Отказ забирать некачественный товар надо заявлять письменно

4119
Мы заключили договор поставки рекламных футболок на условиях самовывоза. Узнав о готовности товара, наш менеджер прибыл на склад и при осмотре товара обнаружил, что футболки с серьезным браком. Забирать товар он не стал, акт приемки тоже не подписал. Просто договорился, чтобы для нас изготовили нормальную партию. Но вместо этого поставщик подал в суд иск о взыскании оплаты за ту самую бракованную партию, которую мы не забрали. У поставщика есть шансы на выигрыш?

Мы заключили договор поставки рекламных футболок на условиях самовывоза. Узнав о готовности товара, наш менеджер прибыл на склад и при осмотре товара обнаружил, что футболки с серьезным браком. Забирать товар он не стал, акт приемки тоже не подписал. Просто договорился, чтобы для нас изготовили нормальную партию. Но вместо этого поставщик подал в суд иск о взыскании оплаты за ту самую бракованную партию, которую мы не забрали. У поставщика есть шансы на выигрыш? (Спрашивает Антон Лидов, г. Москва)

Мнением делится Максим Телегин, юрист ООО «Юрекс ЛТД»:

К сожалению, есть, если он может доказать, что вы получили его уведомление о готовности товара. Если договором поставки предусмотрена выборка (самовывоз) товаров, то у покупателя есть обязанность забрать товар в срок, установленный договором, а если он не установлен — в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товара. Если покупатель эту обязанность не выполнил, то поставщик может по своему выбору отказаться от договора или потребовать оплаты товара, несмотря на то, что покупатель его не забрал (п. 2 ст. 515 ГК РФ). Поэтому поставщику для требования оплаты товара достаточно предъявить доказательства получения вашей компанией письменного уведомления о готовности товара.
Согласно пункту 1 статьи 515 Гражданского кодекса в случае выборки покупатель обязан осмотреть товары в месте их передачи. Однако в статьях Гражданского кодекса, посвященных выборке товара, не сказано, как должен поступить покупатель, если в ходе такого осмотра он обнаружит в товаре недостатки. Следовательно, действует общее правило о том, что покупатель вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 Гражданского кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества (п. 1 ст. 518 ГК РФ). То есть покупатель, обнаружив недостатки товара, должен заявить об этом поставщику и предъявить свои требования — например, об отказе от договора (п. 2 ст. 475 ГК РФ). Если покупатель не заявил о недостатках товара, то его отказ от принятия товаров считается необоснованным.
В вашем случае менеджер заявил о недостатках устно, поэтому нет возможности доказать этот факт, равно как и то, что поставщик согласился заменить товар. Учитывая, что и акт приемки товара ваш менеджер не подписал (даже не сделал запись о том, что он отказывается от приемки в связи с недостатками товара), у вас нет никаких доказательств того, что вы вообще приезжали за товаром. Устные показания менеджера суд в качестве доказательств не примет, и в глазах суда вся ситуация, скорее всего, будет выглядеть так, как будто вы, получив уведомление о готовности товара, просто не выполнили свою обязанность забрать его (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.01.07 по делу № А05−5499/2006−24).
Но ситуация в вашу пользу, если поставщик со своей стороны тоже не может подтвердить, что вы получили его уведомление о готовности товара. Например, он сообщил по телефону или отправил письмо электронной почтой или факсом при том, что договор не предусматривает обязательную силу такой переписки. В таком случае у поставщика нет оснований для требования оплаты товара, и суд ему откажет (постановления Федеральных арбитражных судов Волго-Вятского округа от 21.07.04 по делу № А43−15491/2003−4-503, Северо-Кавказского округа от 09.01.08 по делу № А25−793/2007−6).
 

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль