Претензионный порядок урегулирования споров в арбитражном процессе

2905
В арбитражном процессе с 1 июня 2016 года появится обязательный досудебный порядок для исков по гражданским делам.

Обязательный досудебный порядок

См. также

С 1 июня 2016 года появится обязательный досудебный порядок урегулирования спора в арбитражном процессе для исков по гражданским делам.

Теперь иск можно будет предъявить только через 30 календарных дней со дня направления претензии, если иные сроки не установлены в законе или договоре (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Это значит, что до предъявления иска в суд необходимо обратиться к предполагаемому нарушителю с заявлением об удовлетворении своих требований в добровольном порядке – претензией. Если этого не сделать, суд не будет рассматривать иск.

Претензию необходимо направить и в том случае, если само требование к контрагенту возникло до 1 июня 2016 г., а иск компания планирует подать после этого срока.

Такой вывод вытекает из правила о действии процессуального закона во времени: процесс ведется по правилам, которые действуют во время рассмотрения и разрешения спора, совершения отдельных процессуальных действий и исполнения судебных актов (ч. 4 ст. 3 АПК РФ).

Это означает, что начиная с 1 июня 2016 года суды при принятии исковых заявлений будут руководствоваться новыми правилами и станут проверять соблюдение обязательного досудебного порядка разрешения спора.

Претензию нужно направить адресату способом, который позволит зафиксировать:

  • факт направления претензии;
  • факт получения претензии;
  • содержание претензии.

Чтобы соблюсти эти требования, претензию можно направить по почте или с помощью курьерской службы (курьером). Иные способы (факс, электронная почта и др.) не позволяют достоверно подтвердить перечисленные выше обстоятельства, а потому суды к их использованию относятся скептически (кроме случаев, когда контрагент не оспаривает факт получения им претензии).

Как правильно составить претензию

Если у вас возник спор с контрагентом, и есть риск, что этим летом придется обратиться в суд, то уже сейчас надо направить контрагенту претензию в письменной форме. 

Как же составить претензию?

В любой претензии должно быть семь смысловых блоков.

1. Обстоятельства, из которых возникло правоотношение между заявителем претензии и потенциальным нарушителем.

Пример: «ООО "Ромашка" (арендодатель) и ООО "Витязь" (арендатор) 1 июня 2015 года заключили договор аренды сроком на 11 месяцев, по условиям которого арендодатель обязался предоставить арендатору помещение для использования под офис по адресу: ...».

2. Обстоятельства, свидетельствующие о нарушении или об угрозе нарушения прав отправителя претензии.

Пример: «По условиям договора аренды ООО "Витязь" было обязано ежемесячно перечислять ООО "Ромашка" арендную плату в размере 30 000 руб. Однако в период с 1 декабря 2015 года по 1 февраля 2016 года указанное обязательство арендатором не исполнялось, в результате чего у арендатора перед арендодателем возникла задолженность в размере 60 000 руб.».

3. Ссылки на документы, подтверждающие обстоятельства, на которые вы ссылаетесь в обоснование своих требований.

Пример: «Размер задолженности ООО "Витязь" перед ООО "Ромашка" подтвержден актом сверки взаиморасчетов между сторонами договора аренды по состоянию на 10 февраля 2016 года».

4. Ссылки на нормативно-правовые акты и положения договора, которые обосновывают требования заявителя.

Пример: «В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ арендодатель обязан вносить плату за пользование имуществом. В соответствии с пунктом 6.1 договора аренды от 1 июня 2015 года арендатор обязан перечислять арендную плату не позднее 5-го числа текущего (оплачиваемого) месяца. В соответствии с пунктом 9.1 договора в случае просрочки внесения арендной платы арендатор уплачивает неустойку в размере 0,1 процента от размера задолженности за каждый день просрочки».

5. Требование лица, направляющего претензию, и срок его исполнения.

Требование нужно сформулировать четко и ясно, чтобы избежать разночтений. Само требование должно основываться на указанных в претензии фактических обстоятельствах и нормах права.

Пример: «На основании изложенного прошу в срок до 1 октября 2016 года погасить образовавшуюся задолженность по арендной плате в размере 60 000 руб. в полном объеме. В случае невыполнения указанного требования ООО "Ромашка" будет вынуждено обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО "Витязь" задолженности по арендной плате и неустойки за время просрочки».

Если не сформулировать в претензии конкретное требование к своему контрагенту, это может повлечь негативные для заявителя последствия 

Претензия должна обязательно содержать требование заявителя к своему контрагенту урегулировать спор тем способом защиты, который предусмотрен в законе.

Если претензия не содержит требования заявителя к своему контрагенту, то последствия направления такой претензии будут различаться в зависимости от того, предусмотрен ли в законе или в договоре для данного спора обязательный претензионный порядок.

Если такой порядок не предусмотрен, то претензия просто может не достичь того эффекта, которого желал заявитель. Это связано с тем, что контрагент может не понять, чего именно от него хочет заявитель.

Если в законе или договоре предусмотрен обязательный претензионный порядок, то в данном случае он будет не соблюден.

Такая правовая позиция изложена в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2014 г. по делу № А60-48586/2013.

Заявителю, который указывает в претензии срок исполнения своих требований, нужно учитывать два обстоятельства:

  • Срок выполнения требований претензии должен быть разумным. Это означает, что с учетом доставки претензии контрагент должен иметь реальную возможность исполнить претензию в указанный срок и (или) известить заявителя о принятом решении. Как правило, на выполнение требований претензии дают срок до одного месяца.
  • Если претензия предъявлена для того, чтобы соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования спора в арбитражном процессе, то сроки исполнения требований по умолчанию установлены в соответствующих нормативных актах. Так, срок ответа на требование об изменении или о расторжении договора составляет 30 дней, но может быть изменен как в большую, так и в меньшую сторону договором или в самой претензии (п. 2 ст. 452 ГК РФ). А иск в арбитражный суд можно подать только через 30 календарных дней со дня направления претензии, если иные сроки не установлены в законе или договоре (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

6. Расчет взыскиваемой суммы.

Пример: «Расчет суммы задолженности по арендной плате:

  • декабрь 2015 года – 30 000 руб.;
  • январь 2016 года – 30 000 руб.

Итого: 30 000 руб. + 30 000 руб. = 60 000 руб.»

7. Описание прилагаемых к претензии документов.

Пример: «Приложение: копия акта сверки взаиморасчетов по состоянию на 10 февраля 2016 года».

Читайте в рекомендации Системы Юрист

Читайте также

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

Обзоры последних изменений

Как поменять адрес, чтобы вас не вычеркнули из ЕГРЮЛ
Работать не по адресу регистрации стало еще опаснее. С 1 сентября налоговые инспекции начали исключать из ЕГРЮЛ действующие компании, у которых в ЕГРЮЛ указан фиктивный адрес.

Срок ликвидации ООО ограничили: изменения с 1 сентября 2017 года
Теперь закончить ликвидацию ООО нужно в течение года. В законе установили крайний срок.

Стало сложнее восстановить срок на обращение в кассацию и надзор Верховного суда
С 31 июля стало сложнее восстановить срок на подачу кассационных и надзорных жалоб в Верховный суд РФ.

В гражданском процессе убрали принцип непрерывности: чем это опасно
Теперь СОЮ будут быстрее рассматривать дела.

Изменения в КоАП РФ в 2017 году
Все поправки в одной таблице.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль