Дилера можно ограничивать в максимальной стоимости перепродажи товара

5211
Наша компания производит товар. Мы планируем продавать товар через дилеров, включая в дилерские договоры два условия. Первое — что покупатель (дилер) вправе перепродавать товар третьим лицам по стоимости, не превышающей рекомендованные розничные цены более чем на 15 процентов. Второе — о том, что покупатель (дилер) предоставляет скидку своим клиентам (покупателям) в размере, не превышающем 25 процентов от розничной цены товара. Будет ли включение таких условий в договор нарушением антимонопольного законодательства?

Наша компания производит товар. Мы планируем продавать товар через дилеров, включая в дилерские договоры два условия. Первое — что покупатель (дилер) вправе перепродавать товар третьим лицам по стоимости, не превышающей рекомендованные розничные цены более чем на 15 процентов. Второе — о том, что покупатель (дилер) предоставляет скидку своим клиентам (покупателям) в размере, не превышающем 25 процентов от розничной цены товара. Будет ли включение таких условий в договор нарушением антимонопольного законодательства? (cпрашивает Юлия Смирнова, г. Санкт-Петербург)

Мнением поделился Сергей Карлов, к.ю.н, директор Агентства антимонопольной практики:

Первое условие договора допустимо, а второе нет: оно нарушает антимонопольное законодательство.
Включение условий о максимальных ценах перепродажи и предельных скидках влияет на возможности дилеров самостоятельно формировать свои цены. Дилерский договор с точки зрения антимонопольного законодательства является «вертикальным» соглашением (п. 19 ст. 4 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее — закон № 135-ФЗ). Закон допускает заключение «вертикальных» соглашений, которые являются договорами коммерческой концессии, а также между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20 процентов (ст. 12 закона № 135-ФЗ).

Дилерский договор не может являться договором коммерческой концессии в чистом виде, а наличие в предмете «вертикального» соглашения элемента любого другого вида договоров влечет за собой невозможность признания его допустимым. Расчет долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28.04.10 № 220). Компания вправе представить доказательства допустимости соглашения (ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции), в том числе доказывать, что ее доля на товарном рынке меньше 20 процентов.

Если же доля каждой из сторон дилерского договора на товарном рынке превышает 20 процентов, будут действовать два запрета (ч. 2 ст. 11 закона № 135-ФЗ). Один касается случаев, когда в договоре предусмотрено обязательство дилера не продавать товар конкурента продавца. Второй запрещает соглашения, которые приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, когда продавец устанавливает максимальную цену перепродажи. Условие об обязанности перепродавать товар третьим лицам по стоимости, не превышающей розничные цены более чем на 15 процентов, как раз является исключением из нормативного запрета. Установление максимальных цен перепродажи легализовано недавно (Федеральный закон от 06.12.11 № 401-ФЗ «О внесении изменений <…>"), поэтому практика еще не сложилась.

Второе условие — о предельном размере скидок, не превышающем 25 процентов от розничной цены, — может быть расценено как влияющее на установление цен перепродажи. На практике установление цен перепродажи признается нарушением антимонопольного законодательства (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.11 по делу № А40−111284/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.05.11 по делу № А19−16455/10). Причем факт установления цены перепродажи сам по себе является нарушением, антимонопольному органу не нужно доказывать, что договор ограничивает конкуренцию.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль