С 2017 года закон о контрактной системе начнет действовать для унитарных предприятий

2895
В 2017 году закупочная деятельность унитарных предприятий будет происходить по-новому. К чему готовиться участникам размещения заказа?

Контракт с унитарным предприятием

Сейчас унитарные предприятия ведут закупочную деятельность по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).

Но с 1 января 2017 года унитарные предприятия при осуществлении закупок в большинстве случаев будут обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).

Во-первых, из этого правила есть исключения. Унитарные предприятия смогут заключать договоры по старым правилам, если закупки происходят за счет грантов и субсидий, предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов РФ. То же самое касается закупок, осуществляемых в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора иных лиц для выполнения предусмотренных контрактом обязательств.

Во-вторых, переход на новую систему организации закупок привнесет в контракты с унитарными предприятиями те же особенности, которые сейчас существуют в госзакупках в рамках Закона № 44-ФЗ.

См. также

Включение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков

Так, у унитарного предприятия появится дополнительное основание включения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков (далее — Реестр, РНП). Это основание — односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контрактов (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Закон № 223-ФЗ такого основания не предусматривает.

Помимо этого, разница с Законом № 223-ФЗ в том, что Закон № 44-ФЗ предполагает включение в РНП не только сведений о юридическом лице, но и о его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа и о лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа (ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

То есть для участников закупки организация закупок унитарными предприятиями в рамках Закона № 44-ФЗ создает дополнительные риски, связанные с возможной дисквалификацией компании и ее контролирующих лиц от участия в системе государственного заказа.

Оплата услуг исполнителя при отсутствии контракта с унитарным предприятием

Если исполнитель оказывал услуги или поставлял товары унитарному предприятию, не имея госконтракта, он сможет претендовать на оплату выполненных работ только в исключительных случаях, например, ввиду их социальной и общественной значимости, либо же в силу невозможности отказаться от их исполнения.

Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта с унитарным предприятием  

Также на контракты с унитарными предприятиями будут распространяться положения Закона № 44-ФЗ об имущественной ответственности подрядчика за ненадлежащее исполнение условий госконтракта. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Виды и размер ответственности определены Законом № 44-ФЗ, а также постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

При этом данные правила и Закон № 44-ФЗ устанавливают только нижний предел ответственности подрядчика в виде пени — не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России — и не содержат запрета на ее увеличение по соглашению сторон.

Арбитражное соглашение в контракте с унитарным предприятием

Еще одним из последствий перехода унитарных предприятий под действие Закона № 44-ФЗ станет риск невозможности рассмотрения споров по их контрактам в третейских судах.

О недопустимости третейского разбирательства по вытекающим из указанного закона спорам в свое время высказался Президиум ВАС РФ в постановлении от 28.01.2014 № 11535/2013. Так, согласно данной позиции споры по госконтрактам являются неарбитрабельными, а арбитражные соглашения о передаче подобных споров в третейские суды — недействительными.

Связанный с переходом на Закон 44-ФЗ запрет на рассмотрение в третейских судах споров, возникающих из контрактов унитарных предприятий, выглядит спорно по следующей причине.

В ст. 3 Закона № 44-ФЗ указан субъектный состав заказчиков, их цель — осуществление полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, обороны, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. При этом по ст. 2 и ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие — это коммерческая организация, имущество которой формируется, в том числе, за счет доходов от собственной деятельности.

Деятельность такого предприятия не всегда сопряжена с реализацией государственных или муниципальных полномочий и привлечением бюджетных средств, она может быть коммерческой и вестись за счет собственных средств. Поэтому включение унитарным предприятием в условие контракта арбитражного соглашения не должно автоматически приводить к недействительности соглашения. Возможность передачи спора на рассмотрение третейского суда зависит от специфики обстоятельств спора (конечной цели заключения контракта, источниками финансирования и т. д.) или состава участвующих в споре лиц.

Так, покупка канцелярских товаров для собственных нужд и за счет средств унитарного предприятия не содержит какой-либо концентрации общественно значимых публичных элементов, препятствующих рассмотрению спора в третейском суде. А вот если договор заключается в целях исполнения федеральной или региональной целевой программы или финансируется из бюджета, тогда вытекающие из данного договора споры не могут быть предметом третейского разбирательства — вне зависимости от процедуры его заключения.

В целом изменение регламентации закупочной деятельности унитарных предприятий скорее может затруднить хозяйственную деятельность участников подобных отношений и породить еще большее число споров, чем привести к желаемой цели (повышение уровня конкуренции и эффективности расходования денежных средств).

По материалам публикации в журнале «Арбитражная практика для юристов»

Читайте на тему

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль