Продавец не всегда может требовать от производителя бракованной продукции возмещения убытков

11483
Наша компания (продавец розничной торговли) продала физлицу товар, который оказался некачественным. Покупатель потребовал расторжения договора купли-продажи и возврата оплаченных денежных средств. Как установила судебная экспертиза, недостатки товара связаны с заводским браком. Наша компания уже исполнила судебное решение о возврате денежных средств покупателю. Можем ли мы потребовать от производителя возмещения ущерба в порядке регресса?

Наша компания (продавец розничной торговли) продала физлицу товар, который оказался некачественным. Покупатель потребовал расторжения договора купли-продажи и возврата оплаченных денежных средств.

Как установила судебная экспертиза, недостатки товара связаны с заводским браком. Наша компания уже исполнила судебное решение о возврате денежных средств покупателю. Можем ли мы потребовать от производителя возмещения ущерба в порядке регресса? (cпрашивает Ирина Рютина, юрист, г. Кемерово)

Мнением поделился Виталий Нефедов, директор по правовым вопросам ГК «Связной»

Взыскать с изготовителя убытки, связанные с выплатой денежных средств потребителю, можно, только если он поставил этот товар вашей компании, которая впоследствии продала его потребителю.
При сетевой поставке товар обычно проходит по цепочке «изготовитель — поставщик — продавец — конечный покупатель». В таком случае компания не может обращаться с регрессным требованием к изготовителю. Несмотря на то что потребитель вправе выбрать, кому предъявить требования — изготовителю или продавцу (п. 2, 3 ст. 18 закона от 07.02.92 № 2300−1 «О защите прав потребителей», далее — закон № 23001), у самого продавца такого права нет, и предъявление регрессного иска к изготовителю суды считают неверно избранным способом защиты (постановления Президиума ВАС РФ от 22.06.99 № 612/99, ФАС Уральского округа от 26.07.10 по делу № А71−15728/2009Г13, Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.11 по делу № А40−121698/10−62−1091). Продавец вправе предъявить иск, связанный с браком товара, только своему поставщику — лицу, с которым заключен договор (ст. 518 ГК РФ).

Но и с поставщика взыскать убытки не так просто: нужно доказать, что они возникли именно по его вине. Суды часто указывают, что истец не представил доказательства поставки товара ненадлежащего качества (например, товар принят без замечаний). К тому же арбитражные суды не принимают решения судов общей юрисдикции как имеющие преюдициальное значение, так как споры рассматривались по иску потребителей в соответствии с нормами закона № 2300−1 (определение ВАС РФ от 12.04.11 № ВАС-3902/11, постановление ФАС Поволжского округа от 26.06.12 по делу № А72−6888/2011), а отношения между изготовителем (поставщиком) и компанией-продавцом регулируются нормами договорного права. Заключение экспертизы, проведенной в рамках гражданского спора, суд может не принять, так как оно не подтверждает поставку товара с недостатками (постановление ФАС Поволжского округа от 18.07.11 по делу № А55−4041/2010).
Даже если суд признает требование обоснованным, в регрессном порядке продавцу могут быть возмещены не все убытки. Так, не возмещаются убытки, возникшие в связи с невыполнением требований закона № 2300−1: неустойки, судебные расходы, штрафы, выплаченные потребителю (постановление ФАС Поволжского округа от 26.06.12 по делу № А72−6888/2011). В отношениях с потребителем продавец не возмещает вред, причиненный поставщиком, а является самостоятельным субъектом ответственности, поэтому положения о регрессе применить невозможно (определение ВАС РФ от 12.04.11 № ВАС-3902/11).

Для минимизации риска продавцу розничной торговли в договорах поставки лучше прямо прописывать обязанности поставщика по возмещению сумм, выплаченных покупателям при обнаружении брака, а также включать положения об ответственности за нарушение условий по качеству товара.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль