Новый закон о контрактной системе. Что принципиально поменяется в работе с госзаказчиками

423
У участников госзакупок появятся новые обязанности (например, в определенных случаях придется раскрывать своих выгодоприобретателей). Также для компаний предусмотрены более строгие требования: например, нельзя будет участвовать в закупках не только если сама компания находится в реестре недобросовестных поставщиков, но и если в этом реестре числятся сведения о ее учредителях, членах правления или руководителе.

Основной вопрос: что поменяется для компаний, участвующих в госзакупках, в связи с появлением нового закона о госзакупках?

Решение: у участников госзакупок появятся новые обязанности (например, в определенных случаях придется раскрывать своих выгодоприобретателей). Также для компаний предусмотрены более строгие требования: например, нельзя будет участвовать в закупках не только если сама компания находится в реестре недобросовестных поставщиков, но и если в этом реестре числятся сведения о ее учредителях, членах правления или руководителе.

Новый закон о контрактной системе. Что принципиально поменяется в работе с госзаказчиками
Юлия Тормагова, руководитель Коммерческой группы юридической фирмы VEGAS LEX

Весной этого года был принят Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 44-ФЗ). Новый закон полностью заменит Федеральный закон от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 94-ФЗ), который с 2014 года перестанет действовать. Таким образом, уже с 01.01.14 работа с госзакупками кардинально изменится. Правда, не все положения закона № 44-ФЗ вступят в силу сразу. В полном объеме он заработает только к 2017 году. Но если компания постоянно работает с госзаказом, то подготовиться к новым правилам нужно уже сейчас. Ведь изменится не только сама процедура госзакупок, но и требования к компаниям — участникам закупок.

Единая информационная система госзакупок

Закон № 44-ФЗ предусматривает создание единой информационной системы, обобщающей всю публичную информацию о госзакупках (п. 9 ст. 3, ч. 3 ст. 4 закона № 44-ФЗ). По сути, речь идет о создании единой системы, включающей интернет-портал, аналогичный существующему сейчас сайту госзакупок www.zakupki.gov.ru. На нем будут опубликованы в открытом доступе планы закупок, планы-графики, информация о реализации этих планов, об исполнении контрактов, библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов, результаты мониторинга закупок, аудита, а также контроля в сфере закупок, отчеты заказчиков, каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и другая информация. Также будут размещены все реестры: реестр контрактов, заключенных заказчиками, реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), реестр банковских гарантий, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний (ч. 3 ст. 4 закона № 44-ФЗ). Порядок функционирования и требования к единой информационной системе в дальнейшем разработает Правительство Р. Ф. (ч. 2 ст. 4 закона № 44-ФЗ). До этого момента вся обязательная информация будет, как и прежде, размещаться на сайте госзакупок www.zakupki.gov.ru (ч. 5 ст. 112 закона № 44-ФЗ).

При этом закон № 44-ФЗ прямо относит к сфере госзаказа не только поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, но и приобретение недвижимого имущества или аренду имущества. Напомним, сейчас в законе № 94-ФЗ вопрос о заключении госконтрактов на приобретение и аренду недвижимости не урегулирован, поэтому суды считают, что эти сделки не подпадают под его действие (постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.12 № 5128/12).

Планирование госзакупок

Положения о планировании госзакупок вступят в силу только с 1 января 2015 года. А правило о том, что не могут быть осуществлены закупки, не предусмотренные планами-графиками, начнет применяться только с 2016 года (ч. 2, 3 ст. 114 закона № 44-ФЗ).

Новый закон более подробно регулирует этап планирования закупок. Сейчас в действующем законе № 94-ФЗ содержится обязанность госзаказчиков составлять только планы-графики на каждый год (ч. 5.1 ст. 16 закона № 94-ФЗ). Но в законе № 44-ФЗ предусмотрено два этапа планирования: утверждение заказчиком не только планов-графиков, но и планов закупок (ст. 16 закона № 44-ФЗ). Планы закупок должны быть утверждены на срок действия соответствующего закона о бюджете. Сейчас, согласно Федеральному закону от 03.12.12 № 216ФЗ, бюджет утвержден на 2013−2015 годы. То есть если бюджет по-прежнему будут утверждать на три года, то и планы закупок госзаказчики будут составлять на трехлетний период. А уже на основании этих планов закупок должны быть сформированы планы-графики — как и раньше, на каждый год (ч. 4 ст. 17, ч. 10 ст. 21 закона № 44ФЗ). Оба документа являются публичными, поэтому заказчик обязан размещать их в единой информационной системе в общем доступе (ч. 3 ст. 4 закона № 44-ФЗ). Компаниям это нововведение пойдет только на пользу: планирование закупок позволит узнать заранее, какие товары и в каком объеме будут закупаться в плановый трехлетний период. Это даст возможность развивать производство в определенном направлении и рассчитывать на конкретный рынок сбыта.

Обоснование закупок. На этапе планирования закон № 44-ФЗ обязывает заказчиков обосновывать закупки. Так, в плане закупок должно быть обосновано, как объект закупки послужит достижению поставленных целей закупок и насколько он соответствует требованиям к закупаемым товарам (услугам, работам) и нормативным затратам на обеспечение функций госзаказчиков. А в плане-графике должны быть обоснованы начальная (максимальная) цена контракта (или цена контракта с единственным поставщиком) и способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), включая требования к участникам. Это предусмотрено в частях 2, 3 статьи 18 закона № 44-ФЗ. Более подробный порядок обоснования и его форма еще будут утверждены Правительством Р. Ф. (ч. 7 ст. 18 закона № 44ФЗ). Причем обоснованность осуществления закупок будут проверять различные органы в рамках мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок (ч. 4 ст. 18 закона № 44-ФЗ). Мониторинг будет осуществлять Минэкономразвития России, органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы, местная администрация (ч. 10 ст. 97 закона № 44-ФЗ, п. 1 постановления Правительства Р. Ф.от 26.08.13 № 728). Аудит будет в ведении Счетной палаты, контрольно-счетных органов субъектов РФ или муниципальных образований (ч. 2 ст. 98 закона № 44-ФЗ). А контролировать закупки будут ФАС России, Казначейство Р. Ф. и другие органы (ст. 99 закона № 44-ФЗ).

Если закупка будет признана необоснованной, то пострадает не только госзаказчик, который будет привлечен к административной ответственности и получит предписание об устранении нарушения, но и участник закупки — он лишится заказа, на который претендовал (ч. 6 ст. 18 закона № 44-ФЗ).

Нормирование закупок. Еще одно нововведение закона № 44-ФЗ, связанное с планированием закупок, касается их нормирования. Цель — соблюдение баланса цены и качества продукции при расходовании бюджетных средств, а также исключение из сферы закупок предметов роскоши.

Нормирование будет регулироваться целым пластом нормативно-правовых актов. Во-первых, Правительство Р. Ф. должно установить общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию этих актов и обеспечению их исполнения, а также общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены) и нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков (ч. 3 ст. 19 закона № 44-ФЗ).

Во-вторых, на основании этих общих требований Правительство Р. Ф., а также высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации утвердят более подробные требования о нормировании (ч. 4 ст. 19 закона № 44-ФЗ). Отдельные требования также смогут установить государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», муниципальные органы — эти требования будут касаться товаров, закупаемых ими или подведомственными им организациями (ч. 5 ст. 19 закона № 44-ФЗ).

Общественное обсуждение. Для отдельных случаев закон № 44-ФЗ предусматривает еще один особенный, обязательный этап планирования закупок. В случаях, которые будут предусмотрены Правительством Р. Ф., а также законодательством субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами, будут проводиться публичные обсуждения закупок. По результатам таких обсуждений планы закупки, планы-графики или закупочная документация могут быть изменены либо закупка вовсе будет отменена (ст. 20 закона № 44-ФЗ). Правда, эти положения об общественном обсуждении вступят в силу только с 2016 года (ч. 3 ст. 116 закона № 44-ФЗ).

Участие в госзакупках

Сама процедура участия в закупках в целом будет выглядеть, как и сейчас. Изменения в основном направлены на исключение участия недобросовестных поставщиков.

Способы осуществления закупки. В законе № 44-ФЗ расширено количество способов размещения заказа. По-прежнему предусмотрены открытый и закрытый конкурсы, электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, размещение у единственного поставщика. Наряду с ними предусмотрены новые способы — конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, запрос предложений (ст. 24 закона № 44-ФЗ). Перечень возможных процедур расширен таким образом, чтобы в зависимости от предмета закупки заказчик мог определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников.

Требования к участникам закупок.Статьей 31 закона № 44-ФЗ установлены общие требования к участникам закупки. В целом они схожи с требованиями, предъявляемыми действующим законом № 94-ФЗ, однако введены и некоторые изменения. Например, новым является требование об отсутствии у руководителя компании — участника закупки судимости за совершение экономических преступлений. Также компании не смогут участвовать в закупках не только если они сами были включены в реестр недобросовестных поставщиков, но также если в этот реестр включена информация об их учредителях, членах коллегиального исполнительного органа и единоличном исполнительном органе. А это грозит тем, что участники компании, которая попала в реестр недобросовестных поставщиков, уже не смогут, как раньше, зарегистрировать на себя новую компанию и снова участвовать в госзакупках. Кроме того, дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ и услуг может установить Правительство Р. Ф. В частности, могут быть установлены требования к опыту работы в определенной сфере или к наличию определенного количества работников нужной квалификации.

Обеспечение исполнения контракта.Закон № 44-ФЗ ввел так называемые антидемпинговые меры, которые призваны защитить госзаказчиков от некачественного исполнения контрактов по специально заниженным ценам. Речь идет о повышенном обеспечении контракта в отношении участников конкурсов и аукционов (ст. 37 закона № 44-ФЗ). Так, если цена контракта составляет менее 15 млн рублей и участником закупки предложена цена на 25 процентов ниже начальной, такой участник обязан либо предоставить обеспечение исполнения контракта в полтора раза больше установленного, либо доказать свою добросовестность. Подтвердить добросовестность поможет информация из реестра контрактов, если в ней будет указано, что компания за период не менее одного года исполнила три госконтракта (и все они были исполнены без неустоек) либо четыре контракта и более (при этом не менее чем 75 процентов контрактов должно быть исполнено без неустоек). Причем цена одного из исполненных контрактов должна составлять не менее 20 процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в этот раз (ч. 2, 3 ст. 37 закона № 44-ФЗ).

Если же при аналогичных обстоятельствах цена госконтракта превышает 15 млн рублей, то участник закупки обязан предоставить полуторакратное обеспечение исполнения контракта без каких-либо альтернатив (ч. 1 ст. 37 закона № 44-ФЗ).

Nota bene!

В реестр недобросовестных поставщиков будут включаться сведения не только о компании — недобросовестном поставщике, но и фамилии, имена, отчества всех ее учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа (ст. 104 закона № 44-ФЗ).

Меняется также порядок обеспечения исполнения госконтрактов. В отличие от закона № 94-ФЗ требование об обеспечении исполнения контракта теперь обязательно должно содержаться в закупочной документации (в извещении о закупке и в документации о закупке) при любом способе закупки. Исключение составляют только отдельные виды контрактов, заключаемых по результатам осуществления закупки у единственного поставщика, где установление обеспечения является только правом заказчика, но не обязанностью (ч. 1, 2 ст. 96 закона № 44-ФЗ).

Раскрытие информации. В контракте должна быть установлена новая обязанность участника закупки — раскрыть информацию о выгодоприобретателях и органах управления компании (как единоличных, так и коллегиальных). Это касается случая, когда начальная цена закупки превышает порог, определенный Правительством Р. Ф.: 1 млрд рублей для федеральных закупок и 100 млн рублей для закупок субъектов РФ, а также муниципальных образований (постановление Правительства Р. Ф.от 04.09.13 № 775). За непредоставление такой информации в срок контракт должен предусматривать ответственность в виде пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка от цены контракта за каждый день просрочки раскрытия информации (ч. 19, 20 ст. 34 закона № 44-ФЗ). При этом под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 процентами голосующих акций общества либо долей, превышающей 10 процентов в уставном капитале общества (ч. 19 ст. 34 закона № 44-ФЗ).

Если на основании предоставленной информации будет выявлено, что какое-либо из этих лиц (выгодоприобретателей или директоров компании) состоит в родственных связях с представителями заказчика (с руководителем, членом комиссии, контрактным управляющим) и имеет личную заинтересованность в реализации контракта, то такой контракт может быть признан недействительным в судебном порядке (ч. 22 ст. 34 закона № 44-ФЗ). Такой иск может подать в том числе контрольный орган в сфере закупок. При этом личную заинтересованность закон № 44-ФЗ определяет как возможность получения должностными лицами заказчика доходов или иной выгоды для себя или третьих лиц. Данное положение направлено на минимизацию коррупционной составляющей при проведении закупок.

Также если начальная цена закупки превысит порог, установленный постановлением Правительства Р. Ф.от 04.09.13 № 775, участник закупок обязан будет предоставить информацию обо всех соисполнителях и субподрядчиках, заключивших с ним договор (или договоры), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта (ч. 23, 24 ст. 34 закона № 44ФЗ). За неисполнение этой обязанности госконтракт должен предусматривать неустойку. Кроме того, непредоставление любых обязательных сведений повлечет за собой размещение информации об этом в единой информационной системе, что может впоследствии негативно отразиться на репутации участника закупки (ч. 21, 25 ст. 34 закона № 44-ФЗ).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.