«Сработать на судебное решение – это значит сработать на бумагу»

233
Основные особенности работы юриста в компании по производству упаковки для товаров народного потребления связаны с тем, что клиентскую базу составляют крупные международные и российские холдинги. Как это сказывается на работе юристов, нам рассказал Алексей Стадник, начальник юридического департамента ЗАО «Конфлекс СПб»

Основные особенности работы юриста в компании по производству упаковки для товаров народного потребления связаны с тем, что клиентскую базу составляют крупные международные и российские холдинги. Как это сказывается на работе юристов, нам рассказал Алексей Стадник, начальник юридического департамента ЗАО «Конфлекс СПб»

Структура юридического департамента

— У вас большая юридическая служба?

- Нет, весь управленческий аппарат ЗАО «Конфлекс СПб» достаточно компактен — это касается и юридического подразделения. Но при этом всю юридическую работу компании мы ведем своими силами. На аутсорсинг мы можем отдать только технические услуги, требующие времени на стояние в очередях, которого у нас нет. Например, услуги по получению каких-либо выписок из государственных реестров.

— Каковы основные направления работы юридического департамента?

- Самый большой блок — это договорная работа и экспертиза документации, оформляемой в ходе исполнения договоров, для исключения налоговых рисков. Второе направление — внутренний юридический аудит и судебная практика по хозяйственным спорам. Третье — корпоративное направление и налоговые споры. Кроме того, в силу определенного положения на рынке компания должна согласовывать некоторые действия с антимонопольной службой. Это тоже часть нашей работы.

Специфика правовой работы в области производства упаковки

— В чем заключается внутренний юридический аудит, о котором вы упомянули?

- По сути, это контроль за действиями менеджеров отдела продаж и отдела закупок. Если мы видим, что кто-то из контрагентов стал достаточно часто предъявлять претензии, мы стараемся найти причину. Кроме того, проверяем действия менеджеров в конфликтных ситуациях по договорам, где наша компания выступает покупателем или заказчиком. Бывает, что существует определенная проблема, но человек ее замалчивает. Тогда есть смысл взять ее решение на себя и потом научить сотрудников, как поступать в аналогичных обстоятельствах.

— ЗАО «Конфлекс» производит упаковку и этикетки для различных товаров. Какие договоры вы заключаете с клиентами: поставки или подряда?

- Основной наш договор — это поставка. Но бывает, что компания изготавливает упаковку или этикетки из давальческого сырья заказчика. В таком случае речь идет о подряде.

— Для поставки упаковки, предназначенной для определенной продукции, необходимо сначала договориться о том, как она будет выглядеть. Технические и дизайнерские вопросы решаются до или после заключения договора?

- По-разному. Большинство наших заказчиков — крупные российские и международные концерны, которые уже давно работают на массовом рынке. Поэтому на момент обращения к нам у них обычно уже есть готовые требования к упаковке для своей продукции. Если же требуется разработка макета (формат, цветовое оформление и т. д.), то после заключения договора с предметом «поставка гибкой упаковки» создается рабочая группа, которая состоит из нашего менеджера, технолога и представителя заказчика. Разработанные этой группой технические моменты мы оформляем спецификациями к договору.

— Как решается вопрос интеллектуальной собственности на макет упаковки?

- Если компания разрабатывает дизайн упаковки по заказу клиента, то по договору все права на конечный результат переходят к нему, но у нас остается право использовать разработанный дизайн-макет в маркетинговых целях.

— Какие существуют особенности в процедуре заключения договоров с крупными международными концернами?

- Чтобы стать поставщиком крупного международного концерна, надо пройти специальный аудит, который устанавливает, способна ли компания выпускать продукцию, соответствующую критериям качества, принятым в концерне. Это международные стандарты, которые обычно выше российских требований к качеству. Необходимые документы готовит наша служба качества, а задача юристов — проследить, чтобы вся документация была консолидированно представлена контрагенту к моменту заключения контракта. Бывает, что некоторые требования, которые предъявляет международный концерн, мы на себя на данный момент взять не можем. Тогда нашей юридической службе необходимо договориться с юристами контрагента так, чтобы на момент заключения договора конкретного условия в контракте не было, при том что в дальнейшем мы включим его дополнительным соглашением.

— Какие судебные споры у вас преобладают?

- Я бы сказал, что у нас «стандартный набор»: хозяйственные споры о взыскании задолженности, а также споры, вытекающие из договоров подряда, где наша компания выступает заказчиком, споры с налоговыми органами. Но вообще большинство проблемных ситуаций, связанных с договорными отношениями, мы решаем путем переговоров, устраивая встречи с первыми лицами и юристами компании-контрагента. На уровне юристов проблема решается проще, чем на уровне менеджеров. Мы опираемся на нормы законодательства и положения договора, поэтому сразу становится понятно, кто допустил ошибку и как ее можно исправить. Даже если конфликт все-таки выливается в судебный спор, то в суде мы часто приходим к мировому соглашению.

— Это именно юридическая тактика или общая политика компании?

- Скорее и то, и другое. Сработать на судебное решение — это значит сработать на бумагу. А нам важен результат — деньги. Если мы достигаем определенных договоренностей с контрагентом, то экономим и силы, и средства. Плюс мы сохраняем отношения. Компания не может разбрасываться клиентами, поскольку работает на рынке B2B, то есть нашими клиентами выступают не обычные потребители, а крупные представители бизнеса. Хотя, конечно, многое зависит от ситуации и от статуса контрагента: иногда нужно действовать против правил и быстро обращаться в суд, чтобы не потерять время на бесперспективные переговоры.

— Вам приходится работать с нормами международного частного права?

- Да, хотя сейчас у нас не так много договоров международной купли-продажи. В последнее время компания из-за валютных рисков предпочитает закупать сырье в России. Что касается оборудования, то оно все иностранное. И хотя поставка этого оборудования давно состоялась, остаются обязательства поставщика по гарантийному обслуживанию. Кстати, у нас был случай, когда пришлось поработать и с нормами национального права иностранного государства. В адрес ЗАО «Конфлекс» состоялась поставка от крупного европейского промышленного концерна. Контракт был подчинен праву Германии и предусматривал рассмотрение споров в немецком суде. Когда появились некоторые разногласия с контрагентом, мы самостоятельно изучили нормы Гражданского уложения Германии и применили их к спорной ситуации. В результате все разрешилось благоприятно для нас, причем без суда и помощи медиаторов или сторонних консультантов.

— Вы вели переговоры с немецкими юристами контрагента?

- Да, мы решили вопрос путем активной переписки с ними.

Требования к юристам: ориентированность на клиента и многопрофильность

— Судя по вашему подходу к работе юридической службы, одно из требований к вашим юристам — это умение вести переговоры?

- Да, одно из важнейших требований — ориентированность на клиента. Это необходимо, поскольку и сама компания занимает подобную позицию.

— Знание налогового права обязательно?

- Не только налогового права, но и основ налогового учета. Это исключает недопонимание между юридической и финансовой службами компании. Например, во всех наших стандартных договорах всегда прописаны требования к оформлению документации: товарных и товарно-транспортных накладных, счетов-фактур и т. д. Это документы бухгалтерского и налогового учета, но мы идем в ногу с нашей бухгалтерией, поскольку понимаем, что ее проблемы в случае налоговой проверки тут же транслируются на юридический департамент. Как я уже упомянул, налоговые споры мы ведем самостоятельно.

— Вам в работе требуется хороший уровень владения иностранным языком?

- Знание иностранного языка требуется не постоянно, а скорее в исключительных случаях. В частности, когда необходимо напрямую урегулировать какие-то спорные ситуации с иностранным поставщиком, как в случае, о котором я рассказал.

— При выборе нового сотрудника вы предпочли бы юриста широкого профиля или хорошего специалиста узкой направленности — например, налоговой?

- Я бы предпочел специалиста широкого профиля. На мой взгляд, это важно для любой производственной компании. Наша работа отличается разноплановостью, какого-то постоянного узкого участка нет. Решение узкопрофильных вопросов требуется не так часто.


Беседовала Евгения Яковлева,

ведущий эксперт журнала «Юрист компании»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.