Новый закон о закупках. Как теперь компании с госучастием будут работать с контрагентами

981
С 1 января 2012 года вступил в силу закон, устанавливающий требования к закупкам госкорпораций, субъектов естественных монополий, целого ряда других коммерческих компаний, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также их дочерних организаций.

Дмитрий Казанцев, юрист электронной торговой системы B2B-Center

Какие компании будут осуществлять закупки по новым правилам

Что грозит закупщикам за отсутствие положения о закупке

Можно ли по закону № 223-ФЗ закупаться без тендеров


С 1 января 2012 года вступил в силу закон, устанавливающий требования к закупкам госкорпораций, субъектов естественных монополий, целого ряда других коммерческих компаний, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также их дочерних организаций, — Федеральный закон от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 223-ФЗ). Новые требования затрагивают как вышеназванные компании, так и их контрагентов, поскольку предполагают более длительные процедуры перед заключением договоров. Компании, подпадающие под действие закона № 223-ФЗ, должны самостоятельно установить требования к закупочным процедурам (ч. 2 ст. 2 закона № 223-ФЗ). Но пока практика не сложилась, остаются вопросы относительно того, что можно указывать в таком положении о закупке, а что антимонопольный орган может посчитать не соответствующим принципам открытости и прозрачности закупок.

Компании, которые попали под действие закона № 223-ФЗ

К компаниям, которые обязаны проводить закупки в порядке, установленном законом № 223-ФЗ, относятся государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, которые осуществляют регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия государства или муниципального образования превышает 50 процентов. Также в этот перечень вошли «дочки» (дочерние компании) и «внучки» (дочерние организации дочерних компаний) всех вышеперечисленных организаций (ч. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ). Это означает, что избежать применения закона № 223ФЗ путем осуществления закупок через специально созданные дочерние организации не получится.

Момент, с которого компании начнут применять закон № 223-ФЗ. Закон № 223-ФЗ вступил в силу еще 1 января 2012 года. Но с этой даты осуществлять закупки по новым правилам обязаны не все компании, названные в части 2 статьи 1 закона № 223-ФЗ. Некоторые из них, отвечающие определенным критериям, должны приступить к работе по закону № 223-ФЗ позже (ч. 7, 8 ст. 8 закона № 223-ФЗ). Однако необходимо иметь в виду, что возможно совпадение нескольких критериев, для каждого из которых установлены разные сроки для начала применения закона № 223ФЗ. Например, муниципальное унитарное предприятие занимается регулируемым видом деятельности — энергоснабжением. Муниципальные унитарные предприятия начнут работать по закону № 223-ФЗ только с 1 января 2014 года (ч. 8 ст. 8 закона № 223-ФЗ), но конкретно для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, установлен иной срок: если их выручка от этой деятельности не превышает 10 процентов от общей выручки за 2011 год, они должны применять закон № 223-ФЗ с 1 января 2013 года, а если указанная выручка превышает 10 процентов, то закон № 223-ФЗ применяется уже с 1 января 2012 года. Следовательно, муниципальное унитарное предприятие из нашего примера в зависимости от объема выручки от регулируемого вида деятельности должно начать применять закон № 223-ФЗ с 1 января 2012 года либо с 1 января 2013 года (письмо Минэкономразвития России от 05.12.11 № Д28−646).

Также нужно учитывать момент, касающийся компаний, которые были созданы после вступления в силу закона № 223-ФЗ (то есть после 1 января 2012 года). Такие организации должны проводить закупки по новым правилам по истечении трех месяцев с даты их создания (ч. 5 ст. 8 закона № 223-ФЗ). Например, 13 февраля 2012 года федеральное государственное унитарное предприятие было реорганизовано в открытое акционерное общество (100 процентов акций в собственности РФ). Это значит, что компания должна опубликовать положение о закупке и начать работу по нему до 13 мая 2012 года.

Исключения. Требования закона № 223-ФЗ не распространяются на закупки некоторых видов товаров, работ и услуг. Перечень исключений указан в части 4 статьи 1 данного закона: в частности, это купля-продажа ценных бумаг и валютных ценностей, приобретение товаров на товарной бирже, отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита, закупки, которые подпадают под действие закона № 94-ФЗ, и т. д.

Утверждение и опубликование положения о закупке

Чтобы компании-заказчику начать работать по закону № 223-ФЗ, нужно составить положение о закупке. Этот документ утверждается определенным органом управления компании, который указан в части 3 статьи 2 закона № 223-ФЗ. Например, если заказчик является обществом с ограниченной ответственностью, то положение утверждается общим собранием участников, а в унитарном предприятии этот документ должен утвердить руководитель. Согласовывать с какими-либо органами государственной власти положение о закупке не нужно (письмо Минэкономразвития России от 21.12.11 № 28718-АС/Д28).

Положение о закупке должно быть опубликовано в течение 15 дней после его утверждения (ч. 1 ст. 4 закона № 223-ФЗ). С 1 апреля 2012 года этот документ размещается на сайте компании-заказчика. Если к указанному сроку эта обязанность не выполнена, то при проведении закупок заказчик обязан руководствоваться весьма неудобным для реализации Федеральным законом от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 94-ФЗ) до тех пор, пока не опубликует положение о закупке (ч. 4 ст. 8 закона № 223-ФЗ). Разумеется, это касается лишь тех компаний, на которые закон № 223-ФЗ распространяется с 1 января 2012 года. Пока это единственное негативное последствие отсутствия положения о закупке. Ответственность за нарушение требований закона № 223-ФЗ еще не установлена, хотя ФАС России планирует в ближайшее время внести законопроект с поправками в Кодекс об административных правонарушениях, вводящими штрафы за нарушение закона № 223-ФЗ.

Публикация положения о закупке. До 1 июля 2012 года положение о закупке публикуется на собственном сайте компании-заказчика, а после 1 июля 2012 года — на официальном сайте госзакупок www.zakupki.gov.ru (ч. 3 ст. 8, п. 1 ч. 10 ст. 3 закона № 223-ФЗ). После 1 июля 2012 года размещение положения о закупке на собственном сайте компании-заказчика вместо сайта госзакупок возможно только в случае возникновения технических неполадок с сайтом госзакупок, блокирующих его работу (ч. 13 ст. 4 закона № 223-ФЗ), и только с условием последующего размещения положения на сайте госзакупок в течение одного рабочего дня после устранения таких неполадок.

Содержание положения о закупке

Все требования к проведению закупок должны быть установлены компанией самостоятельно, поскольку закон № 223-ФЗ готовых процедур не предлагает. В положении нужно отразить правила, действующие независимо от способа осуществления закупки: порядок планирования закупочной деятельности, содержание извещения о закупке и закупочной документации, порядок формирования и работы закупочной комиссии, а также требования к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Также важно указать, каким образом будут проводиться конкретные способы закупок.

Процедуры проведения закупок. В положении о закупке должны быть предусмотрены правила проведения конкурентных закупок: конкурса и аукциона. Дополнительно можно предусмотреть и другие способы осуществления закупок, например, в виде запроса котировок, запроса цен, конкурентных переговоров, закупки у единственного источника и любой другой способ по желанию компании. В этом смысле в законе № 223-ФЗ нет ограничений (ч. 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ). Но важно обязательно перечислить основания, при которых применяется тот или иной способ закупки, особенно для неконкурентных способов.

При этом большинство специалистов сходятся во мнении, что, несмотря на отсутствие четких ограничений в законе № 223-ФЗ в части использования неконкурентных способов закупки, увлекаться ими рискованно. Во избежание нареканий со стороны контролирующих органов в положении о закупке лучше установить предельный объем закупок, по которым возможны неконкурентные процедуры. В законе закреплен принцип открытости проведения закупок (ч. 1 ст. 4 закона № 223ФЗ). Не исключено, что слишком активное использование неконкурентных способов антимонопольные органы сочтут нарушением этого принципа. В части закупок у единственного поставщика лучше ориентироваться на суммы, обозначенные в части 15 статьи 4 закона № 223-ФЗ. Там указано, что заказчики могут не размещать на сайте сведения о закупке товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей (для компаний, у которых годовая выручка за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд рублей, такой предел — 500 тыс. рублей). Кроме того, лучше установить в положении о закупке конкретные основания применения неконкурентных способов. Например, для закупок у единственного поставщика могут быть такие причины: вследствие наличия срочной потребности (нет возможности провести конкурентные закупки с соблюдением сроков) или если поставщик является монополистом необходимых товаров, работ или услуг.

Порядок заключения и исполнения договора. Порядок заключения контракта по итогам процедур проведения закупки законом № 223-ФЗ не установлен. Это предоставляет компании-заказчику возможность отразить в данном разделе сложившийся порядок договорной работы, учитывающий особенности хозяйственной деятельности компании. В положении о закупке нужно закрепить все требования к порядку заключения договоров с контрагентами: срок заключения договора по результатам закупочных процедур, порядок его изменения и т. д.

Риски для заказчиков

В отсутствие наработанной практики применения закона № 223-ФЗ и разъяснений антимонопольных органов можно выделить несколько аспектов риска.

Проблемы с сайтом. Пока нет уверенности, что сайт госзакупок, который и сейчас работает неидеально, справится с возросшей нагрузкой после 1 июля 2012 года. Кроме того, сайт планируется интегрировать с большинством существующих электронных торговых площадок, а не только с теми пятью, которые были отобраны для обслуживания госзакупок. Сможет ли информационная система заработать надлежащим образом в установленный срок, покажет время. Закон № 223-ФЗ оставил возможность Правительству Р. Ф. отложить вступление в силу новых требований о размещении информации на сайте госзакупок (ч. 3 ст. 8 закона № 223-ФЗ).

План закупок. Каждый заказчик должен разместить на сайте госзакупок план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год (ч. 2 ст. 4 закона № 223-ФЗ). Следовательно, уже с 1 января 2012 года должны быть составлены планы закупок на весь 2012 год. Но проблема в том, что порядок формирования плана закупки и сроки его размещения на собственном сайте и на сайте госзакупок устанавливаются Правительством Р. Ф. А такое постановление пока не издано. В итоге пока можно только ориентироваться на форму плана закупок, утвержденную приказом Минэкономразвития России № 761, Казначейства Р. Ф. № 20н от 27.12.11 «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов <…>" (по аналогии с законом № 94-ФЗ).

Открытость сведений о закупках. Заказчикам придется опубликовывать сведения, которые, по сути, являются коммерческой тайной. Исключение сделано только для государственной тайны. Такую информацию можно не размещать при условии, что эти сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора (ч. 15 ст. 4 закона № 223-ФЗ).

Претензии ФАС. Любой участник закупки может обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке. Например, если не будут размещены положение о закупке и закупочная документация, если заказчик предъявляет к участникам требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке, либо если закупки осуществляются в отсутствие положения о закупке и без применения закона № 94-ФЗ (ч. 10 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Как изменится договорная работа в связи с применением закона № 223-ФЗ от 18.07.11

Новый закон о закупках. Как теперь компании с госучастием будут работать с контрагентамиИгорь Шестаков, старший юрисконсульт ФГУП «НПЦ «Дельта»»

С появлением закона № 223-ФЗ требуется более пристальное внимание не только к договору, но и к закупочной документации, поскольку допущение любой технической ошибки может грозить закупщику претензиями от антимонопольного органа. Другая проблема в том, что раньше мы сами выбирали контрагентов и работали только с теми, кому доверяем, теперь же выиграть торги могут любые, в том числе и недобросовестные, компании, что может сказаться на качестве закупаемых товаров и услуг, существенно затянуть сроки закупки и как следствие повлиять на исполнение нами смежных обязательств. У потенциальных поставщиков тоже добавилось хлопот в части подготовки к торгам. Если для участия в госзакупках достаточно изучить закон № 94-ФЗ и внимательно отнестись к закупочной документации, то в случае с новым законом № 223-ФЗ у каждого заказчика свои требования к процедурам и участникам, которые к тому же могут меняться.

СОВЕТ В ТЕМУ

В положении о закупке нужно очень тщательно проработать требования к участникам закупки и закупаемым товарам (работам, услугам).

Дело в том, что заказчик не сможет предъявлять к участникам закупки, закупаемым товарам, работам и услугам, а также к условиям исполнения договора требования, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

ВОПРОСЫ В ТЕМУ

Как компания, обязанная перейти на применение закона № 223-ФЗ при осуществлении закупок, должна поступить с договорами, заключенными до вступления в силу этого закона?

Договоры, которые заказчик заключил до вступления в силу закона № 223-ФЗ, продолжают действовать. Учитывая, что в законе № 223-ФЗ нет оговорки об обратном, новые требования о закупках применяются только к вновь заключаемым договорам.

В законе № 223-ФЗ предусмотрен реестр недобросовестных поставщиков. Это тот же реестр, который ведется по закону № 94-ФЗ?

Нет, это отдельный реестр. Но заказчик по закону № 223-ФЗ может определить в положении о закупке, что он вправе отказать в заключении договора с участником торгов, который включен в любой из реестров недобросовестных поставщиков как по закону № 223-ФЗ, так и по закону № 94-ФЗ (ч. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль