Изготовление упаковки с чужим товарным знаком может повлечь за собой ответственность

3040
Компания производит упаковочную продукцию с нанесением изображения чужого товарного знака в соответствии с дизайном, предоставленным заказчиком. Существуют ли риски для изготовителя упаковки, если заказчик не является правообладателем этого товарного знака? Если да, то можно ли избежать этих рисков, включив в договор с заказчиком пункт о том, что заказчик принимает на себя ответственность по всем требованиям третьих лиц, вытекающих из неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности, в том числе по предъявленным производителю упаковки?

Компания производит упаковочную продукцию с нанесением изображения чужого товарного знака в соответствии с дизайном, предоставленным заказчиком. Существуют ли риски для изготовителя упаковки, если заказчик не является правообладателем этого товарного знака? Если да, то можно ли избежать этих рисков, включив в договор с заказчиком пункт о том, что заказчик принимает на себя ответственность по всем требованиям третьих лиц, вытекающих из неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности, в том числе по предъявленным производителю упаковки? (cпрашивает Светлана Садыхова, юрист, г. Пятигорск)

Мнением делится Владимир Рыбин, патентный поверенный:

Да, изготовитель с высокой степенью вероятности рискует быть признанным нарушителем. В соответствии с пунктом 1 статьи 1515 Гражданского кодекса контрафактом являются не только товары, но и этикетки, а также упаковки товаров, на которых незаконно (то есть без разрешения правообладателя) размещен товарный знак или сходное с ним обозначение. Даже если товарный знак зарегистрирован для конкретного вида продукции, а некое лицо изготавливает лишь упаковку (тару) для такой продукции и незаконно размещает на упаковке товарный знак, такое лицо является нарушителем права на товарный знак. То обстоятельство, что товарный знак не зарегистрирован в отношении конкретно «упаковки», не препятствует правообладателю знака предъявлять иски к производителю тары. Именно такую позицию выразил Президиум ВАС РФ в постановлении от 10.03.09 № 14962/08, признав законными требования владельца товарного знака, зарегистрированного только для товаров «ликеро-водочные изделия», к производителю тары (бутылок). Тот факт, что производитель тары выполнял заказ третьего лица и реализовывал последнему только саму тару, не осуществляя розлив ликеро-водочной продукции, не освободил его от ответственности.

Нельзя рассчитывать на то, что, согласно предлагаемому в вопросе условию договора, компания — производитель упаковки будет полностью освобождена от ответственности и субъектом ответственности станет только заказчик. Такое условие не будет иметь юридической силы, так как основания для ответственности производителя упаковки в данном случае предусмотрены императивными нормами Гражданского кодекса .

Но можно предусмотреть конкретные виды ответственности заказчика на случай, если к производителю упаковки будут предъявлены претензии в связи с нарушением прав на товарный знак. Например, можно установить обязанность заказчика компенсировать производителю упаковки денежные требования третьих лиц, удовлетворенные судом, судебные расходы, включая госпошлину и расходы на представителя, а также дополнительные расходы, необходимые для исполнения судебного решения, возместить убытки, причиненные признанием упаковки контрафактной (не стоит забывать, что правообладатель может потребовать уничтожения контрафактной продукции за счет нарушителя — ч. 4, 5 ст. 1252 ГК РФ).

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль