Самые частые конфликты с экспедитором. Как их исключить еще при заключении договора

1489
Доверяя свой груз экспедитору, отправитель надеется избавиться от проблем, связанных с доставкой. Однако заключая договор об оказании экспедиторских услуг, отправитель не может полностью освободить себя от всех рисков, возникающих при перевозке. Эти опасности возникают даже в том случае, если экспедитор добросовестно исполняет свои обязанности. Единственный способ свести их к минимуму – с особой тщательностью оформить все документы, связанные с передачей груза.

Доверяя свой груз экспедитору, отправитель надеется избавиться от проблем, связанных с доставкой. Однако заключая договор об оказании экспедиторских услуг, отправитель не может полностью освободить себя от всех рисков, возникающих при перевозке. Эти опасности возникают даже в том случае, если экспедитор добросовестно исполняет свои обязанности. Единственный способ свести их к минимуму — с особой тщательностью оформить все документы, связанные с передачей груза.

Основная причина разногласий — многообразие документов

Наибольшее количество рисков возникает из-за неправильного оформления документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции. Эти документы являются неотъемлемой частью договора.

По общему правилу экспедиторскими документами являются поручение экспедитору, а также экспедиторская и складская расписки (приказ Минтранса России от 11.02.08 № 23). Но в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, стороны могут договориться о возможности других использования экспедиторских документов (п. 5, 6 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства Р. Ф. от 08.09.06 № 554). В связи с этим экспедиторские компании при оформлении приемки груза к перевозке оформляют достаточно «разнокалиберные» документы. У кого-то это транспортная накладная, у кого-то — курьерская расписка и т. д. Клиенту нужно быть очень внимательным при оформлении этого документа: правильно указывать реквизиты и адрес получателя, краткое описание содержимого отправления, количество мест, вес и т. д., иначе впоследствии невозможно будет доказать причинение ущерба экспедитором.

В связи с большим многообразием документов, которые экспедиторы используют в своей деятельности, иногда возникают разногласия по поводу того, был ли вообще заключен договор экспедиции. Например, арбитражные суды различных инстанций выносили прямо противоположные решения по поводу того, можно ли считать доказательством заключения договора экспедиции заявку компании, которая является постоянным клиентом экспедитора. В конце концов, Федеральный арбитражный суд Московского округа решил, что эта заявка не содержала существенных условий договора (постановление от 03.07.08 № КГ-А41/4355−08).

Документы должны быть составлены таким образом, чтобы можно было установить вид оказываемых услуг и предмет договора (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.09.07 № Ф04−6662/2007 (38570-А27−10)). Особенно важную роль играет точное определение имущества, которое передаются экспедитору для перевозки. Так, определением Высшего арбитражного суда от 20.02.08 № 1321/08 установлено, что указание в накладной на наименование груза — «оборудование» не позволило сделать однозначный вывод о том, что к перевозке была предъявлена именно видеокамера. Из-за этого суд не принял представленные истцом документы, подтверждающие стоимость видеокамеры, в качестве доказательств стоимости переданного к перевозке груза.

Экономия на объявлении ценности груза может обернуться убытками

Пределы ответственности экспедитора установлены статьей 13 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.03 № 87-ФЗ. Он несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или порчу груза после с момента принятия и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу. За утрату или недостачу груза, принятого с объявлением ценности, экспедитор отвечает в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза. За утрату или недостачу груза, принятого без объявления ценности, ответственность ограничивается размером действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части. Таким образом, клиенту предоставляется возможность на его усмотрение объявлять или не объявлять ценность груза. Если клиент не будет ее объявлять, то действительная стоимость груза устанавливается исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи или в счете продавца. При отсутствии в договоре (счете) соответствующих указаний, действительная стоимость устанавливается исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в месте, где груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения требования или в день принятия решения суда.

Так как за объявленную ценность экспедиторы взимают отдельный сбор, некоторые клиенты, пытаясь сэкономить и ценность не объявляют. Но в результате они могут лишиться возможности взыскать реальный ущерб, если у них отсутствуют документы, подтверждающие стоимость утраченного груза. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.12.04 № А40/11266−04 сказано, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска, поскольку истцом не доказан размер причиненного ущерба, вызванного утратой груза, переданного экспедитору к перевозке без объявления их ценности. Конечно, клиент, не объявивший ценность груза, сохраняет право требовать возмещения его действительной стоимости (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.09.07 № А56−51847/2005). Но в таком случае ему придется доказывать эту действительную стоимость: приглашать специалистов для составления акта оценки повреждения, заказывать экспертное заключение. И даже если клиент вооружится заключением эксперта, не факт, что экспедитор согласится с приведенным в этом документе расчетом действительной стоимости. Поэтому, если цена груза не объявлена, гораздо больше вероятность того, что проблему придется решать в суде.

Есть и еще одно обстоятельство, которое говорит в пользу того, чтобы объявлять цену груза. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ст. 803 ГК РФ). Это утверждение хорошо видно на примере ситуации, когда перевозка осуществляется по воздуху. Если утрата груза произошла после того, как экспедитор передал груз авиаперевозчику, то экспедитор будет отвечать перед клиентом за утрату груза так же, как и авиаперевозчик — не более чем в размере 600 рублей за килограмм веса груза (ст. 119 Воздушного кодекса). Так что при экономии на объявлении ценности груза экспедиторские услуги могут в итоге обойтись гораздо дороже.

Условие об упаковке суд может истолковать в пользу клиента

Как правило, экспедиторы указывают в своих типовых договорах, что в обязанности клиента входит сдача экспедитору груза в упаковке, обеспечивающей его целостность и сохранность при транспортировке. Также обычно стороны прописывают, что экспедитор не несет ответственность за порчу груза, который доставлен получателю в исправной упаковке. По данной категории споров в большинстве случаев судебная практика идет по пути защиты интересов экспедитора.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. По договору транспортной экспедиции клиент был обязан сдать груз экспедитору в упаковке, которая обеспечивала бы его сохранность. Между тем, груз был сдан без упаковки. Как следствие, в процессе перевозки он был поврежден. Суды отказали клиенту во взыскании убытков. При этом кассационная инстанция сослалась на то, что клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях перевозки (п. 1 ст. 804 ГК РФ, ст. 5, 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Суд решил, что данную обязанность клиент не выполнил. Следовательно, повреждения произошли вследствие обстоятельств, устранение которых от экспедитора не зависело (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.03.08 № КГ-А40/14756−07).

Тем не менее, экспедиторы иногда включают в свои договоры положения, которые суд может истолковать в пользу клиента. Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа решил, что экспедитор должен отвечать за несохранность груза, который, по утверждению экспедитора, был ему передан в ненадлежащей таре. Суд, в частности, обратил внимание на то, что в договоре с клиентом было сказано: «в соответствии с имеющимися требованиями исполнителем может быть осуществлено укрепление тары». Кроме того, договором экспедитору было предоставлено право оказывать в интересах заказчика услуги, хотя и не предусмотренные договором, но направленные на выполнение обязательств экспедитора. Следовательно, экспедитор не принял все меры, которые мог и должен был предпринять для предотвращения повреждения груза (постановление от 28.08.07 № А10−5828/06-Ф02−5796/07). Но, конечно, экспедиторы не всегда устанавливают в договорах такие «удобные» для клиентов условия. Так что обязанностями по упаковке груза клиентам пренебрегать не стоит.

Помимо точного исполнения обязанности по упаковке груза, экспедитору необходимо сообщать в письменном виде (например, в поручении или в экспедиторской расписке) об особых условиях транспортировки: температуре, влажности и т. д.

Предъявляя претензию, главное — не ошибиться со сроками для обращения в суд

На экспедитора можно подать в суд, только если тот откажется удовлетворить претензию, направленную в порядке досудебного урегулирования (ст. 12 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Право на предъявление претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

При направлении претензии клиент (иное лицо, имеющее право на предъявление претензии) должен соблюсти два пресекательных срока. С одной стороны, претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев. С другой стороны, для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, установлен сокращенный срок исковой давности — один год. Истечение годичного срока исковой давности (если о его применении заявит ответчик), является основанием к вынесению решения об отказе в иске к экспедитору (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.09.06 № КГ-А40/8289−06). Может возникнуть такая ситуация, когда клиент обращается с иском в суд в пределах этого годичного срока (например, через 8 месяцев), но не имея на руках доказательств предъявления претензии. Такое может произойти, например, если клиент направил претензию в пределах шестимесячного срока обычным письмом без уведомления о вручении. В этом случае исковое заявление будет возвращено истцу в связи с несоблюдением претензионного урегулирования. Вновь обратиться в суд истец может только после устранения этого нарушения. Истец, спохватившись, направляет экспедитору претензию (на этот раз «по всей форме» — заказным письмом с уведомлением). Но это произойдет уже за пределами шестимесячного срока, отведенного на ее предъявление. Экспедитор, может воспользоваться данным формальным основанием и отказать клиенту в удовлетворении претензии. Получается, что клиент, несмотря на то, что срок исковой давности предъявления иска еще не истек, фактически иск предъявить не сможет — не соблюден досудебный порядок урегулирования споров.

Правда, экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного шестимесячного срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной. Но он, конечно, вряд ли он это сделает.

Заявлять о недостаче лучше в момент приемки груза

Нередко проблемы с возмещением стоимости поврежденного или утраченного груза возникают из-за «забывчивости» получателя, который вовремя не сообщил экспедитору о повреждении или утрате. Между тем, если во время выдачи груза получатель или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора письменно о данном обстоятельстве и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, что они получили груз неповрежденным (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.06.03 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Теоретически получатель может опровергнуть данную презумпцию в суде. Но на практике сделать это будет очень сложно.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. Клиент предъявил к экспедитору иск о возмещении убытков в связи с недостачей перевозимого груза. Однако суды в иске отказали. Кассационная инстанция указала, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления ответчику уведомления о недостаче груза во время его выдачи. Клиенту не помогло даже то, что недостача была отражена в актах комиссионной приемки продукции по количеству, составленных с участием перевозчика, и коммерческих актах (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.04.07 № КГ-А40/2534−07).

Но если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, экспедитора надо уведомить не позднее тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления (п. 6 Информационного письма Высшего арбитражного суда от 05.08.03 № С5−7/УЗ-886 «О Федеральном законе «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Ираида Доброчинская, юрист транспортно-логистической компании «ФРЕЙТ-ЛИНК»
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией
      Рассылка

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      
      • Мы в соцсетях
      Внимание! Вы находитесь на сайте для юристов

      Вы точно юрист? Предлагаем сделку!
      Пройдите быструю регистрацию, а мы обеспечим вас увлекательным юридическим чтением.
      Регистрация займет минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль