обработки, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов;
  14. объекты благоустройства территорий;
  15. мелиоративные системы и объекты их инфраструктуры;
  16. отдельные объекты производства, переработки, хранения сельхозпродукции.

Закрытый перечень потенциальных объектов соглашения о ГЧП предусмотрен в статье 7 закона № 224-ФЗ. Частично он перекликается с перечнем объектов концессионного соглашения, но здесь присутствуют также воздушные суда, подводные и подземные технические сооружения, линейные объекты связи и ряд других объектов.

Некоторые сооружения могут быть исключительно объектом концессии, но не соглашения о ГЧП, поскольку в отношении них недопустимо установление частной собственности (п. 2 ст. 7 закона № 224-ФЗ). Например, объекты тепло- и водоснабжения, федеральные, региональные и местные дороги, метрополитен.

Операции с имуществом

Имущество может быть передано частному партнеру, только если на него нет прав третьих лиц, в том числе, права хозяйственного ведения и оперативного управления (п. 4, 5 ст. 7 закона № 224-ФЗ). С учетом этого требования, чтобы заключить соглашение о ГЧП в отношении имущества, закрепленного за ГУП или МУП и учреждениями, сначала нужно изъять такое имущество. Это может затянуть процесс заключения соглашения о ГЧП.

Объектом соглашения о ГЧП не может быть отдельно движимое имущество без технологической связи с недвижимостью (п. 1 ст. 12 закона № 224-ФЗ). Например, подвижной состав на железнодорожном транспорте.

Кроме того, в сферу действия закона № 224-ФЗ попадают только такие проекты, которые предполагают новое строительство или реконструкцию. То есть нельзя заключить соглашение о ГЧП в отношении уже существующих объектов, если проект не подпадает под понятие реконструкции. Например, переоборудование медицинских учреждений и ремонт социальных объектов.

Основная новелла закона № 224-ФЗ в том, что в отличие от концессии или контракта, заключаемого для обеспечения государственных нужд, у частного партнера обязательно возникает право собственности на публичную инфраструктуру (подп. 4 п. 2 ст. 6 закона № 224-ФЗ). Однако есть некоторые условия:

  • объект должен сохранять свое функциональное назначение. Его можно использовать только в соответствии с условиями соглашения о ГЧП (п. 2 ст. 14 закона № 224-ФЗ);
  • частный партнер ограничен в распоряжении объектом и не может произвести его отчуждение третьим лицам (п. 12 ст. 13 закона № 224-ФЗ).

На всех этапах реализации проекта ГЧП публичный партнер контролирует исполнение соглашения частным партнером (ст. 14 закона № 224-ФЗ). Залог объекта допускается только при наличии прямого указания в соглашении о ГЧП и исключительно для целей исполнения обязательств перед финансирующими лицами (п. 6 ст. 7 закона № 224-ФЗ). Это выгодно отличает проекты ГЧП от концессионных, так как залог объекта концессионного соглашения недопустим (п. 6 ст. 3 закона № 115-ФЗ). При этом обращение взыскания на заложенное имущество возможно только в исключительном случае (п. 6 ст. 7 закона № 224-ФЗ).

Читайте об этом

Читайте также



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.