Как назвать организацию

2371
Казалось бы, поиск фирменного наименования для компании – задача маркетологов, а не юристов. Однако юристу компании необходимо контролировать этот процесс, чтобы название отвечало требованиям закона.

Когда создается и регистрируется новая организация - ООО, АО или иная, найти удачное название - очень важная бизнес-задача. Однако не менее бизнес-требований важны юридические: законом установлены правила формулировки фирменного наименования коммерческой организации. В частности, Гражданский кодекс РФ предусматривает:

  • из каких слов должно состоять фирменное наименование;
  • какие слова нельзя включать в фирменное наименование;
  • в каких случаях можно использовать в наименовании слово «Россия» и (или) иностранные слова.

Также есть требования к количеству фирменных наименований.

См. также Как подготовиться к защите товарного знака в споре об интернет-рекламе

Нарушение требований к названию

Если организация нарушит хотя бы одно из перечисленных выше требований, могут возникнуть негативные последствия:

Чтобы обезопасить себя от таких последствий, перед созданием коммерческой организации (либо перед переименованием уже созданной компании) нужно проверить, соответствует ли ее предполагаемое (измененное) фирменное наименование требованиям закона, а также, не нарушит ли использование наименования исключительные права третьих лиц.

Наименование организации

Фирменное наименование должно включать в себя две составляющие (п. 2 ст. 1473 ГК РФ).

1. Указание на организационно-правовую форму, в которой в настоящее время может существовать коммерческая организация (например, слова «общество с ограниченной ответственностью», «акционерное общество» и т. д.). Зачастую при включении в наименование такого указания необходимо учитывать требования закона. К примеру, при наличии ряда обстоятельств закон обязывает включать в фирменное наименование акционерного общества слово «публичное» (п. 1 ст. 66.3, п. 1 ст. 97 ГК РФ).

2. Само наименование организации (к примеру, «Альфа», «Восток» и т. д.). Причем наименование не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности юридического лица (например, «кондитерская фабрика», «электроламповый завод» и т. п.).

Количество наименований

Коммерческая организация должна иметь только одно полное фирменное наименование на русском языке (например, общество с ограниченной ответственностью «Торгово-развлекательный центр "Мастер"»).

Кроме того, она вправе иметь:

  • одно сокращенное фирменное наименование на русском языке (к примеру, ООО «ТРЦ "Мастер"»);
  • одно полное фирменное наименование на любом языке народов России (например, на татарском – «жаваплылыгы чиклэнгэн жэмгыяте "Оста"», что в переводе на русский означает «общество с ограниченной ответственностью "Мастер"»);
  • одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов России (ЖЧЖ «Оста»);
  • одно полное фирменное наименование на иностранном языке (например, на английском – Limited Liability Company «Master»);
  • одно сокращенное фирменное наименование на иностранном языке (LLC «Master»).

Таким образом, максимальное количество фирменных наименований, которые может иметь одна коммерческая организация, равняется шести (п. 3 ст. 1473 ГК РФ).

Какие слова нельзя использовать в названии 

Существует ряд слов, которые коммерческая организация не вправе использовать в своем фирменном наименовании.

Во-первых, Гражданский кодекс РФ прямо запрещает включать в фирменное наименование следующие слова (подп. 2 п. 1 ст. 1231.1, п. 4 ст. 1473 ГК РФ).

1. Полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований (например, «Франция», «немецкий» и т. д.).

Так, при рассмотрении одного из споров ФАС Московского округа посчитал, что фирменное наименование «Китай-Город» нарушает требования закона, поскольку слово «Китай» – это краткое наименование иностранного государства Китайская Народная Республика (постановление ФАС Московского округа от 29 августа 2012 г. по делу № А40-20027/12-121-185определением ВАС РФ от 22 октября 2012 г. № ВАС-13130/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Кроме того, нельзя включать в фирменное наименование полные или сокращенные наименования межгосударственных союзов (к примеру, «Содружество Независимых Государств» или «СНГ»). На это указано в пункте 58.4 постановления от 26 марта 2009 г. Пленума Верховного суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

2. Полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (например, «Государственная Дума», «Орловский областной Совет народных депутатов» и т. д.).

3. Полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций (например, «Организация Объединенных Наций», «ОБСЕ» и т. д.).

4. Полные или сокращенные наименования общественных объединений, то есть зарегистрированных в ЕГРЮЛ общественных организаций и общественных движений (подп. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 5, 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

5. Обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

К таким обозначениям суды отнесли, например, следующие наименования:

В обоих случаях суд посчитал, что наименование «вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов и создает организации недопустимые конкурентные преимущества за счет использования слов, вызывающих стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства в деятельности данной организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах».

Во-вторых, коммерческим организациям запрещено включать в фирменные наименования слова, которые должны входить в состав наименования некоторых специализированных некоммерческих организаций. В частности, нельзя использовать в фирменном наименовании следующие слова:

В-третьих, есть слова, которые можно включать в фирменное наименование лишь тогда, когда коммерческая организация ведет специализированную деятельность – банковскую, аудиторскую и т. д.

Например, слова «банк» и «кредитная организация» вправе использовать в фирменном наименовании только те компании, которые получили от Банка России лицензию на осуществление банковских операций (ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», п. 58.5 постановления № 5/29). Слово «клиринг», производные от него слова и сочетания с ним разрешено использовать только клиринговым организациям (ч. 13 ст. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»).

Если же организация не ведет специализированную деятельность, позволяющую использовать в фирменном наименовании те или иные слова, то включать их в наименование запрещено.

«Россия» в названии организации

Коммерческой организации необходимо получить специальное разрешение на то, чтобы использовать в своем фирменном наименовании следующие слова (абз. 8 п. 3 ст. 1473 ГК РФ):

  1. официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия»;
  2. производные от этого наименования слова, в частности:
  • слово «российский» («российская», «российскими» и т. д.). Его относят к производному даже тогда, когда оно сформулировано на иностранном языке, но в русской транскрипции (например, «рашн», «русиш» и т. д.). В то же время слово «русский» производным от наименования «Россия» не является (п. 58.3 постановления № 5/29);
  • сочетание «РФ». Его считают производным независимо от того, в какое именно фирменное наименование оно входит – в полное или в сокращенное.

Исключение составляют государственные унитарные предприятия. В их фирменные наименования можно самостоятельно (без каких-либо разрешений) включать указание на принадлежность предприятия Российской Федерации и (или) ее субъекту (абз. 7 п. 3 ст. 1473 ГК РФ). В остальных случаях коммерческие организации вправе использовать в фирменных наименованиях слово «Россия» и производные слова только с разрешения Минюста России.

Причем получить такое разрешение может далеко не каждая организация. Его выдают в случае, если юридическое лицо имеет хотя бы один из следующих признаков:

  • у организации есть филиалы и (или) представительства на территории более чем половины субъектов РФ;
  • организация считается крупнейшим налогоплательщиком;
  • организация включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара;
  • более 25 процентов голосующих акций АО или более 25 процентов уставного капитала ООО находятся в собственности Российской Федерации;
  • более 25 процентов голосующих акций АО или более 25 процентов уставного капитала ООО находятся в собственности организации, созданной государством на основании специального федерального закона. Такая организация-участник должна содержать в своем наименовании слово «Россия» либо производные от него слова. В свою очередь, АО или ООО вправе использовать это слово (слова) в фирменном наименовании только для того, чтобы указать участника. Например, ООО «Группа компаний "Альфа" при участии Государственной корпорации "Медицинская техника России"».

Такие критерии приведены в пункте 2 Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. № 52.

Если организация соответствует установленным критериям, ее учредителю необходимо представить в Минюст России следующие документы (п. 3 Правил включения слова «Россия»):

  • заявление о намерении включить в фирменное наименование слово «Россия» или производные слова (составляется в свободной форме);
  • копию устава, заверенную либо нотариусом, либо руководителем организации (в последнем случае потребуется предъявить оригинал устава);
  • решение учредителей об обращении в Минюст России;
  • документы о соответствии организации хотя бы одному из критериев, необходимых для включения в фирменное наименование слова «Россия» или производных слов.

В течение 30 дней с момента получения документов Минюст России должен принять одно из решений (п. 5 Правил включения слова «Россия»):

  • издать распоряжение о включении в фирменное наименование организации слова «Россия» или производных слов;
  • направить заявителю мотивированный отказ о включении таких слов.

Если разрешение получено, организация вправе включить в фирменное наименование слово «Россия» или производные слова (п. 6 Правил включения слова «Россия»).

Однако, чтобы зарегистрировать устав с таким наименованием (либо соответствующие изменения в уставе), необходимо оплатить госпошлину за использование включенного слова (п. 5 ст. 333.34 НК РФ). Размер госпошлины составляет 80 тыс. руб. (подп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Иностранные слова в названии организации

Иногда учредители (участники) коммерческой организации хотят включить в ее фирменное наименование то или иное иностранное слово («corporation», «Unternehmen» и т. д.).

Вместе с тем, содержать иностранные слова может только полное и (или) сокращенное фирменное наименование на иностранном языке (если оно есть у организации).

Наименование же на русском языке (как полное, так и сокращенное) может включать в себя не сами иностранные слова, а лишь иноязычные заимствования в русской транскрипции (например, «корпорэйшн», «унтернэмен» и т. д.).

Если коммерческая организация также имеет фирменное наименование на языке одного из народов России, иностранные слова необходимо использовать в транскрипции этого языка (абз. 2 п. 3 ст. 1473 ГК РФ).

Читайте в рекомендации Системы Юрист

Читайте также

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

Обзоры последних изменений

Как поменять адрес, чтобы вас не вычеркнули из ЕГРЮЛ
Работать не по адресу регистрации стало еще опаснее. С 1 сентября налоговые инспекции начали исключать из ЕГРЮЛ действующие компании, у которых в ЕГРЮЛ указан фиктивный адрес.

Срок ликвидации ООО ограничили: изменения с 1 сентября 2017 года
Теперь закончить ликвидацию ООО нужно в течение года. В законе установили крайний срок.

Стало сложнее восстановить срок на обращение в кассацию и надзор Верховного суда
С 31 июля стало сложнее восстановить срок на подачу кассационных и надзорных жалоб в Верховный суд РФ.

В гражданском процессе убрали принцип непрерывности: чем это опасно
Теперь СОЮ будут быстрее рассматривать дела.

Изменения в КоАП РФ в 2017 году
Все поправки в одной таблице.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль